Здраво-охренение 1

Здраво-охренение(№323-ФЗ от 22.11.2011) – 1

       Анализируя вступивший в силу с 1 января 2012 года новый Федеральный Закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в нескольких заметках хочется остановиться на наиболее важных его аспектах, которые грозят каждому человеку возможностью того, что любой гражданин вполне реально может оказаться в ситуации, когда его лечить не будут. Просто. На законных основаниях.

       Хочу, чтобы люди знали об этом и были готовы отстаивать свои права, при необходимости. Чтобы жилось комфортнее.

       Итак, для начала расскажу о наиболее важном. Очень серьёзным достижением нового закона является право каждого гражданина выбирать себе врача и медицинское учреждение.  Хорошо это? Или нет?

       Вместе с этим Законом принято положение, согласно которому, для получения первичной медико-санитарной помощи, при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора, граждане дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень медицинского учреждения, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Содержание этого перечня может изменяться, но понятно, что не в угоду одного, отдельно взятого человека. И не сразу, не мгновенно.

       Это значит, что ещё до того, как человек окажется в том или ином болезненном состоянии, угрожающем его самочувствию или здоровью, не зная конкретно о том, в каком виде и в каких условиях он будет находиться в следующий критический период своей жизни, когда ему понадобится определённая медицинская помощь, ещё не предполагая, какая конкретно помощь ему будет нужна, но при этом желая лечиться в конкретном учреждении и у конкретного врача, гражданин заранее даёт «информированное добровольное согласие». Хорошо, когда человек хотя бы ориентируется в вопросах медицины. А если нет?

       Не даст гражданин такое согласие заранее, до того, как начнёт лечиться, ему вправе будут отказать в обеспечении его медицинской помощью, в необходимом этому человеку объёме, в данном учреждении, ибо, как следует из того же закона, отсутствие заранее оформленного согласия гражданина может послужить основанием для отказа в постановке на учет в конкретной медицинской организации. Кто же захочет оказаться в таком положении? Но тогда, под угрозой отказа, гражданину надо будет давать своё информированное согласие на всё, по максимуму, что его может ожидать в этом месте, рискуя вообще оказаться без медицинской помощи.

       Так, для примера, больной с заболеванием сердца, ложась в кардиологическую клинику, должен заранее надеяться на то, что у него не разовьётся язвенная болезнь в случае, если в этой клинике нет специализированного отделения, в котором есть специалисты и специальное оборудование для лечения таких заболеваний, из другой, нежели кардиология, области. Или что-то ещё. Сломает ногу или руку, упав с каталки. Что-нибудь ещё. И его не смогут лечить там, где перечнем его новое состояние не будет предусмотрено. Просто не смогут нарушать лицензионные условия, ограниченные конечным перечнем услуг. А если вдруг начнут лечить – медперсонал, да и учреждение могут наказать, серьёзно, материально, как минимум. За этим строго следит страховая медицинская компания. У нас нельзя оказывать ту помощь, на которую не выдана лицензия.

       Таким образом, дав информированное добровольное согласие гражданина лечиться в определённом медучреждении, «на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи», человек соглашается на всё, что имеется в перечне видов медицинского вмешательства конкретного учреждения. Ну, не сможет любой человек предсказать все возможные варианты, чем он вдруг сможет параллельно заболеть.

       И ведь понятно, что слушать всё подряд просто бессмысленно и бесполезно. Придёт время – будет использован нужный пункт перечня. Если он существует в нём.

       То есть согласие даётся до наступления обстоятельств, в которых это согласие может потребоваться. Это тогда, когда с человеком случится что-то такое, что входит в эти пункты в необходимом объёме. Это если повезёт. А если нет?

       А если с человеком произошло что-то такое, чего в этих пунктах данного учреждения нет, а помощь ему нужна? И нет времени или возможности искать нужное учреждение с достаточным возможным объёмом оказываемых услуг. В этом случае помощь ему смогут просто не оказать, на основании закона, ведь он давал информированное согласие заранее, значит сам несёт риски и ответственность за возможные отклонения и последствия. Ну, нет, например, в учреждении нужного оборудования или врача определённой специальности. Ни чиновники, ни учреждение, ни персонал – никто не будет виноват.

       Это предусмотрено системно. Государство теперь не обязано бороться за здоровье человека, настаивать на определённых этапах и мероприятиях и помогать страждущему. Человек сам выбирает, сам должен предполагать и просчитывать. Остаётся одно – добровольно, заранее, приписываться к многопрофильной клинике сразу, чтобы, в случае чего, тебя успели вылечить в соседнем отделении. Но и это не панацея. Тут наступает одно «но» - выбрать учреждение можно, если это «технически» возможно, и разрешено руководителем этого медучреждения. Лучше иметь туго набитый кошелёк. А как быть тому больному, у кого нет такого кошелька? Сесть на пол и заплакать…

       И вот я хотел бы спросить сам себя. Является ли такая медпомощь более доступной, чем была ранее? Нет! Она не стала доступнее! Закон принят. Почти вся ответственность теперь на пациенте, который принимает самостоятельное решение. Но это не гарантирует его от того, что необходимую помощь, в нужном объёме, ему окажут. Зато медперсонал теперь более защищён – он сделал всё, что мог, в формате полномочий. А при серьёзных последствиях, задним числом, можно внести в перечень услуг и необходимые изменения, чтобы обезопасить себя от неприятностей. Вот в прошлые, в советские времена, больного могли легко перевести, в случае необходимости, в другую палату, в другое отделение или даже иную клинику. Договаривался не сам больной. Договаривались врачи и руководители. Ради человека. Ради его здоровья. А теперь?

       Удачи всем и здоровья!


Рецензии
Не безразличен к проблемам медицины, которые вы затрагиваете в своем произведении.
Будем надеяться на лучшее. Спасибо.

Желаю Вам от души крепкого здоровья!
Всего самого наилучшего!


Леонид Корнейчук   03.06.2022 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид! Рад Вашему мнению. Взаимно желаю Вам крепкого здоровья!
С уважением и теплом,
Дмитрий

Дмитрий Борисович Тихонов   03.06.2022 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.