3 Черновики. Чехов и Вампилов. Чулимск

Наблюдения над сюжетом пьесы А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

Пьеса Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в ряду его немногочисленных, однако создающих некое эстетическое единство («театр Вампилова») пьес  - последняя. И потому на нее ложится некоторым образом дополнительный груз. Смысловой и эмоциональный. Это своего рода пьеса – завещание. Как, допустим, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина или «Воскресенье» Л.Н. Толстого. Вампилов не знал мучительного этапа ученичества. Он сразу начал уверенно и зрело. Говорил о том, о чем «не спится по ночам», о том, что по-настоящему волнует и наболело. «Чулимск» пишется вскоре после главного произведения – гениальной «Утиной охоты». В ней Вампилов нащупал нерв современности – появился новый «лишний человек». Виктора Зилова вполне можно сопоставить с героями русской классической литературы : Онегиным, Печориным. Он глубоко скучает, даже страдает от невозможности толком реализовать себя в унылой «провинциальной» повседневности. Зилов находится в пограничном состоянии : между жизнью и смертью. И дело не только в задуманном им демонстрационном самоубийстве. Оно  лишь выражение во внешнем его внутреннего состояния. Персонаж «Утиной охоты» пребывает в некоем душевном коллапсе – душевном и психологическом. Нормой его поведения давно стала привычка ко лжи. Зилов никого не любит, не ценит, не уважает. Ему «все до лампочки». И семья, и работа, и переезд на новую квартиру. У него нет жизненной перспективы. Единственное, что хоть как-то поддерживает в нем жизнь физическую – это алкоголь и нравственная распущенность. Слабый дух устремлен к свободе. Но свобода суррогатна.  Зилов рвется в отпуск – на утиную охоту. Она дает ему ощущение силы, слияния с природой, надежду на собственную мужскую состоятельность. Охота для Зилова – это своего рода инициация, которую он, правда , так по-настоящему еще  и не прошел.  Горе-охотник ,как известно, всегда возвращался  из похода  ни с чем, не подстрелил ни одной утки. Причина такой неудачливости –обыкновенное человеческое  волнение. Знаменитая сцена разговора  Зилова с Димой – официантом в ресторане накануне прощального банкета многое проясняет. Дима учит  приятеля  стрелять в цель без промаха. Зилов же проявляет нетерпение, вскакивает со стула, откровенно нервничает, недоумевает . На что Дима довольно презрительно и хладнокровно   поясняет : «Влет бей сразу, без промедления. Ну, как бы тебе объяснить ? Ну, как будто они летят не в природе, а на картинке».  Зилов робко возражает :  «Но ведь они же живые, а не на картинке». На это следует циничное « «Ну, живые они для того кто мажет. А для того, кто попадает, они уже давно мертвые». В этом по-своему остроумной фразе заключена главная мысль ( или лучше сказать анти-мысль) «Утиной охоты». Для того, чтобы состоятся в современной  жизни, необходимо умертвить в себе главный нерв – человеческое волнение. Зилова постепенно окутывает , как в кокон, пелена полного равнодушия. В финале пьесы мы видим человека, способного достаточно равнодушно расстаться с собственной жизнью ( роковому выстрелу помешал поспешный визит друзей), бесцеремонно распоряжающегося жизнями других :  он не шутки ради  прицельно наставляет ружье на своих товарищей, держа под прицелом и самого «ужасного Диму». Но в итоге Виктор спокойно ( это подчеркивается автором) отправляется на утиную охоту.    И  на этот раз она, скорее всего,   станет для Зилова  настоящей .  И вернется он  , думается, обязательно с добычей. 
Принесенный ему на дом траурный венок ( легкомысленная  выходка обиженных его хамским поведением на банкете дружков) оборачивается символом. Зилов умирает для своей прежней жизни – жизни неврастеника и неудачника, рождается для новой – настоящего охотника – убийцы. Позади волнения, истерики, исповеди.  Исчерпала себя даже рабская привычка ко лжи .  Зилов готов стать неуязвимым. «Полное равнодушие!» , - такой совет дает ему опытный стрелок Дима. Зилов наконец-то усвоил его урок.
