Кавказский детонатор

Кавказский детонатор
Нагорный Карабах может многое…

Игорь Шевырёв

Вооруженная атака Азербайджана на Карабах, в случае ее планирования, без всяких преувеличений стала бы настоящим актом безрассудного суицида, не укладывающегося ни в какие рамки логики. Впрочем, для того, чтобы запустить детонатор в действие, вовсе необязательно нападение со стороны Баку. Региональной безопасности угрожают и несколько иные сценарии.
Во-первых, это любая атака против непосредственно Карабаха, который в военном отношении сам по себе самодостаточен и занимает удобный плацдарм для отражения угроз как из Баку, так и из Еревана. К тому же, в зоне конфликта находится миротворческий контингент СНГ (в основном, россияне), которые, разумеется, тоже выступят против агрессора (в данном случае Азербайджана).
Во-вторых, в карабахский конфликт сразу же вступит Армения, у которой имеются собственные притязания на спорный регион. И Азербайджану таким образом придется вести борьбу сразу на два фронта.
В-третьих, Армения является военной союзницей России. На ее территории дислоцирована российская военная база, которая тоже вступит в борьбу (в защиту Армении).
В-четвертых, Армения является полноправной участницей евразийской ОДКБ. В результате, Баку, начиная конфликт с маленьким Карабахом, в конечном итоге, будет противостоять целому военному блоку, самому мощному на постсоветском пространстве.
Итак, война Баку против Карабаха -- это изначально суицид того, кто один выступает против четырех. Добавим к этому, что у азербайджанцев нет союзников, и вряд ли они смогут появиться.
Да, формально Баку имеет дружеские отношения с Анкарой. Турки со своими «младшими» тюркскими братьями активно развивают военно-техническое сотрудничество (ВТС). Правда, основную выгоду от этого получают сами турки: например, они зарабатывают на сбыте своих вооружений. В то время, как для Азербайджана – это обязанность: формально азербайджано-турецкое ВТС осуществляется в рамках «приобщения к натовским стандартам». Но, по сути, турки, вооружая сейчас Азербайджан, подталкивают его к нападению на Карабах. Тем более, что такая война имеет все перспективы стать затяжной, а значит, будут гарантии спроса на новые турецкие военные поставки. Собственно, в этом (в военных поставках) и заключается союзническая роль Турции.
Что касается непосредственного вступления в схватку, Анкара всегда сможет сослаться на закрытую границу с Арменией. Турки уже сейчас и так не имеют никаких отношений с армянами (даже дипломатических), и воевать с армянами у них точно вряд ли входит в планы. Поэтому единственное, чем Турция может помочь тюркским братьям – это продолжать держать границу на замке. Хотя азербайджанцы и этому рады. Особенно, после того, как два года назад в турецко-армянских отношениях забрезжило некоторое «потепление». В тот момент, когда президенты Абдулла Гюль и Серж Саргсян дружно общались на трибунах ереванского стадиона «Раздана» (в октябре 2010 года) – в Баку сильно нервничали, ощущая себя едва ли не самым крайним. Но после того, как всего через полгода на «потеплении» был поставлен крест, в Азербайджане снова вздохнули спокойно.
Итак, Турция в случае карабахского конфликта на сторону Азербайджана в открытую точно не станет. Она будет, разве что, стоять над схваткой, молча наблюдая над всеми кавказцами. С одной стороны, активно подталкивая к атакам азербайджанцев. С другой стороны, молча саботируя Армению, тихо подкладывая ей разные колкости. Ибо главное – для турок не важны ни азербайджанцы, ни (тем более) армяне. Для них важнее всего – получить прямой контроль за Кавказом, обеспечить свое полное доминирование в регионе. И ослабление всех нынешних сил в регионе, дробление их – наилучшим образом отвечает поставленной цели.
Кроме Турции, не вступит в конфликт также пресловутое «международное сообщество». Ни США, ни ЕС, ни, в частности, ОБСЕ. Понятно, что Запад точно не может стоять на стороне агрессора, то есть азербайджанцы и здесь поддержку не получат. Но и армяне, которые добровольно вступят в конфликт, тоже не получат поддержку. Позиция Запада очевидна – пристальный мониторинг, призывы к прекращению огня, мирным переговорам и т.д. и т.п. Запад будет предлагать сценарий «интернационализации конфликта»: либо под прямой мандат ООН, либо под какой-то «международный консорциум», который всегда можно будет создать применительно к данному детонатору (раз уж вступление в конфликт НАТО в силу категорического неприятия РФ невозможно).
То есть в любом случае, «участие» Турции и Запада в карабахском конфликте будет носить невоенный характер. Реальные боевые действия в регионе будут происходить только между четырьмя участниками – Азербайджаном, Арменией, Карабахом и Россией. (Хотя, как видим, посредников в схватке будет гораздо больше, нежели участников).
При таких раскладах, когда карабахский конфликт де-факто перерастет в одну сплошную «кучу малу» по принципу «все против Азербайджана», Баку имеет верные шансы на поражение. Карабах, при любых раскладах, по-прежнему останется вне прямой азербайджанской юрисдикции. Но, в то же время, поражение Азербайджана не означает также победы ни для Армении, ни для Карабаха. Единственной победительницей карабахского конфликта окажется Россия. А наиболее вероятное последствие – Карабах получит официальное признание Москвы по тому же сценарию, что и Абхазия с Южной Осетией в августе-2008.
Таким образом, в случае розыгрыша «кавказского детонатора», на Южном Кавказе окончательно оформится сложившийся статус-кво, способствующий доминированию позиций России в регионе. Наиболее проблемной зоной окажется Азербайджан, существенно ослабленный войной, где усилятся националистические настроения, которые приобретут откровенно антироссийский оттенок.
Карабах для азербайджанцев уже стал сродни «красной тряпке»: азербайджанский «бык» бросится на любого, в чьих руках она будет находиться. Сейчас Баку «точит рога» против карабахцев и армян, все еще надеясь на дружескую поддержку РФ. Но если Москва возьмет Карабах под прямой контроль, гнев Баку сразу же переместится в антироссийском направлении. Азербайджанцы будут использовать любые возможности для провокаций, колкостей против РФ и в зоне повышенной турбулентности окажется, прежде всего, соседний Дагестан.

