Земля, дарованная Богом. Заметки об Израиле
Каждый клочок Святой земли, каждый камень, каждое дерево, не говоря о зданиях и стенах сфотографированы, сняты на видео и описаны сотни тысяч раз, не только простыми паломниками и путешественниками, но и профессиональными писателями и репортерами. Поэты всех времен и народов по-святили тысячи рифмованных строк, воспевая эту заурядную каменистую землю, пропитанную кровью и потом десятков поколений людей, различных национальностей и рас.
Ну почему же эта маленькая страна, занимающая по площади всего 0,015% суши, вместо названия которой на всех картах мира пишут только маленькую цифру, почему она во все времена была, есть, и будет центром мира?! Почему от политической температуры в этой горячей точке лихорадит всю планету? Почему у многих из нас при слове Израиль, Иерусалим сердце начинает биться чаще, независимо от наших симпатий к этой стране. Может быть потому, что здесь, тысячи лет назад, Бог сказал человеку по имени Авраам: вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; (Быт.17:4-6)
Может быть поэтому, нас христиан, мусульман, евреев влечет сюда зов сердца, к месту где наш общий отец – Авраам, разговаривал с Богом! Как пишет Ап. Павел : но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (Рим.4:16)
Ведь от Авраама ведут свои родословные линии не только арабы и евреи, являясь братьями по плоти, но и мы язычники, привившись к народу Божию через Христа, и став наследниками тех древних обетований.
И вот спешат наследники Авраама со всех концов земли посетить Израиль, удивительную страну, вечно юную, но с тысячелетней историей.
Неважно, откуда ты прилетел, приехал, пришел в эту Землю, первое, что встречает тебя –
Шалом! Мир тебе!
Вероятно поэтому люди и едут в Израиль, чтобы прикоснутся к этому хрупкому миру, миру, от которого зависит судьбы нашей планеты и судьба каждого из нас.
Может быть, соприкасаясь с Богом, с Его ощутимым присутствием в этой точке пространства и вечности, наша душа стремиться передать те чувства, тот мир, те глубокие переживания всем, кто встречается нам на пути. Чтобы расширить зону мира на наших родных, друзей, знакомых и совсем чужих.
Именно эти чувства побуждают меня взяться за перо.
Итак, ШАЛОМ ИЗРАИЛЬ!
Шасси нашего лайнера мягко коснулись посадочной полосы аэропорта Бен-Гурион глубокой ночью. Несколько минут, и мы уже в здании современного аэропорта, ничем не отличающегося от своих европейских собратьев.
Проверка паспортов, и наша группа уже на улице. Каким то образом сотрудники израильской таможни решили, что мы не представляем опасности для их страны, и мы даже не заметили, где они находятся.
Забегая вперед, замечу, что при обратном вылете таможенное оформление нашей группы заняло около двух часов.
Мы – это группа русскоязычных паломников, из Украины, России, Казахстана, США решившись со-вершить тур по Израилю, вместе с телеканалом СНЛ и пастором Максимом Максимовым.
В нашей разношерстной команде были представители баптистов, пятидесятников, православных, адвентистов, харизматов, и вначале некоторые из нас насторожено и с опаской посматривали друг на друга.
Действительно, легко осуждать другую деноминацию заочно, рассуждая о формах служения, о внеш-нем виде и количестве украшений у себя в церкви или в кругу друзей.
А здесь, когда обстоятельства, вынуждают тебя находиться с этим харизматом или православным 24 часа в сутки, слушать их песни, молиться с ними, есть и даже спать в одном номере!
Поэтому жаркие богословские баталии первых дней, постепенно угасли, и им на смену пришло пони-мание, что рядом с тобой находится такой же брат или сестра в Господе, которые также дороги нашему Спасителю, как и ты. И если их форма поклонения Богу отличается от принятых в твоей церкви, то это совершенно не значит, что он любит Бога меньше чем ты.
Это такие простые библейские истины, о которых писал еще Ап. Павел для некоторых из нас, в т.ч. и меня, на Святой земле приобрели совершенно новое, конкретное значение.
Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. (1Кор.12:4-6)
Пастор Максим на заключительной конференции в Тиверии продемонстрировал простой, но очень наглядный пример содержания и формы. Он взял три пластиковые бутылки с водой, и поставил их на стол. Одна бутылка была небольшая, зеленая, и изящной формы. Другая была большая и прозрачная. А третья двухлитровая бутылка была очень красивая, из цветного пластика и причудливой формы.
Несмотря на такие различия по внешнему виду внутри всех бутылок находилась вода из одного источника. И ценность такой бутылки для изнемогающего от жажды путника, определяется только наличием свежей воды в ней, и абсолютно не зависит от посуды.
Здесь уместно подчеркнуть тот факт, что говоря о веротерпимости, я далек от мысли, объединить всех верующих в единую, так сказать, «правильную» церковь.
Такой «правильной» церкви на земле быть не может по определению. И многообразие форм служений и поклонений Богу, только подчеркивает его Божественное Отцовство для каждого Христианина.
Единственный критерий, по которому мы должны определять отношение человека (а не деноминации) к Богу, записан в Послании Ап. Иоанна: Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. (1Иоан.4:15)
Исповедь человека Иисуса Сыном Божьим - это не только слова, которые мы произносим. Это наши поступки, наш образ жизни, наше отношение к людям.
И в нашем путешествии по Святой Земле каждый из нас проверялся очень просто, на бытовом уровне. Кто-то постоянно опаздывал в автобус по утрам, кого-то тянуло в сторону сувенирных магазинов, а кто –то первым спешил помочь своему соседу довезти неподъемный чемодан к автобусу.
Автобусы были основным нашим средством передвижения по Израилю. Святая земля по площади в полтора раза меньше Одесской области, и за девять дней мы проехали по Израилю с севера на юг и с востока на запад.
Единственное, что не менялось на протяжении нашего путешествия – это дороги. Отличные современные магистрали, по три-четыре полосы в одном направлении, позволят за несколько часов покрыть расстояние от границы Ливана на севере до порта Эйлат на Красном море.
Все остальное за окном менялось как в сказочном калейдоскопе. Только что автобус отъехал от набережной ласкового Средиземного моря, проехал мимо Алмазной биржи в Тель-Авиве, где кстати про-дается и покупается больше половины всех алмазов планеты, и через несколько минут автобус катиться вниз к Иерусалиму мимо крупнейшего аэропорта страны – Бен-Гурион.
Приближаясь к Иерусалиму, ожидаешь увидеть нечто особенное, захватывающее, неземное.
Но автобус как-то незаметно въезжает в городскую черту, и начинает движение по узким улочкам старого города.
Город разделен на четыре неравные части: мусульманская, христианская, армянская и еврейская. Дома построены из светлого иерусалимского известняка, который гораздо прочнее и наряднее нашего одесского.
От Иерусалима времен Иисуса Христа осталось совсем немного. За эти тысячелетия город пережил немало войн и осад, был разрушаем и снова поднимался из руин. Поэтому со временем древний Иерусалим оказал на несколько метров под землей, и чтобы осмотреть древние стены и уцелевшие камни мостовой нужно спускаться вниз, где археологи раскапывают старый город.
От времен Ирода Великого на поверхности осталась только Западная стена, так называемая Стена Плача.
Многие ошибочно считают, что это стена второго Храма. И пытаются опровергнуть слова, сказанные Христом своим ученикам:
«Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.(Матф.24:2)»
Действительно, храм был разрушен и сожжен в 70 г.н. римскими легионерами во главе с Титом.
От высокой температуры золото, украшавшее храм, расплавилось, и стекло вниз между камнями хра-ма и мостовой.
Римские воины, пытаясь достать это золото, разбили все камни зданий храма, разрушили мостовую, исполнив тем самым пророческие слова Иисуса Христа.
А стена, где сегодня по субботам, собираются ортодоксальные евреи молиться за возрождение храма, представляет собой небольшую часть мощной опорной стены, окружавшей гору Мориа, на которой и был построен второй храм Иродом Великим в 20 г. до н.э.
