Версии - Агасфер

Вокзал встретил обычной суетой, гомоном и спертым воздухом.
Все куда-то спешили и стоящий посреди зала человек поневоле приковывал взгляд.
Среднего роста; лет 45-ти; опрятно-подержанного вида: одежда чистая и без видимых
прорех, но не по размеру и как бы снятая с нескольких человек.
Серый, в тонкую светлую полоску, пиджак; под ним - оранжевая "олимпийка" с надписью
"СССР"; потертые, расклешенные джинсы по моде 80-х и остроносые лаковые штиблеты.
Он стоял и отрешенно наблюдал за входящими, словно ожидая кого-то.
Я остановился сбоку от информационного табло, поставил сумку между ног и принялся
изучать расписание электричек.
"20:35 - электропоезд до Кудиново".
Оставалось еще 45 минут и я двинулся к буфету.
Сегодня вечером мне предстоит познакомиться с родителями самой прелестной девушки
на свете и следовало немного "освежиться".
Я купил 150 коньяка, мандарин и чашку кофе, попросив избавить его от сахара; оглянулся
и двинулся к незанятому столику у самого окна.
Коньяк был дерьмовый, но мандарин и кофе нивелировали вкус, оставив спирт, как первопричину
самого пития и я блаженно расслабился.
Пятница... Рабочая неделя закончилась, впереди пара дней блаженного безделья...
Через два часа буду сидеть за столом, пить нормальный коньяк и зачарованно смотреть на ту,
которой суждено стать моей женой.
Сегодня я хотел сделать официальное предложение руки и сердца.
Сама Валя уже давно согласна и ждет-не дождется этого момента, но я решил сделать это в
присутствии ее родителей, справедливо полагая, что такой жест оценят и они, и сама Валя.

 - Извините...

Я поднял голову и с интересом посмотрел на стоящего рядом со столиком того самого
"опрятно-подержанного".

- Извините, - еще раз произнес он, - у Вас не найдется ссудить незнакомцу 100 рублей, как
невозвратную помощь для неотложных нужд??? ...

"Ни фига себе!!!" - хмыкнул я про себя, восхитившись не столько изящностью слога, сколько
непринужденностью его произношения. Странные обороты речи незнакомца не резали слух,
а казались продолжением нелепого наряда и странной чистоты прозрачности холодных серых
глаз.
Решив не портить общий настрой беседы, я широким жестом пригласил его присесть, а когда
он сел за стол напротив, в свою очередь спросил:

- Не соблаговолите ли Вы открыть мне причину столь странного обращения вполне благородного
человека с меркантильной просьбой к совершенного незнакомому человеку, не вполне понятного
уровня благородства??? ...

Он широко улыбнулся, коротко хихикнул, причем морщинки в углах глаз выражали искреннее
веселье, но серый холод во взгляде никуда не исчез.

- Похмелье, милостивый государь ... Пошлое, терзающее душу и тело, похмелье ...

Я человек широких взглядов и никогда не отказываю в просьбах, если человек говорит правду
о целях просимого.

- Коньяк сойдет??? ...

Он радостно кивнул.

- Тогда сидите, я быстро ...

Купил в буфете еще два по 150, бутерброд с мясом, пару мандаринов и кофе (при полной дерьмовости
коньяка, кофе был, на удивление, отменным). Вернулся к столику, поставил перед незнакомцем коньяк,
тарелку с бутербродом и мандарином и сел на свое место.
Он, как и я и предполагал, на коньяк и бутерброд не накинулся, а ждал приглашения.
Я поднял свой стакан, протянул ему, мы чокнулись.

- За знакомство!!! ...

Он кивнул:
- За знакомство!!! ...

Выпили; я жевал мандарин, а он неторопливо принялся за бутерброд.
Говорить было особо не о чем, не упражняться  же в велеречивости??? ...
Вот и молчали о своем ...

Наконец я встал, протянул руку:
- Приятно было поговорить; кстати, Сергей ...

Он отложил бутерброд, торопливо вытер руку салфеткой и протянул в ответ:
- Также, очень приятно, Агасфер ...

Я улыбнулся, - кличка, так кличка ...
- Бывает ...

Он пожал плечами:
- Никто не верит, но предполагалось, что имя вполне себе ...

Я еще раз улыбнулся:
- Имя, как имя, - лишь бы судьба не повторилась ...

