Зеркальный лабиринт. Гл. 4

Утром, ещё до завтрака, к Татьяне пришли Мавромати и Карапет Карапетян. Карапетян, вообще-то, был завхоз экспедиции, но принадлежал к тем людям, про которых говорят "в каждой бочке затычка" и разбирался во всём, кроме своих профессиональных обязанностей. Вернее, в том, что касалось имущества экспедиции, Карапет свято придерживался принципа "собака на сене". Допроситься у него чего-либо было невозможно по определению и в принципе.
 Мавромати воззвал к Татьяне как к третейскому судье, отчаявшись получить от Карапетяна потребные блоки питания к роботу-проходчику.
- Зачем тебе блоки питания? - резонно возразил Карапетян, - Всё равно работы остановлены и вообще - нас скоро на выход попросят. С вещами.
- Так он и застрял в раскопе! - возопил Мавромати, - Ты что - хочешь его на руках тащить? Махину в 150 кг весом?
- Так выдай ему блоки! - велела Татьяна скупердяю-завхозу, - Пусть он выведет робота из раскопа, а потом ты их снимешь.
- Ага! Снимешь! Как же! Вам что-нибудь дашь - и с концами! Больше не увидишь уже! - упёрся Карапет.
- Детский сад! - не выдержала я, - Карапет Вазгенович, Вам сколько лет?
- А ты вообще молчи, пигалица! - окрысился завхоз. У него был зуб на нас с мамой, но за что - ни я, ни мама понять не могли. Но Карапетян вообще всех членов экспедиции числил своими врагами и недоброжелателями потому что те не желали признавать карапетяновой гениальности и вечно покушались на подотчётное завхозу добро, беззастенчиво, цинично и безжалостно его разбазаривая.
- Я бы попросила дочь мою не обижать! И вообще - Вы у нас завхоз? Вот и занимайтесь своими делами. Выдайте Мавромати блоки питания.
 Они там ещё долго шумели и препирались, а я вышла на улицу. Погода испортилась.Серые низкие тучи, похожие на комья грязной ваты, елозили по верхушкам деревьев. Лес казался ещё более мрачным и неприятным. Стылый сырой ветер гонял мелкий мусор, сорванные космы лишайников, какую-то паутину, в лесу что-то скрипело, ухало и шебуршало. Идти мне было особо некуда, но и в домик, где орал этот полоумный Карапетян, тоже возвращаться не хотелось.
  Счастливые тоже сидели по своим норам - видимо, и их погода напугала. Даже часовых сняли. Поляну вокруг холма с раскопом мы поделили пополам. Наш лагерь находился на северной стороне, а они устроились на южной.
 Робот-проходчик, в просторечьи "Крот", застрял недалеко от выхода из тоннеля, по утверждениям Мавромати. И произошло это дня три, или четыре назад. Только почему он молчал и хватился лишь сейчас? Или надеялся уломать Карапета без маминой помощи? Ну и люди у нас тут собрались. Что эта Коза-дереза пропавшая, что Карапет... Ну, Дерезу муженёк притащил с собой. А Карапета кто нанять догадался? До чего мерзкий дядя!
 От нечего делать я направилась к раскопу. После ночного дождя глина раскисла, но я всё-таки спустилась в раскоп. Снова пошёл дождь и я забралась в пещеру. Пару раз я туда уже залезала. Ничего особенного, особенно в начале. Но здесь пропали Дереза и Никас. Я пошла вперёд, вглубь холма. Изначально я не планировала уходить далеко. У меня не было ни фонарика, ни верёвки. Я дошла до первого поворота и уже собиралась повернуть назад, когда увидела в нише стены приготовленное снаряжение - налобник, моток шнура, запасные элементы питания к фонарю и даже станер и ультразвуковой прибор для отпугивания всяких подземных тварей, буде таковые там окажутся. Кто-то явно собирался прогуляться по подземелью. А меня не иначе бес попутал. И решила я воспользоваться чужим схроном.