Факторы войны. В свете всего вышеизложенного возникает первый закономерный вопрос: а зачем, собственно, Азербайджанскому государству начинать боевые действия, изначально имея весьма смутные «шансы» на успех?
Понятно, что для Баку «карабахская проблема» - это вопрос собственной территориальной целостности. Однако, опять же – войны, как правило, начинают, тщательно просчитав все последствия и с надеждами победить. Так, например, великий китайский военный стратег Сунь-цзы учил: мудрый полководец начинает войну только в случае если имеется уверенность в победе и не менее, чем при десятикратном перевесе над противником. Однако в данном случае мы имеем едва ли не прямо противоположную картину. Не то, что десятикратного – даже простого перевеса у Азербайджана не предвидится.
То есть очевидно, что Азербайджан сейчас специально пытаются спровоцировать к войне, для этого – загоняют в «глухой угол», не оставляя иного выбора. Разберемся теперь, кому это выгодно.
Прежде всего, карабахский конфликт выгоден США. Ибо, таким образом, будет заблокированы шансы проекта газопровода «Набукко». Что, в свою очередь, поставит под угрозу перспективы энергобезопасности Евросоюза. Америке выгодно удерживать Европу в прямом подчинении. Это, во-первых, гарантирует укрепление трансатлантических связей. Кроме того, сохранится доминирование доллара по отношению к своему ближайшему конкуренту – «зоне евро».
Кстати, есть также и некоторый интерес и у Москвы. После того же, как в Карабахе будет официально закреплено присутствие РФ, дальнейшие шансы «Набукко» окажутся также в зависимости и от Москвы, для которой этот проект является невыгодным и конкурирующим (с «Южным потоком»). То есть Брюсселю в таком случае для реализации своей «главной энергетической стратегии» придется отдельно договариваться и с США, и с Россией. Хотя больше шансов, что все-таки не договорятся, а будет только нарастать противостояние между «связками» США-ЕС и Россия-Иран.
Во-вторых, карабахский конфликт выгоден Турции. Ослабление всех кавказских игроков способствует перспективам турецкого доминирования в регионе. Перед решающей схваткой окажутся, с одной стороны, отдохнувшая и укрепившаяся Турция, также рост антироссийских настроений среди грузин и азербайджанцев. И, с другой стороны, Россия, которая хотя и сохранит доминирование, но только за счет военной силы и контроля ключевых анклавов (Абхазия, ЮжОсетия, Карабах).
Ко всему, не будем также забывать об азербайджанском послевоенном «раненом барсе», который Западу выгоден как бумеранг нестабильности и против России (в Карабахе), так и против Ирана (как исторического противника Турции). Ну, и, конечно же, в качестве важного звена наркотрафика в РФ.
В-третьих, нужно также учитывать фактор глобального кризиса. Азербайджанская экономика критически зависит от экспорта нефти и газа. Например, в настоящее время, по данным Гостаможкомитета Азербайджана, в январе-августе сего года сырая нефть и нефтепродукты составили 92,13% всего объема экспорта. В частности, доля сырой нефти в общем объеме экспорта за отчетный период составила 86,78% (против 86,41% в январе-августе 2010 года), нефтепродуктов - 5,35% (против 6,05%). По показателям счетчиков, в январе-августе из Азербайджана было экспортировано более 27,259 млн. тонн сырой нефти. Из них – около 21,834 млн. тонн нефти было прокачано по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан», еще 2,56 млн. тонн – по нефтепроводу «Баку-Супса» (Грузия), 1,247 млн. тонн – по нефтепроводу «Баку-Новороссийск» и, наконец, около 693,683 тыс. тонн – перевезено по железной дороге до грузинского порта Батуми на Черном море.
Понятно, что сейчас, когда мировые цены на нефть по-прежнему на подъеме, азербайджанский нефтеэкспорт приносит казне серьезные барыши. Но что будет, когда цена пойдет вниз или вообще обвалится, что вероятно в случае погружения мировой экономики во вторую волну кризиса?
Понятно, что основная мишень «второй волны» - это российская экономика, тоже зависящая от экспорта углеводородов. Но на практике на «обвал» РФ все-таки мало шансов. Зато повышаются риски, что обвалится нефтегазовый Азербайджан. Погружение экономики в кризис приведет к росту социальной протестной активности. Как правило, это касается депрессивных районов страны и зачастую они находятся в далекой глубинке. Причем гораздо сильнее ощутят на себе негативные последствия кризиса не столько жители столичного Баку, а жители отдаленных районов (сопредельных с Карабахом). С учетом того, что в них во временных поселениях до сих пор проживают азербайджанские беженцы из Карабаха.
Отсюда вывод: Азербайджану угрожает не столько «война» с Карабахом (разумеется, Баку не столь безрассуден, чтоб готовить агрессию), а «ливийский сценарий», где, кстати, можно проследить ряд интересных аналогий: Ильхам Алиев – словно Каддафи, Баку – словно Триполи, а азербайджанский юго-запад – словно ливийский мятежный Бенгази. В конечном итоге, азербайджанская революционная напряжённость имеет риски зацепить сопредельный Карабах. Что впоследствии даст эффект «кавказского детонатора», о котором написано выше.