Он вздохнул:
- Это да ...

На этом я развернулся и пошел к выходу на перрон.


Народу в вагоне было мало; я сел на пустую скамью, у окна; привалился головой к стене вагона и
закрыл глаза. Коньяк рождал легкость мыслей, приятные мечтания, а по телу разливалось блаженное
тепло.
Динамик ржавым голосом проскрипел нечто нечленораздельное, зашипели и закрылись двери.
Тронулись ...
Сквозь волны тепла и фривольных мыслей до меня доносились стук колес, хрипы динамика и гомон
пассажиров ...
Когда я, с трудом, выкарабкался из полудремы, оставалось около часа езды. Зевнул, потянулся всем
телом и огляделся. Вагон был пуст, только позади меня сидел тот самый Агасфер, приветливо улыбаясь,
как старому знакомому. Я машинально кивнул и улыбнулся в ответ.
Он подхватил свою поклажу, - неопределенного типа саквояж, - и подошел ко мне.
- Разрешите???, - спросил он, кивая на скамью напротив.
- Да ради Бога, - ответил я, немного раздраженно, по причине начинающегося легкого похмелья и
тяжести в голове от непродолжительной дремы. Однако, решив, что целый час приятнее все же скоротать
за необязательной беседой, чем за разглядыванием темного провала окна, улыбнулся уже приветливее
и, добавив в голос радушия, повторил:
- Садитесь, конечно же ...

Агасфер устроился поудобнее, приоткрыл саквояж ...

- Вы не разрешите мне, в качестве ответного жеста за Ваш добродетельный поступок, угостить Вас не тем
пойлом, которым потчевали нас на вокзале, а вполне приличным коньяком??? ...

М-да ... Вот и не верь в постулат, что делай добро и оно к тебе всенепременно вернется ...

- Вот это - с огромным удовольствием!!! ...

Агасфер ловко выудил из недр баула бутылку непривычной формы и кулек с привычными мандаринами.
Вот только такого коньяка я еще не пил ни разу, а мандарины больше походили размерами на апельсины.
Последними появились на свет неизбежные пластиковые стаканчики.
Он плеснул в стаканчики грамм по 100, вручил мне мандарин, мы чокнулись и выпили, не произнося глупых
тостов.
"Вот это да!!!", - восхищенно подумал я, - "откуда у типичного бомжа такой коньяк???" ...
На языке бродили вкус меда, терпкий привкус дубовых бочек, а кисловато-сладкий мандарин придавал этому
букету изумительную нотку цитруса.
Такой коньяк хорошо пить на берегу теплого моря в компании хороших друзей и любимой женщины.
Я улыбнулся, - чтобы было чего вспомнить перед смертью и пожалеть о недолговечности жизни.
Агасфер тоже мечтательно шевелил губами, смакуя вкус напитка.

- Откуда у Вас появилось сие чудо, да еще и за такое непродолжительное время??? ...

- А кто Вам сказал, что появился??? ... Он у меня и был, только стоял в камере хранения ...
Согласитесь, что тратить такой напиток на опохмелку - противоестественно и нелепо ...

Я машинально кивнул ...

- А мандарины??? ... Тоже в камере хранения??? ...

Агасфер рассмеялся ...

- Что Вы, мандарины я купил ...

И, предвосхищая мой вопрос, ответил сам:
- И деньги у меня были, но там же, в камере хранения ... Я, видите ли, человек легкий на безрассудные
поступки и если бы пошел в камеру хранения за деньгами, то непременно бы не удержался и выхлебал
бы весь коньяк просто так ... По прихоти похмельного организма ...

Он вздохнул ...
- Согласитесь, вот так, с симпатичным человеком, не таясь от милиции, или как там ее обзывают, -
пить несравненно приятнее, чем в темном закутке вокзала ...

Я вынужден был согласиться ...
- Это да ...

И сопроводил согласие энергичным кивком, как бы приглашая его к дальнейшему развитию темы
приятного употребления благородного напитка, чем он сразу же и воспользовался, налив еще по
пол-стаканчика ...

Я сидел и опять смаковал пробивающийся сквозь цитрус горько-дубовый вкус меда, почти влюбленно
смотрел на Агасфера и чувствовал, что если не поговорю с ним за жизнь, то буду неправ ...

- А как так с именем приключилось??? ...

Он удивленно посмотрел на меня:
- В смысле??? ...

