Неомытая блажью...

*
Середина декабря.
Уличные фонари разливали свой тёплый, золотистый свет. Снежинки серебрились, кружа. Казалось, что они грелись в танце светового потока. Красиво.

Нас было тридцать пять человек. Одноклассников. Девчонки и мальчишки. Воспитательница с руководителем "отборочного смотра" шли позади компании подростков. Строй имел только видимость оного. Разве можно удержать неуёмную энергию детворы пятиклассников? Нет, конечно! Потому никто не пытался сдержать выпущенных из клетки...
Город наполнялся сумеречной суетой возвращавшихся с работы людей. Никому не было дела до отряда ребятни, шедшей в городской Дом Культуры.

В фойе сняли припорошенные снежком клетчатые пальтишки, шапки-ушанки, сдали в "окошечко". Потоптались чуть на месте, как утята, сбиваясь
в одну большую стаю у дверей танцевального зала. Несмело стали проходить по одному, подсмеиваясь над друг дружкой, поддразнивая, подзадоривали, рассеивая тем самым страх, который уже начинал пробираться кое-кому за шиворот.

Можно привыкнуть к показам? Разве можно привыкнуть к тому, что каждый день, снова и снова начинался тот или иной просмотр?
То шефы, то представители гороно, то представители представителей, то проверяющие, а вслед за ними, как правило - проверяющие проверяющих надоедали, словно им было больше нечего делать, как только наматывать наши нервы себе на ус.

Какие нагрузки в состоянии перенести детская психика, чтобы суметь остаться "на плаву"?

Учитель танцев - молодой, энергичный мужчина попросил образовать ровную шеренгу. Прошелся мимо, хлопнул три раза в ладоши, попросил нашего внимания.

- Ребята, здесь проходит просмотр-отбор в группу бального танца. Мне нужно выбрать шесть человек. Четырёх мальчиков и двух девочек. Задание очень простое. Я продемонстрирую элементарное движение. Пройдусь вдоль всего ряда показывая всем вам на сколько я хорош.

Мы тихо охнули. Самые несдержанные прикусывали свои кулаки, чтобы не было слышно смеха.

- Итак... Екатерина Федоровна, музыку, будьте добры! Иииии.......

По залу разлилась "Барыня". Учитель танцев прошелся так красиво и величаво, что смешки прекратились тут же. Разведя руки в стороны, он звал! Всех вместе и, одновременно - каждого в отдельности!. Звал за собой! Ступай, не бойся, я  покажу тебе чарующий мир движений и ты забудешь кто ты!

Музыка закончилась. Мы стояли ошеломлённые, зачарованные только что увиденным, молчали.

- Просто. Ну? Кто из вас смельчак? Выходите вперёд. Я проведу вас по "кругу".

Мальчишки начали друг дружку подталкивать, мол - давай! чо боишься? ты ж так хвастал по дороге сюда. Шум нарастал. Девочки отошли к стенке, стараясь стать как можно более незаметными.
Только не меня! Только не меня - кричал весь их вид.

Много посмеялись в тот вечер. Мальчишки оказались такими хохотунами, что бедненькому преподу ничего не оставалось, как оставить свои мучения. Кому ж приятно вести за руку в "Барыне" ёжика, который корчит свою мордаху на потеху  публике, показывая при том свободной рукой за спиной "фигушки"? Пусть простит учитель! Прошло столько лет, а мне до сих пор стыдно.))

Настал наш черёд. Девчонки настоящие "гадкие утята" - угловатые, худющие, нескладные, какими бывают дети в свои одиннадцать лет. Мы стеснялись. Нет. Не стеснялись. Страх уже прошёл от одной к другой! От весёлости не осталось следа! Руки девчонок были зажаты в кулачки, как будто они готовились дать отпор обижавшему.

Мужчина стал вглядываться более пристально в каждую, отчего и без того невзрачные тельца "съёживались", ещё больше зажимаясь. Ребята видя наши мучения стали выкрикивать:

- Надька! Давай! покажи ему как ты умеешь ходить! Чо боисся? Катька, а ну пройдись, штоб он не думал, што мы шавки подзаборные! Девчонки!!!......а нууу!!!,...даваааай!!!......