Владимир Шаманов – герой пьесы «Прошлым летом в Чулимске» - на начало действия представляет собой именно равнодушного   человека.  Он находится на той нулевой точке жизнедеятельности  , за которой логично может последовать только пенсия.  Смерть при жизни. Однако Шаманов находится в самом расцвете .  Ему тридцать пять лет. За плечами у него – университет, юрфак, работа в правоохранительных органов областного центра. Ничего толком о его прежней жизни мы не знаем. Разве только из пересказа "знакомой его знакомой"  аптекарши Кашкиной. Был женат, семью, оставил. На службе произошел неприятный инцидент.  Намеревался  как следователь заставить отвечать по закону   одного  преступника. Пьяный молодчик на отцовском автомобиле сбил пешехода. Но  подследственный  оказался сыном видного начальника. Выступить на суде с обвинением Шаманову не позволили.  Сопротивляться, настаивать на своем  он не стал . Уехал в глухой таежный поселок, где по сути похоронил себя заживо. Шаманов живет без перспективы, одним  днем. Его привычное состояние – сонливость. Его единственное желание – пенсия.  Мира  вокруг себя он не замечает. Поддерживает мало-мальски человеческие отношения только с аптекаршей Кашкиной. Весь поселок знает о их связи. Хотя сам Шаманов тщательно конспирируется , делая этим вид, что у него нет личных отношений, он никому ничем не обязан. Показательно, что Кашкина служит в местной аптеке.  Что-то нездоровое, болезненное есть в отношениях этих двух одиноких и не старых еще   людей. Для обиженной судьбой Кашкиной Шаманов является, очевидно, чем-то вроде наркотического средства от неизбывной женской тоски. Он тоже относится к ней чисто потребительски, отказывая в самой элементарной ласке, мужской заботе. Не говоря уже просто – в порядочности. Как-то оформить отношения ему и в голову не приходит. Зачем ?   Собственная репутация его давно не волнует, а других людей для Шаманова, похоже, просто не существует. Неслучайна ремарка Вампилова : « Иногда, слушая собеседника, он, как бы внезапно погружаясь в сон, опускает голову» Кашкина  пытается пробиться к нему :   «Заварить тебе чаю ?»(ждет ответа, потом оборачивается ) «Чаю тебе заварить ? Неужели уснул ? Успел уже… (помолчав) Ну, и спи. ( Не без горечи) спать – это ты способен. Ну, и ладно. Спи себе .» Сон – состояние, устраивающее   всех сразу. Жизнь в Чулимске как будто застыла. В этом таежном поселке ничего сколько-нибудь значительного не происходит. Каждый день одно и то же. Даже преступления однотипные, всем изрядно надоевшие. «Ларек грабанули» «Тракторист избил свою жену». Утро начинается с завтрака в чайной. День бесконечно тянется. Люди исполняют свои служебные обязанности без особой охоты и цели. Вспоминается , что Шаманов забыл в квартире Кашкиной свой пистолет , и она его ему приносит в чайную в своей дамской сумочке. Служба спустя рукава – преступная норма,   если вдуматься.  Развлечение немудреные – кино в местном доме культуры или танцы по выходным в соседнем поселке. Еще, пожалуй, чтение газет. Ими особенно «увлекается» недалекий чинуша Мечеткин. Возня с мотоциклом. Грибы да ягоды. Таежный поселок, выписанный Вампиловым – это с одной стороны, реальный сибирский «населенный пункт», затерянный на огромном таежном пространстве. А с другой – некая застывшая вне времени и пространства «точка» . Есть в нем что-то от известного «города Зеро» ( фильм К. Шахназарова). Это место – западня. Попал в Чулимск однажды - и все, не выбраться !    Никто из него на протяжении пьесы не выезжает. В него только приходят : эвенк Еремеев из тайги, например. В Чулимск на каникулы приехал из города Пашка, прибыл на постоянное место службы Шаманов, с войны в Чулимск вернулся Дергачев. Из Чулимска никогда никуда не выезжала буфетчица Хороших, из него вряд ли переедет в районный город Валентина. Чулимск – родина Помигалова и Мечеткина: отца и предполагаемого супруга Валентины. То, что в финале пьесы Шаманов под влиянием сильного эмоционального стресса собирается уехать в город для выступления на суде еще ни о чем по-настоящему не говорит. Его душевное состояние настолько нестабильно, что он вполне может раздумать, поддаться на уговоры Кашкиной, засидеться за завтраком в чайной, пропустив рейсовый автобус ( так Зилов засиделся в кафе с понравившейся девушкой и не поехал на похороны родного отца). Чулимск – реален и символичен одновременно. В нем есть и своя живая жизнь и метафизика. Таковы и его обитатели. Это и типажи. И фантомы.  А, может,  феномены, порожденные реальностью русского ХХ века.   