***
- Значит, кто-то ещё хотел прогуляться по подземелью тайно?
- Значит - кто-то ещё. А меня действительно - как бес попутал. Я взяла снарягу, прицепила конец шнура в какому-то камню, бухту повесила на плечо и пошла себе. Проход был сначала довольно широкий - метра полтора, с гладкими стенами. Я так и не поняла, из чего они - из бетонных колец, или из блоков. И верх у него был странный - не сферический, как, например, в метро, а сводчатый, причём такой, знаешь, вытянутый. Как в католических соборах. А потом вдоль стен и вовсе колонны пошли. И они образовывали арки и своды, колонны, пилястры, коридор расширился и колонны делили его на три части. Или даже больше. Он стал такой широкий, что луч фонарика не освещал его полностью. Противоположную стену я не видела. А ещё - воздух не был затхлым. Где-то была вентиляция и она работала.
- Вентиляция там была естественная - вытяжная.
- Сквознячок там гулял, это точно. А ещё, вспоминаю сейчас и понимаю, что меня как будто кто-то вёл.
- Воздействие на волю?
- Да, наверное. Я шла по центральному проходу, как шла. или мне казалось, что он центральный. Верёвку я разматывала потихоньку, но она кончилась быстро. Там в бухте было, ну не знаю, метров 200. Тяжёленькая была. У меня даже плечо устало. Тонкий такой тросик. Больше на шпагат похож. Тут шнур закончился и я остановилась. Что дальше - я понятия не имела. И тут я увидела человека. Почему-то мне показалось, что это – Никас, хотя я и не успела рассмотреть его как следует. Он прошмыгнул в дальнем конце зала и пропал в одном из проходов.
- Никас! – окликнула я его по имени, но никто мне не ответил и не вышел. Я покричала ещё немного, а потом пошла следом. Туда, куда, как мне показалось, скрылся Никас, или кто там ещё был.

    Таинственная тень шмыгнула и растаяла, а в нос мне шибанул запах трупнины, и вскоре я споткнулась обо что-то. Это был труп Терезы. Я её узнала по волосам и одежде. Даже странно, что буквально за три, или четыре дня, тело успело разложиться так, словно пролежало минимум месяц. Сейчас я бы постаралась осмотреть тело, точнее, то, что от него осталось, и оценить обстановку, но тогда я заорала и ринулась прочь, как мне показалось, назад. И выяснилось, что нифига не назад. Верёвку я сдуру выпустила, когда ринулась в погоню за Никасом, или кто он там был. Я поплутала немного по коридорам и галереям, пытаясь найти то место, откуда пришла, но безуспешно. Паники почему-то не было. У меня были запасные батареи к фонарю, было оружие, но не было еды и воды. И ещё – мне почему-то всё время казалось, что я рядом со входом. Хотя, на самом деле, я ухитрилась учесать довольно далеко, как потом выяснилось. Как так вышло – до сих пор не пойму. Какое-то искривление пространства-времени. Плюс – полная потеря ориентации. Пропало ощущение пространства-времени, хотя я и не в полной темноте была и мне даже интересно было, куда это я попала. Коридор был, правда, всё такой же – бетонные стены, своды потолка тонут во мраке. А потом я вдруг оказалась словно бы на огромной лестничной площадке, с которой в разные стороны шли лестницы – три, или четыре. Куда идти дальше – я понятия не имела. Попробовала вернуться, но я не помнила, по какому коридору пришла – их было несколько. А точнее – три. Вообще – такое ощущение, что эти коридоры делились сами. Как будто тот холм и лабиринт внутри него, был гигантским живым существом. Старые проходы закрывались, новые образовывались…

- Что ты сказала?!
- Что именно?
- Про холм и коридоры.
- Что это – какое-то живое существо.
- Ты знаешь, - у меня та же мысль мелькнула. Хотя, всё-таки – не совсем живое…
- А что?
- Если честно – не знаю. Но ты говорила о Лабиринте Минотавра. Сейчас я начинаю понимать, что это было что-то вроде. Возможно, там действительно было какое-то святилище. И предназначенные в жертву блуждали там, пока не погибали.
- Эк тебя повело. Сейчас можно сколько угодно догадок строить.