Очень интересно наблюдать, как в субботу вечером, многочисленные евреи спешат к стене плача. Они идут как-то по особенному: быстро и целенаправленно, широким шагом, опустив взор к земле. Широкие фалды черных пальто развеваются от быстрой ходьбы, огромные круглые меховые шапки надвинуты по самые брови, и мелькающие белые гольфы делают их похожими на больших птиц, спешащих к трапезе. Они выглядят так важно и недоступно в своем целенаправленном движении, что вряд ли кто рискнет их остановить и что-то спросить.
Справа у стены в углублении находятся встроенные полки с множеством религиозных книг. Я там обнаружил даже Тору на русском языке. Книгами может воспользоваться любой для молитвы, а затем возвратить на место. Перед стеной плача установлены в несколько рядов столы и стулья, где с наступлением субботы, т.е. после четырех часов в пятницу после обеда, собираются раввины каждый со своими учениками и совершают совместные молитвы и песнопения.
Что удивительно, что во время молитв евреи совершенно не обращают внимания, на суетящихся во-круг них иностранцев, на срабатывание фотовспышек, и другие отвлекающие факторы.
На такое же их поведение я обратил внимание, при посещении гроба Давида. Там в небольшом помещении проходили занятия с еврейскими мальчиками. Туристы десятками проходили через комнату ко гробу Давида, делали снимки, разговаривали, а подростки с раввином продолжали читать религиозные книги с таким видом, словно нас не существовало.
Я подумал, как разительно их культура молитва отличается от нашей, протестантской. Когда в нашу церковь посреди проповеди или молитвы влетает опоздавший, все, включая проповедника, поворачивают головы в его сторону.
Вообще суббота у евреев отличается от нашего воскресенья. Шалом, шабатт. Так принято
здороваться после захода солнца в пятницу.
Улицы Иерусалима будто вымерли. Не едут машины, закрыты магазины, на улицах почти нет людей – только туристы и немногочисленные арабы. Этот вечер принято проводить в кругу своей семьи.
Что такое Шаббат, мы с женой поняли, очутившись в субботнем лифте в гостинице.
В гостинице два лифта, и один из них в субботу работает в особом, шаббатном режиме.
Поскольку в субботу евреям нельзя делать ничего, что меняет мир, в том числе и включать лифт, то кабина лифта при движении по две минуты стоит на каждом этаже с открытыми дверями.
Наши попытки ускорить процесс движения путем нажатия на все кнопки ни к чему не привели.
Шабат есть шабат!
Несмотря на постоянную неприязнь между евреями и арабами, в Иерусалиме не ощущается эту напряженность и опасность. Может быть этот связано с солдатами израильской армии, свободно расхаживающими с огромными автоматами на плече по улицам города.
А поскольку в Армии Израиля служат не только парни но и девушки, то было непривычно видеть девчушку лет восемнадцати, в армейской форме и с автоматом наперевес, весело болтающей со своей подружкой.
Напряженность и опасность мы начали осознавать тогда, когда поехали на территорию Палестинской автономии, в Вифлеем, или как его называю арабы Бейт-лехем, что в переводе означает Дом хлеба.
После ряда террористических атак Израильское правительство в 2003г. приняло решение огородить территорию автономии бетонной стеной высотой 8 метров и длинной 48 км.
Евреям в целях их безопасности, под страхом уголовного наказания запрещено пересекать границу автономию.
Поэтому, оставив нашего гида Якова, мы под руководством местного араба двинулись по длинным извилистых переходам из колючей проволоки и металлического ограждения к контрольно-пропускному пункту.
Для прохода на территорию Вифлеема достаточно предъявить паспорт дежурному солдату-арабу, и вот мы уже по ту сторону.
На этой стороне нас уже ждали палестинские автобусы со своими гидами. Удивило большое количество автомобилей с христианскими символами - рыбкой на борту. Оказывается в Вифлееме и его окрестностях проживает немало христиан-арабов. Кстати мэр города вот уже несколько сотен лет избирается только из среды христиан. Такой закон, как рассказала наш гид, установили еще во времена Османской империи, и хотя с тех пор, власть в Палестине менялась много раз, никто не пытался этот за-кон упразднить.