- Я в том смысле, что имя-то известное, но немного не подходящее, коль скоро ты решил назвать им
свое чадо для дальнейшей счастливой жизни ... Ведь, если не ошибаюсь, второе имя Агасфера -
- Вечный Жид, да и судьба насквозь противоречивая ... В Библии не совсем с лицеприятной стороны
засвечено ... Да и с Иисусом какая-то заморочка вышла и вполне подробно описана ...
И наказан примерно ... Вечными скитаниями ...
И вроде бы жизнь вечная, а поди ж ты, - говорят, что вечная жизнь еще та морока ...

Немного подумал, хмыкнул и добавил:
- Хотя, если разбираться досконально, не отказался бы вкусить прелестей вечной жизни ...

Агасфер задумался, с минуту смотрел в темное окно, словно бы решаясь - стоит ли рассказывать
первому встречному собутыльнику про дорогих родителей и их отношения с наречением младенцев ...
Потом внимательно посмотрел мне в глаза ...
И снова меня поразила серая, холодная глубина его глаз ...
- А кто Вам сказал, что когда мне давали имя было наперед известно, что так вот все обернется??? ...
 
- Так ведь имя на слуху, Библию многие читают ... Да и Вечный Жид уже понятие нарицательное ...
Не могли не знать про это ...

Агасфер вздохнул ...

- Во всей истории с этим именем меня смущают два момента ...

И снова он вздохнул ...

- Когда я появился, еще никто и не предполагал, что так вот все сложится ... И второе ...

Он наклонился ко мне и тихо продолжил:
- А кто Вам сказал, что Библия все верно описала??? ...

Я сидел и недоверчиво смотрел на незнакомца ...
Теперь уж точно - незнакомца ...
Поверить, что передо мной не сумашедший, а настоящий Агасфер я бы не смог и после литра
коньяка ...
Предстоящие минут сорок в компании не совсем здорового человека уже казались не столь
заманчивыми ...
Уж лучше бы пялился в темное окно ...
Пытаясь понять, как теперь себя с ним вести, я молча смотрел поверх его головы ...
Молчал и собеседник ...
Первым не выдержал я ...
- Таки настоящий Агасфер??? ...

Он пожал плечами:
- Вы все равно не поверите - так какая разница??? ...

И вот тут мое настроение резко поменялось ...
То ли коньяк был тому виной, то ли врожденная способность переводить все неприятности в
веселые недоразумения, - не знаю ...
Но я вмиг повеселел и предложил незнакомцу:
- А Вы расскажите ...

Собеседник внимательно смотрел на меня ...
Ой, холодные у него глаза ... Холодные и серые ... Такие и должны быть у сумашедшего ...

- А что Вам рассказать??? ...

Он хмыкнул, почти точно копируя меня ...

И вот это меня по-настоящему задело ...
- А Вы мне свой вариант истории расскажите ...

Я говорил почти зло, но собеседник смотрел безразлично спокойно, даже можно сказать - ласково ...
Если бы только не эти его холодные глаза ...
Но я продолжил:

- Библейский вариант с Агасфером известен каждому ... Стоял себе мужичок на пути процессии с
распятиями в сторону Голгофы; один из приговоренных попросил опереться на стену его дома, чтобы
передохнуть ...
А мужичок возьми, да и ляпни, что, мол, на обратном пути, как воскреснешь, так и передохнешь ...
А просящий был не кто иной, как Иисус ... Вот и ответил ему Иисус, что обязательно остановится
передохнуть на обратной дороге, но и мужичок пусть ждет этого момента и не смеет умирать ...
А чтобы не скучно было, пусть бродит по земле безостановочно, теряя все, что может иметь человек ...

Я замолчал, выпустив пар ...
Собеседник улыбнулся и погладил аккуратную бородку ...

- Что же, почти все верно ... Только неправильно ...

Тут уже хмыкнул я:
- Как так может быть - почти верно, но неправильно??? ...

Мужичок внимательно посмотрел на меня, разлил в стаканчики еще грамм по 100 конька:
- А как в вашем мире получается, что те, кто правит всегда почти верно все говорят, а на деле все
неправильно??? ... Тут же важны не сами слова, а то, кто их говорит и при каких обстоятельствах ...
Вот Вы помните дословно, что сказано в Библии??? ...

