Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой наш

Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
играют женские образы?

«Герой нашего времени» - первый социально-психологический и философский роман девятнадцатого века, который, несомненно, стал началом развития данного жанра в русской литературе. Текст молодого поэта-романтика М.Ю. Лермонтова, написанный в традициях такого литературного течения как реализм, интересен многим фигурой главного героя, Григория Александровича Печорина, характеризующего интересным и нестандартным, циничным и острым взглядом на все его окружающее: людей, эмоции, человеческие чувства и поступки, моральные ценности и ориентиры.
Особенно интересна модель поведения офицера Печорина с женщинами, так образно и ярко запечатленными в данном произведении. И действительно, на страницах романа обнаруживается галерея женских образов, отличающихся разнообразием. Можно предположить, что они помогают дать более четкую характеристику самому Печорину, натуре поистине непонятной и загадочной, чья «история души» не так проста. Данные образы дают возможность рассмотреть Печорина с разных граней, ведь в художественном тексте персонаж раскрывается и за счет взаимодействия с другими действующими лицами.
Во-первых, отношения Печорина с Бэлой дают читателю понять, что Григорий Александрович – человек целеустремленный, стремящийся к достижению установленных высот. Он захотел, чтобы Бэла стала его женой, чтобы она его полюбила, и он сделал все, чтобы воплотить свою мечту в жизнь: похитил её, заточил в своей комнате, одаривал дорогими подарками. Однако он, словно опытный охотник, потерял интерес к цели, как только её достиг  (глава «Бэла»).
Во-вторых, отношения Печорина с княжной Мери характеризуют Григория Александровича как эгоиста, реалиста, самовлюбленного охотника «за дичью», желающего, чтобы весь мир кружился вокруг него. Он осознает разумом, что Мери не нужна ему, но все равно стремится обратить её внимание, притянуть её взгляд к себе. Он дышит тем цветком, чтобы «потом выбросить на дорогу»: он насыщает только себя, не давая ничего взамен. Он пользуется ей для удовлетворения собственного самолюбия и гордости, осознавая свое превосходство, он играет бедной девушкой, чтобы отвлечь себя от гнетущей и страшной скуки (глава «Княжна Мери»).
В-третьих, отношения с Верой показывают настоящего Печорина: она приняла его таким, каков он есть: с его пороками, страстями и его мизантропической натурой. И с ней он предельно честен и искренен, Григорий Александрович не может ей лгать. Так читатель понимает, что Печорин все еще способен чувствовать, любить и испытывать хоть какие-то человеческие эмоции, что в нем есть то чуткое сердце, хоть оно и тщательно скрыто под пеленами ненависти и цинизма (глава «Княжна Мери»).
Таким образом, галерея женских образов романа помогает детально рассмотреть характер главного героя, Григория Александровича Печорина, раскрыть его со всех сторон в акте взаимодействия с второстепенными действующими лицами.


Рецензии
Прекрасный анализ женских образов Лермонтова!.. Да, Вера - самый сильный образ, хотя и не лишён изъянов - она его ревнует к Мери, хотя он не ревнует её к мужу..))) Что касается Бэлы (да и Мери тоже), то любовь к ним Печорина - это самые сильные по эмоциях чувства, которые эти девушки когда-нибудь знали!!!
Ведь любовь Героя нашего времени - это утверждение понятия, что любовное чувство - это небесный дар, поэтому не важно, сколько оно длится, важнео лишь то, что оно БЫЛО!!! Некоторые люди и всю жизнь проживут, но ТАКОГО чувства любви не испытают...

Светлана Шакула   24.08.2018 10:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.