   Я не помню, сколько прошло времени. А точнее – ощущение времени-пространства, повторю, - исчезло куда-то. Ничего не было, кроме этих бесконечных коридоров. Есть не хотелось, пить тоже, но в какой-то момент навалилась вдруг жуткая усталость и я просто вырубилась. Мне снилось, что я дома, на Земле. Но, почему-то время было другое. Не наше. И я была другая. Там, во сне, мне было не  шестнадцать лет. Скорее, я была там теперешняя. Но времена были не наши, а какие-то другие. То-есть – это была Россия, но в какие-то древние, замшелые времена. Чуть ли не Древняя Русь. И всё это – до жути реально. Как фильм с эффектом присутствия. Проснувшись, я опять куда-то брела. Голода и жажды я по-прежнему не чувствовала. Но зато поняла, что пол постепенно поднимается, словно большой пандус. И что коридор всё время поворачивает. Через какое-то время я поняла, что иду по спиральному коридору куда-то наверх. Это успокоило, ведь если наверх – значит – есть шанс выйти. Почему-то ни о маме, ни о ком-то ещё, о том, что там, наверху, за меня могут волноваться – мыслей не было. Мыслей в голове вообще не было. Я просто отстранённо и машинально фиксировала то, что со мной происходит. Внезапно коридор перестал повышаться и поворачивать. Я опять оказалась в какой-то подземной зале. А точнее – в небольшом расширении. Впереди был всё тот же тёмный коридор без малейшего просветления в конце. Батарейка в налобнике стала садиться и свет начал слабеть, но у меня было ещё две запасных. И тут я впервые задумалась о том, кто мог это всё спрятать. То, что кто-то хотел прогуляться в подземелье – это к бабке не ходи, но вот кто и зачем?

