Таруса Зимняя

ТАРУСА ЗИМНЯЯ*



Письмо  в далекий город Мурманск хорошему знакомому по экскурсии в Италию



Привет, привет, мой дорогой Римский друг Владимир Николаевич!

В Тарусу сгоняла. По делу.

Дело хорошее, а дорога плохая. Страшно ехать было все три часа. Трассу
не почистили, того и гляди занесет на ровном месте. Жуть.

Еду из Москвы на дачу и понимаю, что сил добраться потом от дачи до Тарусы уже не
будет. Что делать? Ну ладно, приятели обещали с собой прихватить, место есть.
А Нельку куда девать, ее тоже надо на концерт взять.

Позвоню-ка я Борису, пусть одноклассниц на своем вездеходе отвезет и сам
Бетховена послушает:

- Борь, ты помнишь, что сегодня в Тарусе концерт дают? Елизавета
Леонская специально из Австрии приехала тебе Бетховена  на
роялях поиграть.

- А я и забыл, - не растерялся Борис, он не знал,  конечно.

- Надумаешь звони. Времени мало осталось.

Облом. Вряд ли Борька поедет.

Дорога получше стала, можно звонить за рулем, позвонила Нельке, огорошила, что
в Тарусу срочно на концерт ехать надо, чтобы уже к старту готовилась и 
позвонила Верочке.

Если уж совершать геройский подвиг, то уж в хорошей компании одноклассников.

Приехали в Тарусу. Из авто не выхожу, силы экономлю:

- Нель, купи билеты по-быстрому, еще в музей успеем. На первый ряд!

Бежит Нелька вниз по лесенке:

- На первый не продают, на второй не продают, только на третий.

- Садись, поехали.

Все успели. И в музей тоже. Но сначала в храм зашли, он одним боком к музею
прислонен.

И назад в сельский клуб.

В фойе уже все наши наблюдаются, постоянные слушатели концертов Фонда Рихтера**.
Летних и зимних. Соседи Протвинские, местные начальники, оба в костюмах при
галстуках с женами важно прогуливаются.

Знакомая собачка из дамской сумочки на пол выпрыгнула. Ну, знаете, такая
малюсенькая, тонюсенькая, голая. Музыку очень любит. Ни одного концерта не
пропускает.   Вон какие уши отрастила! Трясется вся, как Бетховена послушать
хочет.

Интересно, а Марк Пекарский будет? Тот дядька, которого за Пекарского
принимаю. Морда хитрая, очки, черные цепочки от очков вдоль ушей болтаются.
Скромно держится. Может и не Пекарский вовсе? И что он тут околачивается в
глуши? Четвертый раз за последние две недели вижу! Заняться нечем, свои
концерты забросил? Может и не Пекарский, только похож.


В прошлый раз сижу в  фойе в антракте, рассказываю соседке, какой
 замечательный концерт летом в этом зале слушала. Первый раз удалось попасть
на загадочный ансамбль ударных инструментов М.Пекарского.

Лето. Жара. Летний фестиваль фонда Рихтера в Тарусе. Мы с Ятькой*** заранее в
Тарусу приехали. Надо было подружке город показать. А что там показывать? Одна
центральная площадь - храм, музей, за углом набережная с памятником Цветаевой,
Ока, вид шикарный.

Жара. На площади табло висит. То 38  то 39 градусов по Цельсию показывает. На
небе ни облачка. Сейчас помрем от жары. Мороженое едим, руки в фонтанчике
охлаждаем.

Пора в зал. На сцене куча странных инструментов. Все накрыты черным сукном.
Выходят музыканты. Молоденькие-молоденькие. И Сам. В очках. На цепочке
интеллигентно болтаются.

Говорит что-то. С залом общается. Зал весь в веерах. Духота. Обмахивается
народ, веера тут же на входе купили.

Смеется мэтр. Лето прошлое, дымное вспоминает. Как мой концерт, говорит, так
каждый раз дождь идет. На открытой площадке прошлый год в середине концерта
ливень пошел. Даже ноты пришлось потом переписывать.

