Притча о добром царе

В одном далеком царстве был очень добрый царь, о его доброте ходили легенды. И в его царстве на берегу широкой реки жила молодая и очень бедная супружеская пара. Их изба уже была перекошена, крыша протекала, дырявая лодка уже догнивала у избы, печь разваливалась, дров почти не было, вся посуда была перебита, а в сторону их амбара уже и мыши не смотрели.
Сидели муж и жена за их старым деревянным столом и думали, где же им взять денег.
- Я бы посуду купила и немного крупы, - говорит жена.
- А я бы новую лодку купил, чтобы рыбу ловить, а ты бы уху варила, - сетовал муж.
И вдруг супруге пришла в голову гениальная идея:
- Говорят, что в нашем царстве самый добрый царь. Ты пойди к нему и попроси у него денег. Люди сказывают, что он никого в беде не оставляет.
Так и сделал ее супруг – пошел к царю на поклон.
В палатах его встретили радушно и проводили к царю.
- Чего тебе надобно, добрый молодец? – спросил царь. – Что привело тебя ко мне?
- Говорят, что вы, царь-батюшка, так добры, что никогда человека в беде не оставите. Вот я и пришел к вам! – сказал бедный молодец, кланяясь низко.
- Что за беда стряслась с тобой, дитя мое?
- Я уже давно ничего не ел – посуда в доме вся дырявая, что даже не в чем ухи сварить, лодка моя прохудилась совсем, не как и рыбы наловить. Холодно мне на жесткой и нетопленой печи спать – топора нет, чтобы дров наколоть и нечем мне печь подправить.
- Почему же ты так беден, молодец? Где ты работаешь, что за твой труд тебе не платят?
- Не работаю я, батюшка, – замялся молодец.
- Отчего же?
- Супруга моя недавно померла, глаза ни на что не смотрят, - слукавил тот.
- Ах ты, несчастный! Такой молодой, а уже вдовец. Дам я тебе большую горсть золота, тебе ее надолго хватит. А сегодня можешь остаться на ночлег в палатах. Будь моим гостем! – сочувствуя всем сердцем, сказал царь.
Радости ясного молодца не было предела. «Правду о царе говорят. Он еще и такой лопух, что веревки из него вить можно», - думал он, засыпая в роскошных царских палатах.
На следующее утро вернулся молодец домой к жене.
- Почему ты так долго? - спросила супруга.
- Не такой уж царь и добрый, - ответил супруг, - вчера мне пришлось прождать до вечера, чтобы он меня принял, а потом я долго упрашивал дать мне хоть две золотые монеты. Под царскими палатами я провел всю ночь, а наутро царь заметил меня и, чтобы уже отделаться от меня дал вот столько золота, - рассказывал он, показывая мешочек, полный золотых монет.
У молодой женщины засверкали глаза.
- Главное, что дал денег, а как он дал, это уже не важно, - успокоила она.
Долго они размышляли, на что потратить деньги. О дырявой лодке и битой посуде они уже забыли. Теперь они думали, в какой таверне они будут обедать, а в какой завтракать, на какую ярмарку они поедут и что там купят. Так молодые люди и жили, ни в чем себе не отказывая, целый месяц.
Но месяц прошел, и закончились деньги. Ни лодки, ни посуды они не купили, еды не запасли. И снова они сидели за старым деревянным столом и сетовали на свою бедность.
- Я бы посуду купила и немного крупы, - говорит жена.
- А я бы новую лодку купил, чтобы рыбу ловить, а ты бы уху варила, - сетовал муж. – Иди теперь ты, жена, просить денег у царя!
Она и пошла. Зная, какой царь жадный, она придумала, как его разжалобить.
Пришла она в царские палаты, где ее радушно встретили и проводили к царю.
- Что привело тебя ко мне, красна девица? – спросил царь.
- Говорят, что вы, царь-батюшка, так добры, что никогда человека в беде не оставите. Вот я и пришла к вам! – сказала она, кланяясь низко.
- Что за беда стряслась с тобой, дитя мое?
- Я уже давно ничего не ела – посуда в дома вся дырявая, что даже не в чем ухи сварить, лодка моя прохудилась совсем, некак и рыбы наловить. Холодно мне на жесткой и нетопленой печи спать – топора нет, чтобы дров наколоть и нечем мне печь подправить.
- Почему же ты так бедна, красавица? Где ты работаешь, что за твой труд тебе не платят? Где твой муж, чтоб мужскую работу делать?
- Не работаю я, батюшка.
- Отчего же?
- Супруг мой недавно помер, глаза ни на что не смотрят, - лукавила она.
- Ах ты, несчастная! Такая молодая, а уже вдова. Дам я тебе большую горсть золота, тебе ее надолго хватит. А сегодня можешь остаться на ночлег в палатах. Будь моей гостьей! – без сочувствия и с хитростью сказал царь, узнав похожую песню.