                *********
Есть такая штука – «Законы Мёрфи». Они же – «Законы подлости». Согласно которым, когда хочешь, чтобы всё прошло легко и быстро, без помех, то никогда так не получится. И одно всегда будет цепляться за другое. А исчезновение целой толпы людей в этом проклятом подземелье – отлично эти законы подтверждало. Итак, в этих проклятых подземельях за четыре дня пропало девять человек – трое землян, если считать эту противную девчонку – дочь одной из участниц экспедиции, двое взрослых и наша поисковая группа. Надо было что-то с этим делать? Но что? Посылать новых и новых людей на поиски? Пока они все там сгинут?!
          Чувствовал я себя препаршиво. Ибо понимал, что так просто мы уже с этой проклятой планетки не улетим. Ребята тоже ходили мрачные. Мы уже все начинали понимать, что нас просто используют, что с этой планетой явно что-то нечисто и все про себя проклинали день и час, когда получили приказ лететь сюда.
      Погода, между тем, испортилась окончательно. Хлестал отвратительный холодный косой дождь, ветер гнал сквозь него клочья каких-то лишайников и сухой травы. В такую погоду лучше сидеть дома. Начальство наше тоже почувствовало, что обстановка накаляется и выходит из-под контроля и нашим категорически запретили вообще приближаться к холму. А земляне к нему и так не подходили. Но и лагерь тоже не снимали. Вечером от них пришёл парламентёр, если так можно выразиться. Пригласил нас на общее совещание. Дескать – вместе мы сможем решить, что же делать. Ага. Для этого надо было дождаться, пока девять человек сгинут под этим проклятым холмом. Я эту планету уже ненавидел. Командир принял решение на свой страх и риск. И решил идти лично. Взял с собой, почему-то, меня и Мин Гора – ещё одного офицера.  Скажу сразу, что вся эта затея принесла мало толку. В какой-то момент договорились до того, что наш командир на полном серьёзе предлагал связаться с кораблями на орбите и шарахнуть по этому проклятому холму из орбитальных пушек, чтобы срыть его к такой-то матери.
         Возвращались мы уже в сумерках. Дождь прекратился, но зато пополз туман. Полз он низко, почти над самой землёй. Густой такой. И почему-то собирался вокруг этого холма проклятого. Мы, правда, не сразу на это внимание обратили. А идти в наш лагерь нам надо было как раз мимо холма и раскопа. И получается, что через этот туман. И вдруг так не захотелось мне идти через него. Так не захотелось, что я просто встал посреди тропинки и стою. Командир спрашивает, что, мол, со мной. Я честно ответил. Надо сказать – он меня понял и стали мы обходить этот туман стороной. И почти обошли уже. До лагеря нашего метров пятьдесят оставалось и вдруг слышим – крик. Со стороны холма и раскопа. А точнее – стон. Громкий такой. Ну мы остановились. Оружие как-то само в руках оказалось. Там уже все с оружием ходили – и мы, и земляне, даром что учёные. За эти дни страху на всех нагнало. Опять стон. Я присмотрелся – туман понемногу ветром разгонять стало – вроде как ползёт кто-то от холма по траве к нам. Я говорю – давайте я проверю схожу. Но командир велел мне на месте оставаться, а послал Мин Гора. Тот метров пять прошёл и только заорать успел. И как растаял в воздухе. Вот не знаю, как это получилось, убей меня! Почти темно уже было. Мы тревогу подняли, прожектора врубили и в нашем, и в земном лагере. Светло стало, как днём. Но этот туман проклятый лучи прожекторов не пробивали! Вот хоть убей. Плотный он был, как вата. Народ сбежался, а когда узнали, в чём дело, то никто в туман идти не захотел. Не спал в эту ночь никто. Ни у нас, ни в лагере экспедиции. Ближе к утру туман стал рассеиваться. Он так и висел всю ночь у входа в подземелье. Один из учёных потом утверждал, что когда начало светать туман, якобы, сам втянулся в подземелье. Смеяться над ним никто не стал – нервы у всех были на пределе.

                *   *   *
По искреннему убеждению старого вояки все люди делились на несколько категорий.
 Первая и самая понятная для Адмирала это армия. Тут даже ничего объяснять не надо - чёткая иерархия, единоначалие, строгое исполнение поставленных задач, дисциплина. В то же время армия заботилась о своих воинах. Полное обеспечение обмундированием, питанием, оружием. Только служи, да карабкайся по карьерной лестнице, все условия для этого есть
Вторая категория - это военная бюрократия, чиновники от армии. Этих людей Адмирал от всей души презирал. Сколько ненужных бланков, отчётов, ведомостей приходилось ему заполнять для того, чтобы вверенное ему подразделение могло выполнить приказ - уму непостижимо. А сколько приходилось прилагать усилий для банального снабжения солдат необходимым? Сколько запросов приходилось переписывать и переделывать только потому, что какому-то бюрократу не понравился бланк заявки? Число таких запросов исчислялось сотнями, тысячами...
Третья категория - простые некомбатанты. Гражданские. Мирняк. Армейскому человеку логику их поведения понять было невозможно от слова совсем. Как командиру спецназа старому Адмиралу иной раз приходилось общаться с населением тех мест, где проходила служба. Но ни разу ему не удавалось понять и, тем более, предугадать, что в следующий момент выкинет гражданский. В мемуарах, которые попадались старому вояке, гражданских частенько называли "пиджаками". Он не знал, что это означает, но само слово очень подходило. И Адмирал иногда цедил сквозь зубы: "Пиджжжак". И знаете, в общении с гражданскими это всегда помогало. Поток слов иссякал и к офицеру после произнесённого с презрением определения гражданского человека, всегда прислушивались. Штатный психолог штаба бригады называл это непонятным термином "гипногенное воздействие на подсознание в когнитивной психологии". Но ведь работало!
До недавнего времени старый Адмирал считал, что категорий всего три. Но он глубоко ошибался. Есть и четвёртая категория. Это никому не нужные люди. Люди, которых на "даче", где сейчас он проживал, называют "пенсионерами". У них нет впереди никаких перспектив, нет возможностей, у некоторых и желания что-то делать нет. И самое обидное - это тогда, когда накоплен огромный опыт. Почему? Почему к этому опыту никто не обращается? Ведь в числе пенсионеров есть не только гражданские, но и бывшие военные! С огромнейшим послужным списком, огромнейшим багажом знаний и умений! Это обидно. Возможно, после перехода в эту категорию люди и начинают писать мемуары. Увы, но не каждому это дано. Остаётся только вспоминать. И он вспоминал. Иногда приходили воспоминания из детства, которое прошло на Дону, в большой казачьей станице, куда он мог бы вернуться после окончания службы, но, почему-то не вернулся. Где оставались родные, связь с которыми он почти не поддерживал. Почему? Адмирал вряд ли мог ответить на этот вопрос. Он слишком долго пробыл вдали от родных мест, слишком долго мотался по чужим мирам и планетам. Наверное, он просто отвык от Родины, которую защищал почти всю свою сознательную жизнь. Нет. В родные края его не тянуло.
       Адмирал вздохнул, сделал ещё один глоток "чая" и погрузился в воспоминания.