Взгляд преподавателя замер на Насте, которую никто из мальчишек не подбадривал. Она всегда была тихоней. Училась очень слабенько. Особенно не давалась ей математика. Прям беда какая-то. Не получались у неё решения задач. Уж подшефного к ней приставили, и оставляли на дополнительные занятия - всё было в пустую! Она стеснялась своих ответов на уроках, разговаривала очень тихо. Примечательными были глаза. Выразительны своей грустью. Огромные. Чёрные. Настю отняли у цыган. Ей не было ещё трёх лет когда девочка попала в детский дом, и, хотя каждый знал - девочка русская!, кличка "цыганка" прилипла крепко.

Учитель подошёл к Насте. Взял её тонкую руку в свою, повёл в центр зала.

- Екатерина Федоровна, будьте добры !

"Ба-ры-ня, ба-ры-ня, су-да-ры-ня - ба-ры-ня..." - звучала музыка, но...
мы не слышали её задора, не видели стен от пола до самого потолка - зеркальных.
В целом мире остались только эти двое - Учитель и ....

До сих пор вижу эту маленькую девочку, которая в один неуловимый миг из гадкого утёнка, из проклятой клички "цыганка" - стала истинным ребёнком своего Народа - Сударыней.

В дом возвращались молча. Снег скрипел под ногами шагающих с ещё одного урока жизни.
Наверное самого ценного из всех до селе...

За ужином в столовой наш ряд молчал. Другие ребята из младших и старших классов, видя наше необычное поведение за столом тоже притихли. Ели в тишине, если не считать царапающего звука ложек.

Что изменилось за столь короткое время нашего отсутствия? Почему "развлечение" после которого обычно происходило общее обсуждение того или иного вопроса на этот раз принесло тишину?

Все молчали.
Со стороны можно было видеть взгляды, которые то и дело ребята бросали в сторону Насти.
Она сидела, низко опустив голову, делая вид, что ест.

Тишина в столовой стала напоминать тишину перед грозой.
Дети прекратив есть чего то ждали. Головы всех обитателей детского дома были повёрнуты к нашим, сдвинутым в один ряд, столам. И тогда свершилось чудо! Весь класс, как по команде свыше - встал! По столовой эхом грянул гром аплодисментов. Мы хлопали этой хрупкой, но такой сильной девочке, которая отказалась от себя самой, чтобы остаться с нами. Задвигались стулья за рядами других классов... Через минуту уже все находившиеся в столовой, не знавшие причины нашего поведения - хлопали в ладоши. Взоры ребят были повёрнуты к Насте.
...


Просмотр закончился сразу после того, как Настя вернулась к нам в шеренгу. Девочка отказалась быть "выбранной".
Учитель танцев долго её уговаривал. Вначале сам, перед нами всеми, потом вместе с воспитательницей. Потом с какими-то чужими взрослыми дядями и тётями увели её куда-то, видимо для более "внушительного" разговора, но Настя не согласилась.
Когда она снова вернулась в сопровождении уже целой делегации из других комиссий и присоединилась к нам учитель танцев спросил:

- Ты пройдёшь сударушкой для ребят ещё раз? Только без меня. Сама. Сможешь?

- Да.- еле слышен был ответ.

- Екатерина Фёдоровна, будьте добры!
...


После, когда музыка смолкла, мужчина подошёл к девочке, взял её голову в свои руки, заглянул в глаза и ...
поцеловал её дрожащую руку.

- Счастья тебе, девочка! Запомни этот миг! - развернувшись на носках, вышел из танцзала.

Прошло много лет. Я помню до сих пор это невероятный миг.

Миг Рождения Таланта.

Спасибо Вам - Учитель.

Спасибо тебе, моя маленькая подруга - из нашего детства...
*
               
                Нелли Вилде
                Весна
                2010г.


Рецензии