***
В заключение «Кавказской партии» еще раз посмотрим на новую конфигурацию сфер влияния в кавказском регионе, которая имеет все возможности сложиться после розыгрыша описываемых в статье сценариев. Итак, посмотрим на карту.
С одной стороны, большая часть территории раздробленного и истерзанного многолетним противостоянием Кавказа начнет восстановление своих связей с Евразией. В частности, будет возобновлено единое транспортное сообщение по линии Сочи-Абхазия-Западная Грузия – Армения – Карабах – Иран.
С другой стороны, мятежные проамериканские «серые зоны» Кавказа будут строго локализованы: Тбилиси (Цурамским перевалом, а также высокогорными Кавкасиони и Кахетией), Батуми и Аджария в целом (достаточно удаленная от Тбилиси и связанная всего лишь одной магистралью), а также Азербайджан, заблокированный и прижатый к Каспию.
Основными вызовами, угрожающими данной конфигурации, станут: рост национализма, экстремизма, террористической активности, наркотрафика и всплеск антироссийских и антииранских настроений при поддержки «связки» Турция-США.
В этой связи особенно обратим внимание на возможное дальнейшее поведение Турции. С одной стороны, Анкара предстанет перед реальностью восстановления на Кавказе евразийских связей. Но при этом, с другой стороны, у Турции возникнет соблазн: лучше попытаться «умыкнуть» синицу (Аджарию), нежели ждать какого-то шанса, когда Евразия вдруг снова начнет «рассасываться».

В тему отдельно отметим роль Чечни на Кавказе, которая на фоне всеобщей разрухи только повысится. Цитата от 5 октября 2011 года: «Чечня в ближайшее время может стать регионом-донором благодаря масштабным проектам, реализуемым на территории республики, считает глава региона Рамзан Кадыров. «В ближайшее время Чечня будет донором для других регионов, я в этом уверен», - сказал Кадыров… в интервью телеканалу «Россия 24», отвечая на вопрос корреспондента, когда республика сможет сама себя обеспечивать»...

Игорь ШЕВЫРЕВ
Опубликовано в газете «Киевский телеграф», ноябрь 2011 года
http://telegrafua.com/world/12641/


Рецензии