Потомки рода Струйских

Как поведано в предшествующей публикации у Николая Еремеевича и Александры Петровны Струйских, проживших в браке почти четверть века родилось восемнадцать детей и лишь восемь из них выжили. Проведя простые арифметические расчеты, подивилась. Осталась Струйская вдовой в 42 года, когда старшему сыну было 22 года, а младшему около 11 лет. И судьбу каждого нужно было устроить. Сколько же выпало на ее долю семейных забот!

Одновременно постигло разочарование – полновесных сведений обо всех детях четы Струйских найти не представилось возможным. Даже даты их жизни, приведенные в разных источниках, не всегда совпадают. Не удалось мне отыскать и их портреты. А ведь были они, несомненно. По воспоминаниям современников в рузаевском имении размещалась картинная галерея. Имелся и личный художник из крепостных – А. Зяблов, обучавшийся в мастерской знаменитого живописца Ф.С. Рокотова. 

Известно, что было у них три дочери: Маргарита, Екатерина и Надежда. Двух младших дочерей Александра Петровна удачно выдала замуж: Екатерину (1792 год - ?) за симбирского помещика К.Н. Коптева, Надежду (1786 год - ?)  за тамбовского дворянина Д.П. Свищева. Старшая же Маргарита (1772–1859, Рузаевка) всю жизнь провела рядом с матерью. Оставшись в девицах, пошла она по стопам отца, посвятив себя литературе. О способностях и дарованиях ее судить сложно. До наших дней сохранился единственный перевод Маргариты Николаевны  под не совсем понятным названием: «Завещание некоторого отца своим дочерям, изданное покойным доктором Григорьем в Эдинбурге».

Мало удалось узнать и о сыновьях, выступающих продолжателями рода. Доподлинно установлено, что все они начинали свой жизненный путь по военному ведомству. Два старших сына Юрий и Петр впоследствии стали помещиками. Судьба среднего сына Леонтия оборвалась трагически. Два последних – Евграф и Александр принимали участие в Отечественной войне 1812 года и удостоены большого количества наград. Но… Александр также закончил дни  свои печальным образом.

Старший сын в семье Струйских Юрий Николаевич, родился в 1774 году. Получив домашнее образование, определен был в Конную гвардию. Жил в Петербурге, вышел в отставку в чине корнета. После смерти отца вместе с матерью являлся опекуном младших братьев и сестер. В родовом имении Рузаевка принимал участие в строительстве и оформление интерьеров церкви.

Петра Николаевича (ок. 1780 - 8.11.1845) в раннем возрасте записали в лейб-гвардии Семеновский полк. Прослужив несколько лет и получив чин поручика, последовал он по пути старшего брата. Получив по разделу имущества с. Починки и земли у д. Шебдас, окончательно поселился в Инсарском уезде Пензенской губернии. Неоднократно служил по выборам дворянства, а с 1821 по 1824 годы даже являлся уездным предводителем.

Леонтий Николаевич (1784–1825), служил в лейб-гвардейском Семеновском полку. Человек необузданных страстей, засек он насмерть за провинность своего управляющего М. Вольнова, за что был осужден и сослан в Сибирь (1816). В этом деле принимал участие М. М. Сперанский, служивший в те времена пензенским губернатором. Скончался в ссылке в Тобольске после продолжительной болезни, перешагнув сорокалетний рубеж.

Евграф Николаевич (1785–1841), воспитывался в Пажеском корпусе.
Участвовал в осаде Хотина (1806). С 1812 воевал «в российских пределах»: при Смоленске; за Бородино награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом; при Красном, Тарутине, М. Ярославце. В заграничном походе сражался при Лейпциге, за взятие Парижа награжден золотой шпагой «За храбрость». Кроме того имел ордена Святой Анны 4-й и 2-й степени. В 1816 году  в чине подполковника вышел по болезни в отставку. Скоропостижно скончался он в Саранске 27 июня 1841 года,  похоронен в ограде Саранского Петропавловского монастыря. Был он холостым и бездетным.  После его смерти остался солидный капитал в 140 тыс. руб., который, несмотря на старания родственников, оказался расхищенным. Об этом свидетельствуют архивные данные, приведенные  исследователями С.В. Белоусовым и Е.М. Букреевой.

Александр Николаевич (1787–1848) в военную службу вступил из Пажеского корпуса в кавалергардский полк (1803). Принимал участие в битве при Аустерлице, в прусских походах, был ранен пулей в грудь (1807). Служил в лейб-гвардейском драгунском полку (с 1810), участвовал в сражениях при Смоленске, Бородине, Можайске, М. Ярославце; под Красным получил ранение в ногу; воевал в партизанском отряде генерал-лейтенанта Дорохова. Сражался в битвах при Дрездене, Лейпциге, дошел до Парижа. В 1814 году оставил военную службу по болезни. Затем находился на гражданской службе вплоть до 1829 года. Имел награды: орден Святого Владимира 4-й степени с бантом, Святой Анны 4-й и 2-й степени с алмазными знаками, Святого Георгия 4-й степени, золотую шпагу «За храбрость», знак отличия прусского Железного креста. Жил в Рузаевке.