 Афиша пьесы «Прошлым летом в Чулимске» может быть проанализирована не хуже афиши , допустим, пьесы «На дне»  А. М.  Горького. Каждое действующее лицо – особый человеческий типаж. Нельзя сказать , что персонажи «Чулимска» - стертые «пятаки». Нет. Каждый – так или иначе индивидуальность.  Или хотя бы намек на нее. В каждом есть что-то особенное – еще привлекательное, или смешное. Молоды Валентина и Пашка.  Пашка – задирист, чувствует себя уже горожанином, оторвался от дома. В нем много энергии, которую он не знает, куда деть. Груб с матерью, хамоват с отчимом, беспомощен перед первым чувством к Валентине. Ему бы жить да жить! А он жить еще не умеет – дергается. И под музыку, и от нервов. Пашка – человек своего времени. Настоящий «пэтэушник». Воспитанием его всерьез никто не занимался.  Оскорбляли «подкрапивником»: ведь мать    его во время войны «пригуляла». Он ее вина и крест. Отца своего не знает. Отчим с ним груб. В образе Пашки  заявляет о себе  излюбленная вампиловская тема – «безотцовщина». Выросшие без  родительского -  мужского ! -  влияния юнцы в его пьесах способны наломать немало дров. Таков Бусыгин в «Старшем сыне». Вспомним, что на откровенный обман в доме Сарафановых его ведет обида и  озлобленность именно на собственную безотцовщину. Бусыгин первоначально далек от сострадания чужим бедам и только вдруг зародившееся в нем чувство к «сестренке» Нине пробуждает в нем природную деликатность и к ее родственникам. Бусыгина по сюжету пьесы ведет   чувство влюбленности в симпатичную девушку  , «сестренку» Нину. Пашка неуклюже влюблен в Валентину. Влюбленность эта живая, искренняя,  но не разделенная. Валентина увлечена «спящим» Шамановым . Юноша ревнует. В бешенстве стреляет в своего соперника из его же табельного оружия. Переживает сильный эмоциональный шок. Запутавшись в своих переживаниях , мучаясь звериной тоской и ревностью ,  Пашка насилует девушку по дороге с танцев, так как не знает другого способа отбить ее у Шаманова , привязать  навсегда к  себе. Но насилие не может обернуться взаимностью чувств. Пашка – может быть, один из самых несчастных персонажей Вампилова. Душа не развита. Молодой организм требует чисто физического удовлетворения  сексуальных желаний. Отношения с матерью отравлены скандалами с отчимом. Нежеланный ребенок в семье, лишенной отцовского внимания, не добившейся душевного расположения нравящийся ему девушки – это целый клубок неблагополучной жизни. И еще неизвестно, как Пашка распорядится своей и дальнейшей жизнью после случившегося «прошлым летом в Чулимске». Что станет его участью ? Серые трудовые будни после профтеха, пьяные вечеринки с дружками, случайные встречи с женщинами ? Таких, как Пашка, пруд пруди в таежном захолустью ( в России в целом). В сюжете последней вампиловской пьесы он тем не менее, может быть, самый «живой человек». Вспомним ,что именно он  своей неудержимой злой ревностью заставляет Шаманова как бы проснуться . Пашка стреляет в него.   Промахивается. Впадает в ступор, потом – в отчаяние.  Сцена односторонней дуэли (по сути УБИЙСТВА)  Владимира  и Пашки выписана Вампиловым на эмоциональном пределе. Мы уже говорили о том, что Шаманов сопоставим с образом Зилова из «Утиной охоты». Ближе к финалу Зилов готов к самоубийству, он вполне равнодушен к жизни и смерти. Заряженное роковым патроном ружье   вот-вот выстрелит. Но поспешившие на «поминки» друзья приходят чуть раньше того, чем «покойник» оказывается «готовеньким». Шаманов тоже  равнодушно подставляет себя под пулю, зная ,что пистолет заряжен, а Пашка опасно   взбешен. Без преувеличения можно сказать, что  герой готов к смерти и даже удовлетворен таким поворотом событий – быть застреленным   ревнивцем среди бела дня. Он ведь «спит» и ему давным-давно все равно. Однако смерти с ним  не произошло.  Произошла своего рода «осечка», Пашка промахнулся, пуля просвистела над самым ухом. Осечки – излюбленный сюжетный ход Вампилова. Недострелялись  друзья-соперники в «Прощании в июне» ( жертвой дуэли стала, однако, ворона). Не скончался во время сердечного приступа Калошин ( «Провинциальные анекдоты»),а ведь тоже пережил что-то вроде дуэли или «русской рулетки» ( жизнь или смерь ?). Не застрелился, хотя и  собирался покинуть здешний мир Виктор Зилов ( «Утиная охота»). «Осечки» настоящие или условные – это все-таки род шоковой ситуации, шоковой терапии. Надо быть предельно «мертвым» человеком, чтобы не пробудится после них хотя бы на мгновение к жизни, не испытать сильного нервного потрясения. Даже Зилов после попытки застрелиться и «расправы» над своими друзьями испытал нервную истерику. Зритель становится очевидцем его непростого психологического состояния, в котором он  то ли плачет, то ли смеется. Из этого состояния герой «Утиной охоты» выходит «спокойным». Готовым к убийству на охоте .