Я подумал, что нашим депутатам стоит поучиться даже у мусульман, настолько уважающим закон и порядки, что несмотря на враждебное отношение к христианам, они строго соблюдают законы, принятые сотни лет назад, и даже не пытаются их изменить.
Кстати, здание Кнессета, аналог нашей Верховной Рады, выглядит очень буднично, просто и функционально.
Невысокое современное здание из стекла и бетона, окружено зелеными лужайками и обнесено сетчатой изгородью. У входа находиться один охранник с автоматом. Для посещения Кнессета достаточно иметь паспорт. Т.е. любой гражданин Израиля и турист может посмотреть, чем занимаются депутаты, и как проходят пленарные заседания парламента. Вот такая и у них демократия.
Церковь Рождества Христова поразила нас своим запущенным видом. Это и неудивительно, так как ремонт не делался здесь уже несколько сотен лет. А христианские конфессии, содержащие этот храм, никак не могут договорится о его совместном ремонте.
Вообще атмосфера внутри храма мрачноватая, и радости, что здесь, на этом месте родился Спаситель Мира не ощущается.
Ведь точных свидетельств о местонахождении пещеры, ставшей приютом для Марии и Иосифа в ту рождественскую ночь, не существует.
Жизнь в палестинской автономии несладкая. По словам местного гида, они чувствуют себя как в зоопарке. Чтобы выйти за пределы автономии на территорию Израиля необходимо получить специальное разрешение, что достаточно сложно. Поэтому побывать в Стране обетованной, находящейся рядом, за стеной, жителю Вифлеема удается всего два-три раза в год.
Автономия полностью самоуправляема, имеет свою полицию и власть. Но уровень жизни здесь в два-три раза хуже чем в Израиле. Зато цены на сувенирную продукцию, а это в основном фигурки библейских героев и Рождественские сценки из дерева, изготовляемыми местными умельцами, раза в два дешевле, чем в Иерусалиме.
Поэтому покидали эту горячую точку Израиля мы с не пустыми руками.
Вообще в Израиле одна из главных доходных статей – это туризм. Поэтому все работают для туристов и на туристов. Сувенирных магазинов здесь такое огромное количество, что глаза разбегаются от яр-кости красок и изящности форм. Кроме того, в ходе экскурсий по святым местам вокруг туристов постоянно крутятся арабы, предлагающие купить сумки, подсвечники, брелки с еврейской символикой.
Восточная торговля отличается от западной не только завышенной стартовой ценой, но и своей тонкой психологией ведения торга.
Вначале создается впечатление, что продавец не знает истинной стоимости своего товара. За какой-нибудь дешевенький на вид, глиняный светильник он называет такую цену, за которую можно вполне приобрести изделие из чистого серебра. Главная ошибка туристов – попытаться доказать продавцу, что это вещь не может стоит так дорого. Продавец может оскорбиться и дальнейший разговор может не состоятся.
Самая правильная тактика в восточном торге – это доброжелательные, я бы сказал дружеские отношения между торгующими. Достаточно сказать продавцу, что эта расписная тарелка тебе очень нравиться, и он сам отличный парень, и его лавка самая большая и красивая на всей улице, но … ты человек небогатый, из Украины и можешь дать за неё .. и называешь цену в несколько раз меньше заявленной хозяином лавки.
Неважно, что продавец может не понимать русский или английский язык. Хотя, как правило, многие из них достаточно бойко понимают и говорят по-русски. Если вам все таки попался араб, не знакомый с великим и могучим, то все вышесказанное может заменить твоя широкая добрая улыбка, великодушное похлопывание его по плечу, и растопыренные пальцы в качестве цифр.
Проведя эту процедуру два-три раза, и добившись уменьшения цены в несколько раз, можно проверить минимальную стоимость почти уже купленного сувенира. Широко улыбнувшись, и печально разведя руками, попытайтесь поставить сувенир на прилавок и повернитесь к выходу. Когда ваша нога ступит за порог, вы услышите реальную цену вашей покупки. Дальше торговаться бессмысленно, и рассчитавшись, вы расстаетесь с продавцом почти что закадычными друзьями. По крайней мере внешне, это выглядит очень похоже.