Так гласят сведения, приведенные в Пензенской энциклопедии, выпущенной под редакцией К. Д. Вишневского. Остается лишь указать некоторые интересные подробности. Известно, что А.Н. Струйский как крестный отец А.И. Полежаева, принимал большое участие в его судьбе. Будучи в Петербурге в 1824-1825 годах, поэт останавливался у него дома. В своей знаменитой поэме «Сашка», написанной в подражание «Евгению Онегину» А.С. Пушкина, А.И. Полежаев весьма иронично описал характер своего дяди:

Мой дядя - человек сердитый,
И тьму я браней претерплю,
Его немножко я люблю!
Он - черт, когда разгорячится,
Дрожит, как пустится кричать,
Но жар в минуту охладится -
И тих мой дядюшка опять.
Зато какая же мне скука
Весь день при нем в гостиной быть,
Какая тягостная мука
Лишь о походах говорить.
С каким терпеньем и почтеньем
Его он слушал по часам,
С каким всегда благоговеньем
Ходил с ним вместе по церквам.
С какою пылкостью восторга
Хвалил он дядины мечты,
Доказывал премудрость бога,
Вникал в природы красоты.
С каким он жаром удивлялся
Наполеонову уму,
И как делами восхищался
Моро, и Нея, и Даву;
Бранил всех русских без разбора.
И в Эрмитаже от картин
Не отводил ни рта, ни взора.
И потакал, и лицемерил,
И льстил бессовестно, и врал!
А честный дядя всему верил
И шельме денежки давал.

Исход жизни оказался незавидным. Зарубил его топором собственный крестьянин. «Это было в голодный год, - вспоминала Н.А. Тучкова-Огарева, - Александр Николаевич Струйский запрещал своим крестьянам ходить по миру, а между тем сам не давал им достаточно хлеба. Однажды он воротил крестьянина Семена, которого встретил с сумою; через день или через два дня Александр Николаевич поехал в поле; ему опять попался навстречу тот же крестьянин с сумою... В самый полдень лошадь его пришла домой без седока; послали верховых узнать, что случилось, и нашли помещика в поле с отрубленною головою». Такова одна из сохранившихся легенд.

Согласно СПб ведомостям за 1847 год, жена его Авдотья Николаевна вмести с двумя дочками Прасковьей и Александрой жили в столице. Адрес их  обозначался следующим образом: 1-я Адмиралтейская часть, 2 квартал, дом Смурова за  № 87. В августе указанного года выехали они за границу. При них была крепостная девушка Прасковья Ильина. Пока не знаю каким образом можно трактовать сей факт: произошло данное событие до смерти Александра Николаевича (большинство исследователей относят ее к 1848 году) или уже после?


Поэтический дар Николая Еремеевича унаследовали два его внука: сын Леонтия Николаевича и дворовой Аграфены Федоровны Александр Иванович Полежаев (1804 – 1838) и сын Юрия Николаевича и крестьянки Натальи Филипповны Дмитрий Юрьевич Струйский (1806 – 1856), писавший под псевдонимом Трилунный (в его основе лежала символика родового герба Струйских). Как внебрачные дети, несли они всю жизнь клеймо отверженных. Возможно, именно поэтому их жизненный путь и окончился столь трагическим образом. Полежаев скончался в возрасте тридцати четырех лет от чахотки. Трилунный умер в пятьдесят лет под Парижем в доме для умалишенных. 

О Полежаеве рассказано в миниатюре: http://www.proza.ru/2011/05/09/292


Использованные источники:

1. С.В. Белоусов, Е.М. Букреева. Еще один портрет в галерее участников Бородинского сражение: Евграф Николаевич Струйский. (Ссылка: http://www.borodino.ru/download.php?file_id=392&__CM...)
2. ГАПО. Ф. 196. Оп. 2. Д. 2789. Л. 1 об.
3. ГАПО. Ф. 196. Оп. 2. Д. 2789. Л. 7 об.
4. Пензенская энциклопедия/ Пензенский гос. пед. ун-т; Гл. ред. К. Д. Вишневский. — М.: Большая Рос. энцикл., 2001. – 756 с.
5.Тучкова - Огарева Н.А. Воспоминания. М., 1959. С. 35-37.


Рецензии
Уважаемая Галина! Окунуться в родословные всегда очень интересно. Можно найти много неожиданного. Прекрасно, когда такие родословные есть, как у Ваших героев, и у Вас самой. Благодарю Вас за интересные публикации!

Игорь Тычинин   21.02.2021 09:21     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо большое за доброе восприятие моих публикаций.

С почтением, ГМ.

Галина Магницкая   22.02.2021 05:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.