       Армейские чиновники конечно же прислали совсем не то, что было в заявке. Палатка на пятнадцать человек, парадная форма космоспецназа, три грузовика и обычный планетарный челнок. Хорошо, хоть питание и боезапас пришёл весь. За срыв поставок боеприпасов можно было попасть в штрафбат. Хотя армейские чиновники обычно отделывались штрафами. Но что быть может страшнее для них, чем пустота собственного кармана?
Пришлось действовать как обычно, то есть только тем, что есть в наличии.

"...Командующему 5-й Особой Специального Назначения Его Императорского Величества Бригады
Рапорт.
Согласно вашему приказу, вверенная мне группа продолжает сбор разведданных об объекте, находящемся по следующим координатам: -25.40294 -62.74596 на пятой планете звёздной системы с номером QF254St (местное название Зэду) по универсальному классификатору.
В связи с отсутствием запрошенного оборудования, принял решение высадки на планету с целью проведения разведки, используя штатные ранцевые установки и парашютные системы. В 23:00 по среднегалактическому времени произведён старт разведбота с места дислокации подразделения. Разведгруппа находится на корпусе бота. Использована страховочная система "Линь". В связи с превышением допустимой грузоподъёмности бота прошу списать полностью следующее оборудование:
- МР3-64 (малый разведывательный зонд) - 1 шт. (сгорел в атмосфере планеты с номером QF254St (местное название Зэду) по универсальному классификатору.)
- Страховочная система "Линь-17" - 5 шт. (сгорели вместе с МРБ в атмосфере планеты с номером QF254St (местное название Зэду) по универсальному классификатору.)
- Парашютная система "Одуванчик-388" - 5 шт. (уничтожены по приземлению на планете с номером QF254St (местное название Зэду) по универсальному классификатору согласно "Наставления по парашютному десантированию в атмосфере кислородосодержащих планет при проведении разведывательных операций подразделениями космодесанта.")
- Маска дополнительного кислородного дыхания "Сирень-55" - 5 шт. (уничтожены по приземлению на планете с номером QF254St (местное название Зэду) по универсальному классификатору согласно "Наставления по парашютному десантированию в атмосфере кислородосодержащих планет при проведении разведывательных операций")
- Усиленный спецпаёк ИРП-526 - 40 шт.
На данный момент запас МРЗ составляет 2 (две) шт. Личному составу группы для выполнения поставленной задачи незамедлительно требуется доукомплектация разведтехникой, в том числе:
- БРБ-24 (большой разведывательный бот) с покрытием "Невидимка" или покрытием "Хамелеон" для переброски личного состава на планету - 6 шт.
- БПРМ-65 (боевая планетарная разведывательная машина) в исполнении "Лес" с противоракетным комплексом "Бурелом" - 6 шт.
- Комплекс бесшумной стрельбы Смерч 47-М (модернизированный) с носимым боезапасом - 20 шт.
- Комплекс минометного огня КМО 82-О (облегченный) с удвоенным боезапасом - 6 шт.
- Маскировочная сеть Берлога 26-У (увеличенная) - 12 шт.
- Индивидуальные плащ-накидки ПН-2548 "Трава-мурава" в исполнении "Слякоть" - 30 шт."