Добытый с такими дипломатическими хитростями сувенир, будет для вас гораздо ценнее, чем купленный, иногда и дешевле, в обычном сувенирном магазине с фиксированными ценами.
Покинув восточный базар, расположенный в христианской части Иерусалима, прямо вдоль по Виа Доларосса, мы заходим в русскую православную церковь, так называемое Александровское подворье.
Внутри церкви находиться археологический музей. В музее можно увидеть различные предметы бы-та, такие как изящные подвесные светильники, древние замки в виде львиных голов, старинные арабские монеты, миниатюрные стеклянные сосуды и многое другое.
Но нас больше всего интересовала не сама церковь, и даже не музей, а остатки древней стены, окружавшей старый город во время земной жизни Иисуса. Более того, здесь внутри церкви находятся остатки ворот, через которые Иисус совершал свое восхождение на Голгофу. Именно поэтому на вход-ной двери церкви имеется надпись на нескольких языках: Порог судных врат.
В древности после захода солнца, городские ворота, в целях безопасности, закрывались. И караванам, не успевшим зайти в город, приходилось оставаться ночевать за городскими стенами. Но рядом с большими воротами в этой части стены оставлена небольшая узкая щель. В эту щель с трудом может пройти, пригнувшись, человек средней комплекции.
Именно об этой маленькой, так сказать калитке в город, говорил Иисус Христос своим ученикам: ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божье. (Лук.18:25)
Этот вход в город в древности так и назывался «игольное ушко». Его форма действительно напоминает ушко иголки – внизу узкое, а к верху, где проходит туловище и голова человека более широкое. Понятно, что даже самый маленький верблюд не сможет протиснуться через эту щель.
Пройдя, или вернее протиснувшись через Игольные уши, я вспомнил еще одно известное высказывание Иисуса Христа о вратах:
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; (Матф.7:13)»
Действительно, в эти узкие ворота невозможно пройти с каким-нибудь громоздким предметом, на-пример чемоданом или даже рюкзаком. Все свои вещи ты должен оставить за пределами города, или дождаться утра, когда распахнут ворота.
В нашей духовной жизни, чтобы войти в Царство Небесное, необходимо оставить все, что связывает тебя с прежней жизнью: дурные привычки, злой характер, нечестивых друзей, вечеринки и пьянки, плохие мысли и преступные дела.
Если ты попытаешься что-нибудь взять с собой, ты просто не сможешь пройти. Чтобы пролезть в эти Игольные уши, мне пришлось снять даже фотоаппарат, хотя достаточно маленький и легкий.
Кроме того, пройти в эти тесные врата можно только по одному человеку. Никто не сможет совершить за тебя молитву покаяния, никакие повторения даже самых благочестивых и сильных молитв не смогут тебе помочь.
Только сила Святого Духа может побудить сердце грешника совершить этот решительный шаг к примирению со своим Творцом и Спасителем.
С такими размышления мы покинули Александровское подворье и направились к храму Гроба Господня.
Всем известно, что в Иерусалиме сегодня имеется два места, где согласно свидетельств Евангелистов мог быть распят и погребен Христос.
Как я уже писал выше, за прошедшие тысячелетия, говорить о конкретном расположении многих исторических мест, упомянутых в Библии, по крайней мере некорректно.
Вспомните город вашего детства – расположение домов, улиц, скверов и площадей…
Возвращаясь в родные места спустя каких-то двадцать –тридцать лет, вы с трудом узнаете родные места. Часть домов уже снесена, и строятся новые, деревья срубили, а новые еще не посадили, а вместо тихой улочки теперь скоростная магистраль с тысячами автомобилей.
И это все произошло за пару десятилетий. Представьте, что происходит с городами за две тысячи лет!!!
Учитывая тот факт, что ни карт, ни путеводителей, ни даже простых рисунков того времени не сохранилось.
Поэтому наиболее полным и правдоподобным описанием Иерусалима и окрестностей того времени является Евангелие, Иудейская война Иосифа Флавия, ну и конечно археологические раскопки.