Пошла молодая женщина отдыхать, а царь тем временем велел привести утром к нему того молодца, который приходил месяц назад. И еще велел посыльному съездить к мудрому старцу на остров и подготовить все на завтра, как всегда.
Ранним утром велел он молодой женщине позавтракать с ним.
- Дитя мое, - говорил царь,- я дам тебе этот мешочек золота, но ты можешь получить еще больше, если захочешь.
- Конечно, хочу, царь-батюшка!
- Но для этого тебе придется поработать. На дальнем острове живет немощный старец, у него золота больше, чем у меня, но он очень болен и одинок. Если ты уберешься в его доме, приготовишь ему сытный обед, постираешь его старые одежды, то он одарит тебя целым мешком золота.
- А почему он живет один на острове, если он так богат? – спросила женщина.
- Любит он одиночество, а людей к себе редко зовет, но щедро их одаривает. Чудак он. Как раз сейчас он хочет с кем-то поговорить. Пойдешь к нему?
- Пойду, батюшка! Но как я туда доберусь и из чего я буду ему еду варить?
- Я дам тебе лодку, мой лодочник отвезет тебя туда. И все необходимое для стряпни дам.
- Как вы добры, Всемилостивейший Государь! Правду люди сказывают о вашей доброте.
- Ну, полно тебе, дитя мое! Ступай к старцу!
Ушла молодая женщина, а тем временем царю доложили о молодце. Царь пригласил его на завтрак и спросил:
- Как ты поживаешь, мое несчастное дитя?
- Ах, царь-батюшка, и не спрашивай. Украли у меня ваше золото, и снова я голодаю, - лукавил молодец, уповая на то, чтобы снова получить золото от царя и остаться в палатах на ночлег.
- Да что ты? Несчастный ты мой! Но я снова тебе помогу. Хочешь целый мешок золота?
- Хочу, царь-батюшка!
- Но для этого тебе придется поработать. На дальнем острове живет немощный старец, у него золота больше, чем у меня, но он очень болен и одинок. Если ты смастеришь для него лодку и наловишь ему рыбы, он одарит тебя целым мешком золота.
- А почему он живет один на острове, если он так богат? – спросил молодец.
- Любит он одиночество, а людей к себе редко зовет, но щедро их одаривает. Чудак он. Как раз сейчас он хочет с кем-то поговорить. Пойдешь к нему?
- Пойду,Всемилостивейший Государь! Но как я к нему доберусь и из чего мне лодку делать?
- Я дам тебе все необходимые материалы, и ты сейчас ее смастеришь, на ней наловишь рыбы, я дам тебе карту и отправишься к старцу. Согласен?
- Согласен, батюшка!  Как вы добры, Всемилостивейший Государь! Правду люди сказывают о вашей доброте.
- Ну, полно тебе, дитя мое! Ступай!
Принялся молодец за дело, да так ловко у него все получалось: и лодка хорошая получилась, и улов был хороший. Никогда в жизни он так не трудился, как сегодня, и никогда в жизни ему так не хотелось получить награду за свой труд.
А тем временем так же усердно трудилась его супруга у старца дома. Чудной был и остров, и изба, и сам старец. Но женщина с интересом трудилась: никогда она не варила таких вкусных обедов, никогда так чисто она не прибиралась, никогда так хорошо она не стирала, ни с кем раньше она не была так приветлива, как со старцем сегодня. И никогда ей так не хотелось получить награду за свой труд.
Молодца на берегу встретил старец. Ему понравилась и лодка, и улов. И пригласил он молодца  к себе в избу. А тем временем его супруга закончила свою работу в доме. Как же супруг и супруга удивились, увидев друг друга. Они явно не ожидали здесь встретиться, но были рады получить долгожданное золото вместе и ликовали, что обоим удалось обвести царя вокруг пальца.
- Ну что ж, дети мои! Вы ублажили старика, помогли мне, и за это вам причитается положенное вознаграждение. Полезайте в погреб и забирайте свой мешок! – сказал старец.
Супруги немного удивились – неужели будет только один мешок, ведь трудился каждый из них, и каждый заслужил по мешку. Но все же они послушно пошли за своей наградой. Увидев свою добычу, жадно бросились на нее и, тяжело дыша, начали развязывать мешок.
Но их лица перекосились - мешок был набит камнями, и среди них они нашли письмо:
«Мои родители учили меня быть добрым. А чтобы им быть, они говорили поступать с людьми так, как я хочу, чтобы они поступали со мной. Потом меня научила жизнь жалеть, но проверять - поступать с людьми так, как они поступают со мной. И это верный способ остаться добрым в этом мире.
                Ваш Всемилостивейшей государь».


Рецензии
Замечательная притча. Хорошо написана. Спасибо.
Удачи вам.

Тамара Богдановская   28.05.2013 20:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.