Именное оружие

НА снимке (из Интернета): Револьвер системы Browning Hi-Power.

                *    *    *
В квартире моей сестры и сейчас стоит  в коридоре этажерка – единственная вещь, оставшаяся ещё c ленинградских времён.

В этажерке, внизу, за дверцами, на нижней полке хранился тогда под хлипким - «от честных людей» - мебельным замочком завёрнутый в маслянистую обёрточную бумагу  крошечный мамин браунинг.

Странно, для чего подарили его маме, которая, хотя и была когда-то подпольщицей, а потом чекисткой,  но так и не сделала за всю гражданскую войну ни единого  выстрела, да и вообще не умела стрелять. Но факт остаётся фактом: за какие-то  заслуги  ей, действительно, был вручён опасный подарок. Разумеется, он лежал без дела, и порой родители забывали  вынимать ключик  из личинки замка и прятать его от детей.

И вот однажды неутомимо изобретательный Виля, заметив, что ключик торчит в дверце этажерки, позвал нас в «кабинет» - посмотреть  на браунинг. Со дна этажерки он извлёк бумажный пакет, но, прежде чем развернуть его, объяснил,  что на всякий случай нужно попрощаться:  пистолет может высьтрелить.

Поочерёдно мы все расцеловались (у меня перед глазами – перепуганная Галина мордашка, её значительный вид, круглые глаза), и Виля  открыл пакет.

Воронёная сталь тускло блеснула чёрными щёчками, мы потрогали их, потрогали крошечные, тупорылые патрончики, россыпью лежавшие в отдельной бумажке и похожие на пипки Свифтовых лилипутов, подержали в руках заправленную обойму – после чего смертоносная  игрушка  была водворена на место.

Можно себе представить, какой ужас охватил бы родителей, если бы им стало известно об  этой проделке. Но тогда  они ничего не узнали. Много лет спустя, в 1954 году, в начале «оттепели», на свидании с отцом  в воркутинском Речлаге я рассказал ему этот эпизод – и в ответ неожиданно услышал о печальном финале «личного именного оружия» нашей мамы.

В 1936 году наша семья,. взяв браунинг,  переехала из Ленинграда в Харьков. Вскоре начались известные события: обмен партдокументов, массовые исключения из партии (пардон: массовые – но в индивидуальном порядке), проработки, аресты, расстрелы. Папу уволили из армии, и своё табельное оружие он, конечно, сдал. Но что делать с маминым – именным? По такому времени нечего было и думать о том, чтобы продлить разрешение на пистолет, да и оно не гарантировало бы от обвинений в терроризме. Оставалось лишь благодарить судьбу за то, что о гремучем подарке никто не помнит и не знает, а уж если бы его нашли  при обыске…

Кровь стынет.

Поэтому отец завернул «орудие террора» в тряпочку, положил в карман и, гуляя со мной  по городу, выкинул его с моста  в одну из тухлых харьковских речушек – вместе с полной обоймой и с пригоршней хорошеньких патрончиков.

Наверное,  останки  именного оружия лежат  и сейчас на дне Лопани в густом вонючем иле.
Что даст эта находка грядущим археологам? Разъяснит ли она потомкам наше тёмное, рачье время?

Далее читать "Ёлка" http://proza.ru/2012/01/17/50


УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! В ГРАФЕ "РЕЦЕНЗИИ" НАПИШИ НЕСКОЛЬКО СТРОК О ПРОЧИТАННОМ: МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ТВОЁ МНЕНИЕ И ЗАМЕЧАНИЯ! Спасибо.    


Рецензии
Уважаемый, Феликс, читаю не отрываясь!Рачье время, какое ёмкое сравнение! Мой дедушка умер в молодом возрасте, оставив бабушку с тремя малолетними детьми в холодном и голодном Ленинграде в 1927 году. Через много десятилетий бабушка призналась, что благодарила бога за то, что муж не дожил до1937 года, иначе бы его ждала судьба товарищей-железнодорожников, которые почти все навсегда сгинули, а семьи "врагов народа" сослали в разные дали.

Елена Петрова-Гельнер   16.03.2017 17:57     Заявить о нарушении
Одним из мест службы моей мамы была железная дорога в Питере (и, кажется, Октябрьская, - на Москву), где она была на рубеже 20 - 30 гг. отв. партработником. Не исключено, что встречалась с Вашим дедом.

Феликс Рахлин   17.03.2017 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.