Храм гроба Господня воздвигнут императором Константином в 325 г.н.э. на месте, где его мать Елена обнаружила пустую гробницу.
Учитывая небольшой промежуток времени между двумя события – распятием и смертью Христа, и обнаружением пустой гробницы, можно с достаточной уверенностью утверждать, что Христос был распят именно здесь. Тем более, можно полагать, что христиане, в течение около трехсот лет переда-вали своим потомкам рассказ об Иисусе, и показывали место его смерти.
Хотя на сегодняшний день, находясь в здании храма, очень трудно представить Голгофу, кресты, сад, и пустую могилу. Тем более что сверху на пещеру в 1555 году была положена мраморная плита.
По преданию, здесь находиться и могила первого человека на земле –Адама.
Может именно это древнее предание, побудило ап. Павла написать следующие слова:
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, (1Кор.15:22)
Там где первый человек, в самовольной попытке стать похожим на Бога, потерпел поражение от дьявола, потерял мир с Богом и стал его врагом; именно здесь Сын Божий, побеждает смерть и ад, и вновь соединяет человека с Богом, посредством своей крови и плоти.
и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. (Еф.2:16)
Но если вы хотите хотя бы немного ощутить дух того времени, стоит отправиться на второе предполагаемое место Голгофы.
Эта гробница и холм времен Ирода, открытые в 19 столетии группой британских христиан, полностью соответствуют евангельскому описанию Голгофы и могилы Иосифа Аримофейского.
Небольшой холм около 10-12 метров, благодаря небольшим углублениям, действительно напоминает череп с пустыми глазницами и ртом.
Недалеко от Голгофы в небольшом саду находиться гробница с двумя каменными ложами для тел мертвецов.
Перед входом в пещеру в камне выдолблен желоб длинной около трех метров, шириной около 30 см, и такой же глубины. Нетрудно представить как по этому желобу несколько человек, катили круглый плоский камень диаметром около двух метров и весом около 1500 кг, чтобы закрыть вход в гробницу.
Рядом находиться глубокая каменная цистерна для сбора дождевой воды, что подтверждает предположение о саде, расположенном на этом месте в древности.
Здесь, в отличии от Храма Гроба Господня, можно посидеть в саду, и в тишине поразмышлять о событиях давно минувших дней, представить ревущую толпу людей, грубый крест, и раннее воскресное утро, когда женщины искали Иисуса и думали, кто им отвалит полуторатонный камень от входа в мо-гилу…
У многих из нас уже произошла встреча со Христом на Голгофе. Мы уже присутствовали здесь духовным взором, и видели этот холм и крест.
Это совсем небольшая гора, даже не гора, а просто глыба камня, превыше всех земных гор и холмов.
Этот холм – место величайшего сражения за вечную жизнь для миллионов людей Земли, за их бес-смертные души.
Христос на этой горе остался один и принял на свои плечи всю тяжесть гнева Своего Отца.
"Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое;
(Ис.63:3)
В этом удивительном стихе Господь говорит о себе самом одновременно с точки зрения Сына и Отца.
Изливающий гнев и сгибающийся по тяжестью наказания, проливающий кровь, и запятнавший свои одежды – это Один И тот же Бог. Бог наказывающий и Бог милующий. Отец, протягивающий своему Сыну чашу гнева, и сам ее принимающий. Это логическое противоречие невозможно осознать и ре-шить в нашем разуме, это принимается только верой.
Верой в то, что здесь у подножия Голгофы, мы можем стать победителями и обрести то, что потерял Адам.
Пророк Даниил, пророчески описывая служение Иисуса Христа, сравнивает его с камнем:
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.(Дан.2:34)
Камень в Палестине имеет значение вечности. Евреи на могилы своих предков приносят не цветы, а камни. Поэтому на могильных плитах еврейских кладбищ можно увидеть целые россыпи мелких камней.
Иисус Христос является камнем, оторвавшимся от горы, и разбивший истукана, являющегося символом существующего мирового порядка. Находясь в Израиле более чем где бы то ни было, ощущается тревожное ожидание антихриста.