Шаманов до истории с Пашкой совершил свое главное «убийство». Он по сути  посягнул на душу    Валентины, лишив ее всякой надежды на взаимность.  И душа дрогнула. Валентина растерялась, она была выбита из привычной колеи своей внутренней душевной жизни. Шаманов поступил с девушкой так же, как в пьесе «Прощание в июне» поступил с  наивной  Татьяной позарившийся на красный диплом взамен предательства Николай Колесов. На любовное признание Шаманов ответил холодным приказом : «Забудь. Ты мне этого не говорила».  Думается, что объяснение Шаманова и Валентины – это и есть кульминация его абсолютного равнодушия. Шаманов стал тем «пенсионером» , каким так стремился стал  ,переехав из Иркутска в Чулимск. Он бесчувственен. Слеп, глух , жесток. Не жилец, одним словом. После сцены объяснения с Валентиной идет сцена  выяснения отношений с Пашкой. В ней внешне хамское, но  «живое» встретилось с внутренне «мертвым», хотя  и благородным наружно. Выстрел становится встряской всего организма. Шаманов просыпается. Ему хочется доказать Пашке свое превосходство. Он начинается бороться за внимание Валентины,пишет ей записку,назначает свидание. Попадает в коварную ловушку, подстроенную ревнивой Кашкиной ( для нее эта ситуация тоже повод проявить себя). Наконец, в Шаманове пробуждается способность испытывать восторг бытия! Он находится в явно неадекватном состоянии - эйфории. Прилив нежности, блаженства, благородства. Он как бы осознает свое положение в Чулимске, одаривает запоздалыми комплиментами Кашкину, испытывает порыв благодарности Валентине. Шаманов ищет девушку , исповедуется перед ней. Но она далека от мысли разделить с ним его  настроение. Валентина пережила один из самых драматических дней своей жизни. По дороге с танцев ее изнасиловал Пашка, упреками и подозрениями  встретил строгий отец. Валентина отказывает  во внимании и претендующему на ее взаимность Пашке и благородно выступающему на ее защите Шаманову . Отцу говорит,что вечер провела с «идиотом» Мечеткиным. А соперники – ревнивцы остаются, что называется, с носом.
Образ Мечеткина выписан Вампиловым тщательно. Чувствуется, что он хорошо знал подобный тип людей. Смеялся над ним, но и осознавал его грозную силу – силу  глупой пошлости. Мечеткин – порождение «провинции». Это среднестатистический человек, которому, однако, очень важно казаться значительным и начальствующим. Мечеткин сродни Калошину из «Провинциальных анекдотов». В том тоже немало хамоватой трусости, беспардонности, но при этом и чисто человеческой беззащитности перед лицом неизбежного ухода. Мечеткин боится одиночества. Хочет разделенности своей уже клонящейся к закату жизни. Он глуп, пошл. Но при этом и по-детски наивен. Особенно в вопросах ухаживания, устройства личной жизни. Показательно,что он все хочет сделать по правилам, соблюсти положенный этикет. Мечеткин просит руки Валентины у ее отца, сам ,пытаясь и волнуясь,говорит девушке о «серьезных намерениях». Он не влюблен. И не готов пережить настоящий роман. Просто время жизни уходит. Валентина называет "героем"своего вечера Мечеткина , отводя подозрения от Шаманова и Пашки. Может быть, потому, что Шаманов и Пашка причинили ей слишком много боли ? А мысль о Мечеткине не вызывает в ее души ничего. Он для нее пустое место. Выйти замуж за Мечеткина – это убить в себе самой все настоящее. А такой брак для Валентины вполне реален. Не лучше ли сразу в петлю? Известно, что Вампилов написал трагический финал  в «Прошлым летом в Чулимске»: Валентина к утру повесилась у себя дома.