Я подумал пару секунд:
- Не точно дословно, но близко к тексту ...
Иисус спросил: "Помоги мне, позволь опереться на стену твоего жилища, чтобы передохнуть???" ...
Агасфер оттолкнул его: "Иди дальше, если ты прав, то на обратном пути, когда воскреснешь, тогда
встретимся и отдохнешь" ...
Иисус ответил: "На том договоримся, только и ты жди нашей встречи, сколько понадобится" ...

Мужичок широко улыбнулся ... Приятный тип, если не смотреть прямо в глаза ...
- Вы почти точно передали диалог ...

И я улыбнулся в ответ:
- И что тогда здесь неправильно??? ...

Он снова наклонился ко мне:
- Милый Сергей Александрович Володин, 17 апреля 1974 года рождения, русский, все еще
не разведенный, едущий свататься к Валентине Николаевне Калмыковой, 1982 года рождения ...
Вы, равно как и Библия, перепутали местами слова персонажей ...

Я ошарашенно смотрел на него ...
- От ...ик ... Откуда Вы меня знаете??? ...

В голове была полная мешанина из обрывков мыслей:
"Паспорт подсмотрел??? ... Так я его и не доставал ... Знает меня??? ... Так я его не знаю ...
Знает Валю, а через нее меня??? ... Так Валя уверена, что я в разводе уже давно ..."
Я не мог ничего понять ...

- Я Вас не знаю ... Я про Вас все могу РАССКАЗАТЬ ... Но ЗНАТЬ Вас для этого мне необязательно ...

Он выждал пока я медленно выцедил коньяк и продолжил:
- Вас никогда не настораживала некая незримая связь двух имен, да такая, что ее не используют
в стихах для рифмы - Агасфер и Люцифер??? ...
Уж слишком явная связь ... Даже стыдно такую рифму употреблять ...
Так вот ...
Никакие родители мне имени не давали ... Мы, Ангелы, сами выбираем себе имена  ...
На заре вашей эпохи, когда только Азазель был низвергнут на Землю, а Адам уже давно был изгнан из Эдема,
Бог послал нас с братом для наблюдения за родом человеческим ...
И если Азазель, отверженный Небесами, мог вмешиваться в людские дела на свой страх и риск, то нам
с братом было позволено только наблюдать, пребывая в человеческой ипостаси ...
Мы надеялись быстро возвратиться обратно на Небо, но наверху определили нам ждать, пока не закончится
хоть чем-то история рода человеческого ...
Как принято, обязанности строго распределены: я присматриваю за силами Света, Люцифер - за силами Тьмы ...

Агасфер перевел дух и выпил коньяк ...

- А в Иерусалиме я присматривал за юношей, который всерьез считал себя Сыном Бога ...

Тут я не выдержал и перебил:
- А на самом дела Он кем был??? ...

Агасфер печально улыбнулся:
- А Вам не все равно??? ... Даже я не стал спрашивать у Бога, - действительно ли дело обстоит так??? ...
Вера не подразумевает доказательств ... Вера подразумевает только Веру ...

- И что произошло между вами??? ...

Агасфер вздохнул:
- Я стоял на пути процессии и сказал Иисусу: "Остановись, не ходи туда, я помогу тебе не умереть" ...
Он ответил: "Если я хоть в чем-то прав, то с радостью встречусь с тобой, когда воскресну и тогда приму
помощь" ...
Мне не оставалось ничего, как ответить: "Приходи, я буду ждать, сколько понадобится" ...

Я сидел и молчал ... Это невероятно похоже на ту правду, в которую я Верил всю сознательную жизнь ...
Не в истории из отредактированной церковью Библии, а про Жизнь и Смерть, которые всего лишь пролог
для понимания какого-то высшего смысла жизни ...

Агасфер разлил остатки коньяка, протянул мне стаканчик и мандарин:
- А коньяку этому лет 100, не меньше ... Я плохо помню историю его приобретения, но это точно было
даже не прошлом веке ...

- А зачем Вы меня им угощаете??? ...

- Я давно больше человек, чем сами люди ... У меня телесная оболочка, которая, также, как и ваши, может
страдать, любить и наслаждаться ...
Мне приятно было скоротать один из бесчисленных вечеров в Вашей компании ... И подошел я к Вам не
случайно ... Уж больно у Вас устало-счастливое лицо было ... Захотелось узнать, что за человек способен
быть устало-счастливым в этом мире ... Вот тут и коньяк пригодился ... Мне тоже скучно бывает и хочется
задушевной беседы ... Вот и выбрал Вас ...
Кстати, Вам выходить через пять минут ...