Находясь на Елеонской горе, откуда открывается захватывающая панорама Иерусалима, на переднем плане в городской стене четко видна арка ворот, заложенная камнями. Это Золотые ворота Иерусалима, через которые в город въехал на осле, сыне подъяремной Иисус Христос. Народ приветствовал его криками радости и подстилал под ноги ослика свои одежды и пальмовые ли-стья. И всего через несколько дней, те же самые люди вели его к другим воротам, избитого, окровавленного, в терновом венце, чтобы здесь, на Голгофе предать его позорной и мучительной смерти.
Евреи не узнали в Иисусе Христе пришедшего Мессию, и продолжают ждать его по сей день.
Они верят, что он придет с Елеонской горы и войдет в город Золотыми Воротами, которые тогда распахнутся для него. Он войдет в город и сядет на престоле Давида, отца своего.
Говорят, что все уже готово для восстановления Храма. Уже изготовлены предметы и различная утварь для священослужения, одежды для священников.
Но, христиане, читающие Писание, знают, что вначале придет Ложный Христос –Антихрист. Который воссядет в Храме и, что многие евреи снова будут обманутся. Они примут его за Мессию и воздадут Ему Божественные почести.
Глядя с Елеонской горы на сияющий золотой купол мечети Омара, на белоснежные стены домов, расположенные ярусами, на еврейское кладбище, находящееся у подножия горы, прямо перед Золотыми воротами, на людей, на евреев в своих традиционных одеждах, так и хочется плакать вместе со Христом над городом:
о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, (Лук.19:42)
Находясь на Святой Земля ты осознаешь свою личную ответственность за Еврейский народ, за святой город Иерусалим. Слова молитвы так и срываются с уст, прося миру этой стране, всегда находящейся в состоянии повышенной боевой готовности, в окружении воинствующих арабов.
«Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! (Пс.121:6)» призывает Давид. И этот призыв не остался тщетным. На всякой горе, на всяком святом месте наша группа христианских паломников, несмотря на разность конфессий, возносила горячие и искренние молитвы к Отцу Небесному, благословляя этот народ на его многострадальной земле.
Когда смотришь вокруг, на красно-бурую почву, сплошь усыпанную камнями, то трудно пред-ставить себе, что это и есть Земля Обетованная!
Земля, текущая молоком и медом! Слова, записанные в Библии, несколько тысячелетий назад, еще в середине 20 века, звучали как насмешка над евреями и их верой. Неужели здесь, на этих пустынных горах, разведчики, посланные Моисеем, смогли срезать гроздь винограда таких размеров, что ее с трудом могли нести два человека!?
Неужели здесь, в этих оврагах, и потрескавшейся от зноя земле могли течь реки? И не потоки воды, а молока? Где здесь может быть мед, когда нет цветов и пальм?
Даже сегодня, нужна огромная вера, чтобы принять это Божье обетование о земле Израиля.
Ведь после падения Иерусалима 10 сентября 70 г.н.э. и покорения Иудеи, римляне начали систематическое уничтожение деревьев, используя древесину для постройки дорог и в качестве топлива.
Последующие завоеватели Палестины – крестоносцы, арабы, мамлюки, турки-сельджуки совсем не заботились о будущем этой земли, о ее растительном и животном мире. Беспощадное уничтожение лесов и рощ, привело к тому, что в конце 19 века, Палестина представляла собой унылое зрелище. На десятки километров протянулись малярийные болота, песчаные дюны, колючие травы и кое-где остатки чахлых деревьев.
Эти последние леса были сожжены в топках турецких паровозов, курсирующих по вновь построенной железнодорожной линии Хайфа – Дамаск.
Оставшаяся без растительного покрова почва, под воздействием знойного солнца, растрескалась, обезводилась, и превратившись в мельчайшую пыль, была разнесена буйными ветрами по пусты-не, оголив каменистое основание земли. Колодцы высохли, вода ушла глубоко в землю, животные и птицы поменяли свои маршруты и места обитания.
В таком неприглядном и сумрачном виде приняла эта земля первых еврейских переселенцев, при-бывших сюда в 1947 году из разрушенной послевоенной Европы.