Не помню ливня в ту жуткую жару и сушь. Сомневаюсь. Поворачиваю голову к соседке,
о чем это он? А Вы не слышите? Дождь идет! И правда, слышен шум капель по крыше.
Не врет маэстро. Только откуда было дождю взяться? Ведь еще пять минут назад
на небе ни облачка не было?

Сижу, думаю, как буду уши затыкать от грохота ударных инструментов. Действо
началось. И чудо! Оркестр звучит на уровне распознавания звуков. Волшебство
какое-то! Шум дождя по крыше сельского клуба дополняет уникальное пиршество
слуха.

Недолго музыка играла. Примерно полчаса.  До первого удара грома.
Электричество во всей  Тарусе погасло, свечей в запасе у хозяев зала нет.
Сидим в образовавшейся тишине и темноте. Никто не уходит. Ребята играть не могут. Нот не
видно. Тем более инструментов, которые под черным сукном стоят.  Даже при
свете не понятно, как в ноты попадают, а тут  секунд тридцать в темноте
продолжали, и затихли.

На коллективное напряжение мысли ушло минут пятнадцать полной неразберихи.
Мозги в темноте плохо работают. Даже дверь на улицу открывали. Подогнали авто
и фарами на сцену сквозь ливень посветить пытались. Да куда там!  Одни ботинки
у музыкантов видно.

Сообразили наконец, что делать. Волонтеры разных возрастов, начиная с детей
малых, полезли в темноте на сцену со своими включенными мобильниками, свет
дать каждому музыканту в отдельности.

Представляете мистическую картинку? Тьма кромешная. Огоньки на сцене. И
потрясающая симфония звуков.

В центре сцены едва просматривается красивый силуэт  высокой,  эфемерно
тоненькой  девицы в платье-тоге до пят, с пышной древнегреческой прической на
голове. Богиня!Богиня освещала ноты самому маэстро, дирижеру, высоко подняв руку.
Как она смогла простоять статуей, не шевелясь, столько времени?
Волшебная сила искусства.

Вот это все я и рассказываю сбивчиво своей соседке в фойе, сидя на кресле.
Голову подняла, а на меня сам  Пекарский смотрит веселыми глазами, с
расстояния в полтора метра.  Сюрр какой-то. Он или не он? Точно он.
 

Ну ладно. По обоюдному согласию мы с Нелькой все же нагло устроились на
запретном первом ряду. Диктофоны навострили и ждем гениальную исполнительницу,
приятельницу Рихтера и Бродского. Бродский даже стихи ей посвятил, так
впечатлила игра пианистки.

Грандиозная тетка. "Анти Дива". Играла и правда гениально. А дешево как!
Полтинник соната. Пять штук не поленилась сыграть нам на радость.

Шучу, а в этом горькая правда. Сколько лет в Консерватории не была! Не по моему кошельку.

А тут редкая возможность видеть и слышать игру великой пианистки. Видеть тоже
интересно. С первого ряда каждая морщинка  видна, богатая мимика на лице
красивой немолодой женщины, мощь переживаний. Как страстно извергает звуки из
клубного рояля, колотя педали и тряся гордой головой в такт нарастающему темпу.

Пианистка не жалела сил и эмоций на исполнение. Мне впервые в жизни стали
нравиться медленные части сонат. Отдельные тихие звуки клавиш странно
изменялись и таяли под пальцами исполнительницы, завораживая слух. Хотелось,
чтобы одна нота длилась вечно.

Боюсь, подобное  желание может вызвать  действительно гениальный пианист. Но
мнения зала разделились. Сельский клуб это сельский клуб. В тот момент когда я
мечтала, чтобы звуки клавиш таяли вечно, а Елизавета Леонская играла самое
трепетное место сонаты, закрыв глаза и вся отдавшись музыке,  со второго
ряда послышался отчетливый шепот двух крупных поселянок:

- Ну, заснет сейчас!


