Вариант сознания... ч. 62

      
                Творческая   шизофрения.
В «Литгазете»  - интересная заметка об особенностях мозга  даровитых людей. Обычно доминирует какое-то полушарие – либо левое,  либо правое. Отсюда человек либо  склонен к рацио, либо к интуицио, а потому проявляется либо в науке, технике, финансах,  либо в музыке, художестве и литературе. Но, оказывается, способности зависят еще от характера связей между полушариями. Если  связи многообразны, разветвлены, то оба полушария активно работают над решением проблемы.  Задача решается быстрее и качественнее, с меньшим количеством ошибок.  Соответственно,   слабые  связи делают человека «проще».  Если обо мне, то у меня в равной мере развита и интуиция, и рацио. Даже не знаю, что главнее. Может быть,  это и есть   мой козырь. Но, оказывается,  у музыкантов совместная работа правого и левого полушария -  обычное  дело. 
 Богданов,  сотрудник Института мозга, говорит, что повышенная коммуникация правого и левого полушарий – признак шизофрении. Шизофрения – признак гениальности.  Гениальность - шизофренична. 
Самая  гениальная  выдумка  человека -  кладбище. 
                14 октября  2003.

                * * *
               «В  человеке  все  должно  быть…»
«Итак, будьте совершенны, как  совершенен Отец ваш  Небесный» (Мтф, 6:48). Эта формула Христа, если ее перевести на земной язык,  обретает форму: «Будьте прекрасны, ибо красота  есть атрибут совершенства». Отсюда недалеко до знаменитого завета Чехова: «В человеке должно быть  все прекрасно: и лицо, и одежда,  и душа, и мысли». Даже в  императивности речения Чехов следует  Новому завету: «будьте» - «должно быть». В сущности, Чехов глубоко христианский человек, он пропитан  флюидами Нагорной проповеди настолько, что  под  кожей  любого высказывания  ощущается твердый  евангельский костяк.
                10 февраля 2004.

                * * *               
                О Чехове же.
     Что интересует меня в Чехове?  Никогда не  испытывал желания препарировать его прозу или драматические произведения на предмет  расчленения текста на сюжет, завязки, развязки, элементы архитектоники. Интересен сам Чехов – в его отношениях с людьми и временем, событиями эпохи, с культурой вообще. Как  это внешнее становится внутренним, как происходит процесс превращения  факта, наблюдения, ощущения – в образ.
Какие-то наблюдения уже есть. К примеру, важны в этом смысле его письма: способ первичной фиксации и трансформации материала. В пейзаже:  воспринимаемые детали природы  становятся  затравкой, импульсом  для  накачки своего рода лазера  воображения. В  картину природы  вплетаются элементы фантазии, воображения. Облако, похожее на рояль…
Сам Чехов подчеркивал, что может писать только по памяти, по прошествии 10-15 лет. Но это замечание касается,  вероятно,  только сюжетов. Трудно представить, чтобы детали пейзажа или внешности человека, его говора держались в голове  такое время.
      Итак, можно выделить в творческом сознании Чехова (и вообще - любого писателя) по крайней мере три слоя:  воспринимающее сознание (непосредственные впечатления), воссоздающее сознание (представления памяти), пересоздающее сознание (фантазия, воображение). Ну, надо еще добавить и аналитическое сознание. Тип  писателя определяется комбинацией  этих  составляющих.
                Февраль  2004.

                * * *
                Звездный  помол   
      Ночью  пришла мысль, что поэт – обратная сторона «черной дыры». Из поэта  фонтанирует звездное вещество, поглощенное  в какой-то иной вселенной. Конечно, это метафора. Но суть верна:  не может поэт быть просто зеркалом  для отражения  окрестных трав, цветов и птичек. Это не луна, чтобы  наполнять мир  светом, бывшим в употреблении. Где эта вселенная, обломки которой  поглощены «черной дырой»?  Может, наше же прошлое, затянутое в мальстрем  текущего времени? Звездный помол мыслей, чувств, образов,  принадлежавших бессчетным поколениям, просеянным ситом  физической, но не духовной смерти.
                22 февраля  2004.

                * * *
Протоплазма размечталась…
      В центре нашей галактики  сокрыта хищная «черная дыра»  массой в 50 миллионов  солнц. Подобно мальстрему, она потихоньку втягивает в себя  плоть галактики, и через  какое-то  время галактика провалится в  ненасытную утробу.  Не очень заманчивая перспектива для  земных и прочих будетлян! Одного этого достаточно для всеохватной мировой скорби. Какой удар по романтическому  ощущению вечности самобытия!
     Однако нельзя не  поразиться тому факту, что Земля  и ее  «люди, львы, орлы и куропатки»  расположены  весьма далеко от  воронки мальстрема. Расстояние  немыслимое – 50 тысяч световых лет! Наша провинциальная планетка затерялась на  окраине галактики, в самой ее зажопихе. Это – залог того, что на протяжении миллионов лет человечеству дается  шанс послушать соловьев  на рассвете и насладиться  холодным пивом под вяленого бычка.
     Наверное, это не случайно. Таких случайностей не бывает. Логично предположить, что некие существа, или  некий Разум  сознательно «засевают»  зернами жизни отдаленные  пустоши Вселенной. Путь от первичной протоплазмы до Энтштейна далек – миллионы  весен, осеней и зим. Но когда на небесах взыграют сполохи огненного мальстрема, человечество окажется достаточно взрослым, чтобы поднять паруса  и отравиться в  космическое плавание к новым галактикам.
                11  марта  2004.          


Рецензии