       В тот момент Адмирал решил увеличить заявку на разведоборудование ровно в два раза. Возможно чиновники урежут поставку, но хоть что-нибудь попадёт, наконец, в его подразделение. Тем более он пошёл на настандартный ход в разведке. Прыжки в атмосферу планеты только с парашютом применялись очень редко. Норма потерь личного состава космодесанта при таком виде десантирования доходили до 5 %. Но ведь мы КосмоСпецНаз! А значит никто кроме нас на такое не решится. И уж тем более при таком способе десантирования сенсоры блокирующих околопланетное пространство кораблей разведгруппу не засекут. Да и не будут сканировать. Риск смертельный.
Как же происходит десантирование на планету, спросите вы. В принципе, в этом нет ничего страшного. Но есть нюансы.
Во-первых: надо доставить разведгруппу от спутника до стратосферы планеты. В распоряжении есть только МРЗ. Небольшой, размером с обычный планетарный танк. Коробка габаритами 6 х 3 х 2 метра с ракетным двигателем и всевозможными сенсорами. Если бы МРЗ летел без нагрузки, то спокойно был бы в назначенное время в назначенном месте и потом спокойно вернулся бы в место дислокации. Но нагрузка в виде пяти разведчиков была. А значит, есть расход топлива на взлёт со спутника, дорогу до атмосферы планеты в заданную точку, произведение входа в стратосферу, выравнивание скорости, сообразуясь со скоростью вращения планеты и только потом десант может прыгать. Обратно МРЗ уже добраться не сможет. Не хватит топлива. Он и остался впоследствии на низкой орбите планеты, продолжил сбор данных, но при выходе на связь был обнаружен и сбит.
Во-вторых: разведчики прыгнули с высоты не менее 50 километров над поверхностью планеты. При падении скорость составляла около 1300 км. /ч., а это выше скорости звука. При такой скорости вхождение в плотные слои атмосферы очень опасно. Поэтому десант применял индивидуальные ранцевые ракетные двигатели для снижения скорости. При свободном падении направить сопла ранца строго вертикально вниз очень сложно. Нужен навык, опыт. И он у нас есть! И лишь на высоте около одного километра над поверхностью наконец раскроются парашютные системы.
В-третьих - скрытность. Десантирование произошло в ночное время. А это дополнительные риски. Время свободного падения составило около десяти минут. Самые трудные из них - это на высоте чуть ниже пятидесяти километров. Разреженная атмосфера не позволит на первом этапе маневрировать. Расчёт времени и места прыжка должен быть идеальным. Если приземление произойдёт далеко от объекта - это потеря времени на подход и обоснование разведывательной позиции. Ну, а прямо на объект смысла падать нет. Это демаскировка и провал операции.
Но разведгруппа справилась. До объекта наблюдения всего три часа бега. Офицер был горд тогда за своих ребят.

      Обстановку, царившую в лагере вблизи холма, Малинин охарактеризовал фразой «всё смешалось в доме Облонских».


Рецензии