Живо народ воспринимал происходившее. Так живо, что кто-то не постеснялся
записочку пианистке передать. Видимо с просьбой еще поиграть.

Великолепная Елизавета Леонская вышла на поклон, улыбнулась залу со всей
возможной благосклонностью, поклонилась, прижав руку к сердцу,  и завершила
мероприятие словами:

-  Я не могу бисировать после этой сонаты. И вы поймете почему,
если перечитаете "Доктора Фаустуса" Томаса Манна.

Еще раз улыбнулась и ушла под гром аплодисментов.

Ребята! Вам сыграли пять сонат Бетховена! Вы представляете, сколько на это у
человека сил уходит? Я была потрясена выносливостью и щедростью гранд-дамы   с
мировым именем.  Неля тоже осталась под большим впечатлением. Незабываемо!

Концерт удался. Не зря три часа по опасной дороге мчалась. Жаль только не
решилась у Марка Пекарского спросить расписание концертов в Москве.
Постеснялась. Он как обычно в фойе в метре от меня образовался, когда
народ  с концерта  расходился лениво, а я замешкалась.

Такие вот дела.

Приехала домой на дачу, свалилась на диванчик у телевизора. Включила
Культуру. С экрана мне улыбнулась Елизавета  Леонская, поклоном приглашая в
Московскую Консерваторию через три дня, 18 января, а за ней и сам Пекарский с
экрана подмигнул, в следующем анонсе. Как они в телевизор так быстро попасть
успели?

Забыла сказать, что под ручку с моей другой одноклассницей по фойе
прогуливалась большая такая приятная тетенька с гладкой прической. Я ее только
накануне в телеке видела, передачу про семью Цветаевых вела, интереснейшую.
Оторваться не возможно было. Директор музея. Кругом свои люди!Нет,определенно,
есть в жизни счастье!

В Москву вернулась. Скачала на комп запись концерта. Слушаю, наслаждаюсь.


Хорошего переезда! Без существенных потерь. Ура!

Юрьна Зимне-Тарусская


15.01.2012

Ответ Римского друга не заставил долго ждать:


Приветик!

Жаль... Нетути у нас ни пекарского(?), ни Бетховена...
Дороги заледенелые есть. Губернатор-вор есть...

Бетховен из Астрии не едет... А Юлий Ким едет... Пойду своими небольшими ушами
и большим животом слушать буду...

Ещё у нас знакомые погибли на платформе в Охотском море, да лодка обгорела в доке...

А до этого на ледоколе пожар был - друган инженер с Атомфлота не стал
делиться - только рукой махнул...

А намедни  вовсе беда (или "биде" полное?) произошла: на очередной лодке
очередной пожар... Но подальше от Мурманска, чем первый...

Болееет страна , да и сам не ахти как чувствую: то в жар, а то озноб... И ноги
потеют. Иногда. Левая - та поболе, правая - так, слегка как бы вспотывает...
И к чему... Видать, к непогоди...

 Уважаемая Ирина Юрьевна!

Полтинник за сонату - эт даром... Точно. Без булды. Зуб даю.
Счастливые вы. Посмотрел  "Запах женщины" с Пачиной - и рад.
Нашел "Женщина и мужчины" Лелуша - и в норку...

Замечательная зарисовка!!! Пять баллов!

Усов****

20.01.2012


* -  ежегодный Рождественский фестиваль классической музыки фонда Святослава Рихтера в Тарусе.

** - http://www.richterfoundation.ru/  официальный сайт Фонда Рихтера. Тут можно найти информацию о концертах и много другого интересного. Если нажать на слова "О доме", то можно узнать, что такое Дом Рихтера под Тарусой, как в нем жил гений  и посмотреть авишку с кадрами дома и его хозяина.

*** - http://www.proza.ru/2011/07/31/111 - замечательный рассказ Ятьки о летнем концерте в темноте.

**** -  http://www.proza.ru/avtor/vladusov  -  Римский друг Юрьны, геолог-путешественник на пенсии Владимир Николаевич Усов. Фото в Антарктиде.


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.