Земные дороги иисуса христа

                Продолжение

   Последние дни и часы пребывания Христа на земле были самыми драматическими. И не только потому, что Ему пришлось испытать страшные физические мучения. Душевные были не меньше. Никогда еще Он не испытывал такого одиночества, как в тот период. И особенно накануне Своего Распятия и Своего Вознесения.
   Он пришел с учениками в селение Гефсимания, велев им оставаться здесь, пока  отойдет и помолиться. "И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна;и начал ужасаться и тосковать".
   Обычно Он молился в дали от всех, но теперь было слишком большое душевное напряжение, перед самым решительным испытанием в Его жизни, и Ему хотелось, чтобы рядом с ним были самые близкие Ему ученики, в поддержке которых Он так нуждался в эту трудную минуту. "И сказал им:душа Моя скорбит смертельно;побудьте здесь и бодрствуйте".
   И, отойдя немного, "пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей". Он был Человеком и по-человечески ужасался предстоящему испытанию. И вернулся к ожидавшим Его ученикам, но они - спят!
   Он будит Петра (или тот сам проснулся?):"Ты спишь? Не мог бы ты бодрствовать один час?". И просит уже всех троих:"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение:дух бодр, плоть же немощна". Говорит, скорее подбадривая Себя, чем в надежде вразумить их.
   И действительно, едва Он отходит от них, чтобы снова помолиться, как они опять засыпают. Так продолжалось трижды, и когда Он пришел в третий раз и снова увидел их спящими, сказал:"Кончено, пришел час;вот, предается  Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем:вот приблизился предающий Меня".
   О криках петуха, после которых, как и предсказывал Христос, Петр отречется от знакомства с Ним, написано во всех Евангелиях, так же, как и о том, что у Креста в момент распятия Иисуса, находилась Его мать, Мария Магдалина, еще одна Мария, и несколько других женщин. Но где же были ученики? Лишь Иоанн пишет о себе в третьем лице (находился здесь и любимый ученик), но другие евангелисты об этом не упоминают.
   Вполне возможно, что этот эпизод был не столь однозначен, как преподнес его Иоанн. Особенно там, где Христос поручает "любимому ученику" Свою мать, прося его быть отныне ее сыном. Нет никаких свидетельств, что мать Христа после смерти Сына поселилась у Иоанна, тем более, что была жива мать Иоанна и Иакова -тоже Мария (Зеведеева), еоторая тоже находилась к Креста.
   Есть, правда, легенда, будто собираясь проповедовать в дальних странах, Иоанн взял с собой и мать Христа, и она во время их странствий умерла, а могила ее находится на территории современной Турции. Однако по другим легендам, могила матери Христа находится в Иерусалиме. Истина никогда уже не будет установлена, да и с тех пор, когда мать Христа была провозглашена Богородицей (впервые Дева Мария была названа Богородицей в сочинениях Дионисия Великого в середине третьего века), это уже перестало иметь значение, ведь она вознесена на Небо.
   Но в день распятия Христа она была обычной, страдающей земной матерью. И женщины, находящиеся рядом с ней, страдали так же "земно", ужасаясь и рыдая. А где же ученики? Петр обитает где-то вблизи, потому что Мария Магдалина, обнаружив, что гроб пустой, бежит сообщить ему об этом. И он бежит сам убедиться в этом.
   Иоанн, согласно его же свидетельству, тоже побежал с ним, и даже, поскольку бежал  быстрее, первым прибежал к гробу.
   Варианты встречи воскресшего Иисуса Христа с одиннадцатью учениками у всех евангелистов разные. Общее, что их объединяет,- это то, что первым обо всем узнала Мария Магдалина. Перед ней, первой, Он и предстал, велев сказать одиннадцати ученикам, чтобы они шли в Галилею, там Он и встретится с ними.
   Однако у Луки и Марка сказано, что вначале Он явился двум путникам, идущим в селение неподалеку от Иерусалима, и когда они поняли, Кто это был, вернулись в Иерусалим и сообщили о Его воскресении ученикам. После этого Он сам им явился и упрекнул за неверие.
   Их душевное состояние в ту пору было крайне тяжелым. Они не могли не упрекать себя не только в неверии, но и трусости. Ведь даже похоронил Учителя не столь, как они, близкий к Нему человек - Иосиф из Арамафеи. Он был, в отличие от них, тайным учеником Христа ("из страха от Иудеев"), но теперь не побоялся придти к Пилату и попросить тело Его для похорон. "И взяв Тело, обвил Его чистою плащаницею. И положил Его в новом своем гробе, который высек он  в скале".
   Даже Никодим не побоялся придти и принести состав из смирны и алоя, "литр около ста". Он помог Иосифу умастить тело Иисуса и обернуть пеленами. А ведь Никодим всего-то раз приходил к Нему, чтобы расспросить Его о сути Его Учения, и было это ночью, потому что днем Никодим боялся придти, чтобы не вызвать неодобрение книжников и фарисеев.
   Наверно, Христос был разочарован поведением своих учеников. Но понимал и причину такого поведения:у них недоставало веры, которая держалась, когда Он был рядом, и быстро испарилась, когда Он ушел от них. Иоанн утверждает, что Христос все-таки явился им в "первый день недели" после погребения. "Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им:"Примите Духа Святого".
   Он дал им то, что им не хватало для укрепления веры. Но процесс ее укрепления происходил, судя по всему, еще долгий период. Эта встреча состоялась, скорее всего, в Иерусалиме, где ученики прятались от преследования Иудеев. А вторая произошла уже в Галилее на берегу Тивериадского озера. Были там Петр, Фома, братья Зеведеевы и Нафанаил из Каны. Но они не сразу узнали Его, а спросить "Кто ты?" боялись, пока он не взял хлеб и не дал им, а также рыбу.
   Невозможно было не узнать в этих жестах знакомую символику. Как и в вопросе незнакомого обликом Человека Петру:"Любишь ли ты меня?". Подобный вопрос ему однажды задавал земной Христос.

                Продолжение следует
   
    


Рецензии