Вначале было Слово

«Любовь – это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами, с максимальной полнотой…» да ну… Серьезно?

(Петровский А. Словарь общей психологии.)
   

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…»

   Все знают откуда эти строки, но даже самый умудренный теолог и знаток богословского ремесла не сможет внятно объяснить вам, что они значат. Вот уже несколько тысячелетий философские умы бродят по страницам Библии, пытаясь найти там то страшные предсказания, то измерить возраст человечества, то рассчитать дату конца света… Благо, составители древних текстов писали ну очень уж образно, так что простор для маневров найдет себе каждый.
   Но почему-то никто не обращает внимания на эту Первую строку из Евангелия от Иоанна. А ведь, как известно, для любого писателя Первая строка является самым главным элементом его творений. Зачастую именно она является ключом к пониманию содержания всего дальнейшего повествования. Ведь неспроста с этих строк начинается современная Библия? Так почему бы не добавить к тому бесчисленному множеству теорий и трактовок еще одну? Оценить ее, скажем, с высоты литературной колокольни? Тем более что Библия и значит «книга».  И что-то мне подсказывает, что слова из этой книги нужно воспринимать буквально.
   Я не ставлю перед собой целью доказать существование или несуществование христианского Бога. Оставим это на совести теологов. Скажу лишь, что лично я, имея научный тип мышления, склоняюсь к более практичному и сухому взгляду на мир.  Меня волнует лишь эта Первая строка, ибо в ней сокрыта, ни больше, ни меньше, самая великая тайна этого мира.
   
   Итак, что же есть Слово? Слово – есть базовая единица речи, скажут вам филологи. Оно является маленьким кирпичиком, из которых состоит человеческая речь. Это утверждение справедливо для всех людей, на каком бы языке они не говорили. Для каждого предмета, для каждого действия, чувства, события у нас есть свое определенное слово, которое его называет. Язык является общепринятой системой, а на деле – сговором, предназначенным для того, чтобы один человек мог понимать те термины, которыми пользуется другой человек для называния объектов окружающей их действительности.
   Любой психолог скажет вам, что появление человека, выделение его из животного мира произошло не благодаря тому, что он поднял с земли палку и ударил ей себе подобного, как до сих пор свято верят ортодоксы классической дарвиновской теории происхождения видов, а благодаря появлению речи. Называнию, присвоению всему, что он видел вокруг себя своего собственного уникального имени. Другой вопрос, а с чего вдруг он стал давать всему имена? Объяснение, данное в книге Бытия весьма банально: Бог сказал человеку это сделать. Причем, Бог еще при сотворении мира сам дает имена тому, что создает, а именно Небу, Земле и Морям. То есть библейский Бог сам был носителем языка, которому затем обучил и человека.
   На фоне существования великого множества теорий о палеоконтакте и альтернативных трактовок истории человечества, эта версия в какой-то степени выступает в пользу сторонников таких теорий. Однако, это лишь вершина айсберга…

   Дело в том, что человеческое восприятие обусловлено этим самым процессом называния. Именно постоянное называние (в виде внутреннего проговаривания и построения ассоциативных связей с накопленным опытом восприятия) делает наш мир таким, каким мы его видим. Мы воспринимаем только то, для чего у нас есть имя, в противном случае мы это или не воспринимаем вовсе, либо воспринимаем отдельные, знакомые нам свойства. Яркий пример – явление НЛО (Неопознанный Летающий Объект). Мы не знаем наверняка, что из себя представляет НЛО, однако мы знаем, что он летает, а также, исходя из факта, что мы можем его наблюдать, он является реально существующим, то есть объектом. Все эти свойства, собственно, и отражены в самом названии – НЛО.
   Такое название также позволяет другим людям, никогда не видевшим НЛО, иметь о них какое-то более или менее конкретное представление. Но таким же образом мы можем воспринять за НЛО любой объект, когда из всех наблюдаемых свойств есть только эти три (обусловленных самой аббревиатурой). Это могут быть вполне «земные» объекты, такие как воздушный змей, птица, самолет или спутник. Но так как мы не знаем этого наверняка, наш разум будет подсовывать сознанию именно разрекламированный образ летающей тарелки и видеть мы будем именно ее, как ни парадоксально это звучит. Человек же незнакомый с понятием НЛО будет видеть что-то другое – что-то, что ему знакомо. В этом, кстати, заключается суть знаменитого психологического теста с чернильной кляксой.
   Обратный случай, когда мы видим или слышим незнакомое слово. Здесь ярким примером может послужить любой незнакомый иностранный язык. Это система «называния», отличная от нашей собственной. И хотя образы используются одни и те же, но имена другие, и для нас все сливается в непрерывный поток какой-то откровенной тарабарщины.  Поэтому процесс изучения языка есть изучение в основном новых имен объектов, действий и явлений, развитие способности аудиально отделять их друг от друга. Так же, как маленький ребенок учится говорить, называя объекты, повторяя так, как делают это окружающие люди.
   Именно по этой причине все мы не помним своего детства. Мы не знали имен того, что мы видели, следовательно, и мир для нас был сплошным потоком, в котором мы не умели выделить ни единой детали. И то, что мы видели, не имело практически ничего общего с тем миром, который мы воспринимаем сейчас, хотя это был тот же самый мир.

   Другими словами, Слово создает мир: «…и Слово было Бог…». И Бог, если верить Библии сотворил этот мир. Забавно? Как много знали древние, какой мудростью они обладали,  если запечатлели всю суть бытия в одном единственном предложении… «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
   Мир является для нас таким, каким мы его воспринимаем путем называния. Но где гарантия, что эти имена отражают истинную природу этого мира? Ни для кого не секрет, что умный и глупый человек видят этот мир совершенно по-разному. Даже наше настроение влияет на то, каким мы видим этот мир, какие детали проходят мимо нашего сознания, какие наоборот, выделяются нашим восприятием. Так не обманывает ли нас наш «Бог»? Может ли человек воспринимать мир напрямую, без посредников? Существуют ли способы восприятия отличные от привычного нам, без возможности ошибочных интерпретаций?
   Да, несомненно. Но это, как говорится, уже совсем другая история…


Рецензии