В начальной школе

Мои школьные годы пришлись на послевоенные годы – 1946-56 гг. Трудным это время было во всех отношениях. За время войны экономика страны упала. Чтобы как-то выйти из трудной ситуации, правительство обложило крестьян непосильными налогами, ввело обязательную подписку на государственный заём, обязательную сдачу кожи при забое домашней живности, запретило выдачу паспортов сельским жителям до 1956 года.
   
В Казинке многие семьи не дождались с фронта мужей, отцов и братьев. Эти семьи влачили нищенское существование. Засуха 1946-47 годов превратилась в голодомор: люди сначала варили крапивные щи, а когда этой травы не стало, принялись за лебеду. Нас спасала корова Зорька: сваренные щи или другой какой-то суп мама заправляла молоком. Многие соседи от лебеды так распухали, что на них было жутко смотреть. На сельском кладбище за два года оказалась четверть жителей села.
 
Донимали людей морозные снежные зимы. Из-за отсутствия тёплой одежды и обуви школьники часто пропускали занятия, отсиживаясь дома. Окна утеплялись соломенными щитами снаружи, отчего в доме царил полумрак. Во время метели в трубе гудело и выло. Я чаще всего находился на русской печи с бабушкой, которая рассказывала сказки и разные случаи из своей жизни. После метелей приходилось откапываться, так как дома заносило снегом до крыш. С началом погожих дней ребятишки снова шли в школу.
 
В классных комнатах было холодно, так как не хватало топлива. Отопление было печным. Основным топливом был торф, привозимый из торфартели, именуемой в народе «Хомутом». Хранился торф в школьном каменном, крытом соломой, сарае. Ребята постарше бегали к нежилому зданию, забирались на крышу, дёргали потемневшую от времени солому, приносили в класс и жги в печке. Разумеется, от такого топлива в помещении теплее не становилось, зато мы грели по очереди руки у печки. Зимой мы в классных комнатах не раздевались. В стеклянных чернильницах замерзали чернила, которые мы отогревали своим дыханием.

Условия были жуткие. Однако дети школьного возраста стремились учиться. В послевоенные годы насыщенность классов была плотной – от 30 до 40 с лишним человек. В Казинской начальной школе № 1, (её называли «красной», т. к. она построена из красного кирпича), занятия проводились в две смены. Можно представить себе, каков контингент учащихся школы был тогда. Даже если в среднем наполняемость классов составляла 35 человек, и то получается 35 х 8 = 280 учащихся.
 
В школе работало 8 учителей, некоторых из них я помню. Это заведующая школой Матрёна Спиридоновна Кочегарова, супруги Иван Петрович и Анна Ильинична Спесивцевы, Павел Васильевич Козодёров, Мария Егоровна и Евдокия Павловна Тормышовы, Б. Н. Цветаев. Два первых года я учился у Марии Егоровны Тормышовой. В конце 40 – начале 50 годов школой заведовал высокий пожилой мужчина Василий Григорьевич  (фамилию его не помню). Наш класс почему-то был передан ему. Как трудно было отвыкать от первой учительницы, которую мы боготворили. Девчонки даже плакали.    
 
Наш новый учитель квартировал у одной из уборщиц школы. Зарплаты учительской тогда не хватало даже на питание. Василий Григорьевич часто заходил к нам, и бабушка моя Пелагея Фаветовна, добрая по натуре старушка, всегда собирала ему что-нибудь поесть: осенью она варила в русской печи тыкву и свёклу, картошку в мундире. Всё это варилось в больших чугунах, поэтому хватало на весь день всем. После, как гость поедал тыкву и свёклу, бабушка наливала ему пол-литровую кружку яраги (теперь это обрат). Тогда ведь в обязательном порядке владельцы коров обязаны были сдать в государство плановое масло, которое сбивалось в примитивной маслобойне. Учитель пил эту приятную жидкость вприкуску с пышкой. У Василия Григорьевича я учился в 3 и 4 классах.
 
Детская память самая крепкая. Запомнил я пришкольную территорию. По периметру зеленели посадки высокой акации с жёлтыми цветами. Над ними всегда гудели проворные трудолюбивые пчёлы. Со стороны колхоза «Новый путь» стояло два больших тополя, а со стороны Хутора - несколько берёз. Воду для питья и хозяйственных нужд брали из глубокого с воротом колодца.


Рецензии
Да уж, не то что сейчас, начальные школы.
Трудно представить, что были такие условия.
Вы хорошо пишите, и про старое время, и про "Полкана с петухом", просто ПРОЗА.РУ такой портал, что на нём публикуется около 2000 произведений в день, около 200000 писателей, и отыскать хорошее произведение, крайне сложно...По этому не растраивайтесь, а пишите,пишите и ещё раз пишите))) Оттачивайте свой стиль, и в скором времени, вы найдёте своих читателей))

С уважением,

Альфред

Альфред Генгер   19.01.2012 14:28     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Альфред, за отзыв и добрые пожелания. Так и поступим. А тебе ещё раз терпения и успехов в творческих находках.
С уважением НиКолай Путилин.

Коля Путилин 2   19.01.2012 15:05   Заявить о нарушении