Мы молча чокнулись и выпили ... И тут я решился ...

- А можно один вопрос??? ...

- Конечно ...

- Вы же знаете все, коль долго живете среди нас и в нашем обличье ...
В чем смысл жизни??? ...

Агасфер посмотрел на меня ... А глаза у него вовсе не холодные ...
И прозрачные они не от чистой глубины ...
И серые не от рождения ...

Они просто глубокие от безмерной усталости и выцветшие от времени ...

- Пойдемте, я Вас провожу до выхода ...

Мы прошли по качающемуся вагону; Агасфер шел чуть сзади, придерживая меня за локоть; вышли
в тамбур ...
Поезд начал притормаживать на подъезде к моей остановке ...
Мы стояли, смотрели через запотевшие стекла на мелькающие огни приближающегося городка ...
Агасфер, чертя на стекле непонятные узоры, тихо сказал:
- Смысл жизни в ее конечности ... Это понимаешь, когда проживешь столько, сколько прожил
я в человеческой ипостаси ... Только конечность жизни позволяет ей иметь хоть какой-то смысл ...
Вечность не имеет смысла ... Вечная жизнь - полная бессмыслица, ввиду невозможности понять,
для чего она дана ... Вечная жизнь - это простое существование в Вечности ...
Нельзя вечно любить, вечно грешить, вечно страдать ...
И вечного счастья быть не может ...
Все должно иметь начало и конец, исток и исход, жизнь и смерть ...
Вот и весь смысл бытия ...

Агасфер оторвался от непонятных фигур на стекле, посмотрел на меня:
- У вас нет Вечности, чтобы ждать, вот вы и вынуждены жить ...
Когда впереди Вечность, все теряет смысл ... Даже жизнь ...
Иногда я вам, людям, отчаянно завидую ...
Иногда, много чаще, мне вас жалко ...

Электричка начала резко тормозить ...

- И я буду сколько понадобится ходить по земле, помогая чем могу силам Добра, стараясь не встретиться
с тем юношей из Галилеи, потому как если Господь решится послать Его обратно, значит у вас, человеков,
ничего не получилось ... Ради такого согласен быть хоть Вечным Жидом, хоть Агасфером, хоть непонятным
бомжем, за которого Вы меня и принимаете ...

Дверь электрички открылась, я спрыгнул на перрон и стоял, смотрел на бородатого мужичонку,
лет 45-ти, опрятно-подержанного вида ...
Поверил ли я ему??? ... Вряд ли ...

Двери зашипели и закрылись, Агасфер, или как там его зовут, помахал мне рукой, я в ответ ...
Он задышал на стекло двери и на нем отчетливо проступило: 24.06.11-Мария ...
Электричка, с воем набирая скорость, умчалась в темноту ...
Я пожал плечами, не поняв ничего из написанного, и пошел к дому Валентины ...
Что мне нравилось больше всего, что голова была не похмельно-тяжелая, а кристально-чистая
и легкая ...
Поверил, или не поверил, а в чем-то мужичонка был прав ...
Вечная жизнь не имела бы никакого смысла ...
И радости в ней было бы мало ... Одни, не вспоминаемые со временем, эпизоды ...
А я шел делать предложение руки и сердца не на всю Вечность, а на ровно оставшуюся жизнь ...

...............................

PS. Одного не могу понять, как, по приходе к Вале, в моей сумке могли оказаться коньяк в бутылке
       непривычной формы, с тонким вкусом меда и горечью дуба, и кулек с мандаринами??? ...
       Очевидно, выпитый в привокзальном буфете коньяк был такой хреновый, что мне попросту отшибло
       память, как я все это купил по дороге на вокзал ...

Осталась и еще одна загадка - сколько я ни искал с тех пор точно такой коньяк, нигде не мог его
найти ...
А вот мандарины попадались вполне съедобные и похожие на те ... агасферовские, что ли ...
Или как там его и вправду звали ...
24 июня у нас родилась дочка; прелестное, розовощекое создание ...
После долгих дебатов по поводу имени, она была наречена Марией Сергеевной ...
Не знаю почему, но я настоял таки на этом имени ...
И до сих пор не пойму - почему??? ...


Рецензии