Многие из них, чудом уцелевшие и спасшиеся из ада концлагерей, худые, больные, голодные, едва ступив на берег, сразу шли в бой.
Параллельно с борьбой за выживание, о чем мы коснемся ниже, началась борьба за воду и землю.
Когда мы проезжали через горы и холмы, покрытые густыми лесами, мимо километровых плантаций финиковых пальм и банановых деревьев, мы с трудом верили словам нашего гида, что все это высажено человеческими руками всего за несколько десятилетий!
Слова пророка Исаии, сказанные более 2600 тому назад: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; (Ис.35:1)» воспринимаются сегодня не просто как, поэтический образ далекого будущего. Эти слова обрели реальную сущность, воплотившись в 200 миллионов новых деревьев, посаженых за последние шестьдесят лет! Это чудо, аналогов которого нет во всем мире.
На сегодняшний день в Израиле выращивают практические все виды культурных овощей, фруктов и ягод известных человечеству. Эту уникальную способность рождать и поддерживать жизнь земли Израильской не могут объяснить современные ученые.
И это вполне объяснимо, так как чудеса лежат за пределами познаваемого мира и принимаются верой.
Движимые такой верой в пророчества Божьи, имея огромное желание благословить народ Израи-ля конкретными действия наша паломническая группа изъявила желания посадить саженцы деревьев в заповеднике библейской природы Неот Кедумим. Заповедник расположен по дороге ведущей из Тель-Авива в Иерусалим всего десяти минутах езды от аэропорта Бен-Гурион.
Библия упоминает на своих страницах несколько сотен видов растений, деревьев кустов. Создатели заповедника решили воссоздать библейские ландшафты тысячелетней давности.
На пустынные склоны холмов, иссушенных знойным солнцем, были завезены тысячи тонн почвы, выкопаны пруды, беседки, посажены растения…
К сожалению, в этот раз мы не смогли прогуляться по винограднику пророка Исайи, спуститься в долину Песни Песней, к пруду царя Соломона, где сидя в беседке, прислушаться: не зовет ли прекрасная пастушка своего возлюбленного?
Но нам было не до отдыха. Вооружившись небольшими лопатками, и получив саженцы мы бодро приступили к высадке деревьев.
Казалось бы, что сложного посадить саженец высотой 70-80 см. в землю. Действительно, в Украине это не составляет особого труда. Но когда твоя лопатка начинает пытаться углубится в землю, она встречает ожесточенное сопротивление. Камни, одни камни… Разных размеров, форм и цветов. Ты просто разгребаешь их в стороны, и вера начинает испаряться как вода в пустыне. Сможет ли этот крохотный саженец пустить свои нежные корешки среди грубых камней, достичь воды и превратиться в раскидистое дерево?! Или солнце и ветер, камни и песок уничтожат этот зеленый росток? Сможет. Вырастет. Будет.
Потому что не только упорный труд людей, ухаживающих за этими саженцами, укрепляет мою веру. Не только, сложная система капельного полива, подводящая живительную воду, к каждому дереву вселяет надежду. И даже не само существование этого прекрасного уголка Израиля с тысячи деревьями внушает мне доверие.
Но сам, Творец, создавший всю землю, все деревья, всех животных, Всемогущий Бог, давший дыхание жизни каждой твари, является Единственным Гарантом того, что: «Земля эта, опустошенная, превратилась в рай» Иез. 36-35.
Ни камни, ни засуха, ни проклятия и угрозы противников Израиля, не в силах противостать словам нашего Господа!
Я не знаю, как назовется этот участок заповедника. Какую именно страницу Библии он откроет для будущих туристов. Но, посадив этот маленький саженец, растущий за тысячи километров от Украины, связал меня с этой страной невидимой связью любви. Частичка моего сердца, моей любви к Израильскому народу и его родине остается здесь.
И как этот маленький росток с каждым новым днем будет набираться сил и расти все выше и выше, так и наша любовь к избранному Божьему народу будет расшириться, становясь все больше и больше.
Свидетельство о публикации №212011701198