Такой страшной ценой отозвались в ее судьбе и необузданные страсти Пашки и мертвенная холодность Шаманова. Владимир пробуждался к социальной жизни, к решению выступить на суде ценой трагедии, произошедшей с наивной семнадцатилетней девушкой . Трагедия эта произошла не без его косвенной вины. Вампилов впервые написал самоубийство в пьесе. Ему казалось, что такой финал вполне закономерен. Нет жизни для Валентины в Чулимске. Насилие пережить трудно, еще невыносимее утрату веры в человека, который казался настоящим. На жизнью Валентины сгустился мрак . Но спустя время Вампилов переписал финал пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Он стал по-своему жизнеутверждающим. О том, как трогательно Валентина заботится о палисаднике, в критике написано предостаточно. Она действительно проявляет немалое терпение, чтобы восстановить целостность палисадника. Поправляет доски заборчика. А  их то  дело сбивают равнодушные к красоте цветов и невнимательные к ее трудам люди. В роковой день Валентина махнула рукой на палисадник. Ушла с Пашкой на танцы, так и не восстановив его. День обернулся большой бедой. Ночь чуть не принесла с собой трагедию. В переделанном финале пьесы Вампилов пишет  о возвращении Валентины. Она приходит в чайную строгая и спокойная. Начинает восстанавливать палисадник. Ей помогает эвенк  Еремеев. Приходит на ум мысль о сопоставлении ситуаций , связанных с попыткой самоубийства. Зилов пытался нажать на курок охотничьего ружья. На грани отчаянного шага, видимо, находилась и Валентина. Тот и другой в итоге остались жить. Он – для охоты. Она – для заботы о палисаднике. Зилов будет убивать, Валентина – сохранять жизнь. Насколько хватит душевных сил. Валентина в пьесе Вампилова – это сама жизнь. И отношения к ней персонажей пьесы – это отношение их к жизни.
Валентину ,конечно, можно было бы назвать и «самой душой». Но не будем спешить. Полноценный разговор о душе может состояться, только если иметь в виду религиозную – христианскую – составляющую творчества Вампилова. Но драматург напрямую и Боге нигде не говорит. Он пишет о советской действительности. Живущие в ней люди в Бога не веруют . По определению. Но это не значит, что через них, через их судьбы не транслируется божий промысел. Никто не сомневается в том, что встреча Раскольникова с Соней Мармеладовой есть знак свыше. Сонечка способствует пробуждению в Раскольникове сил души, совести. Не так ли и Валентина ? Не она ли является первопричиной  изменений происходящих в пьесе с Шамановым ? Так и не так. Валентина, скорее, напоминает Татьяну Ларину, которая решила  свою жизнь по «жребию», выплаканному  ее матерью : «Меня с слезами заклинаний молила мать. Для бедной Тани все были жребии равны. Я вышла замуж»,  Она заставила Онегина критично взглянуть на самого себя.  Своим решением покориться воле матери  и с достоинством нести свой крест верности супругу  Татьяна сбила привычную для него планку отношения к жизни, вывела из состояния скуки, пробудила слова любви и признания. Много общего между вампиловской  Валентиной и пушкинской Татьяной. Обе молоды, наивны  в начале сюжеты. Та и другая влюблены в приезжего ( столичного!) человека, старше их по возрасту. И Шаманов, и Онегин  - «скучающие эгоисты». Герои развращены нравственно, циничны. Их жизнь напоминает давно им известное сновидение. Скуки ради  они заводят отношения, говорят ничего не значащие слова. Любопытно, но общим между ними может быть даже дуэльная ситуация. Пашка  пусть в малой степени, но все-таки напоминает романтически  настроенного Ленского. В нем так же кипит негодование к более удачному сопернику. Шаманов хочет подразнить Пашку, как Онегин дразнит на именинах Татьяны Ленского. Валентина, подобно, Татьяне , смущаясь , первая признается Шаманову в любви. Выслушивает от него холодное нравоучение , приказ – забыть о своих чувствах. Шаманов и Онегин, сами того не подозревая, наносят своим юным поклонницам душевную травму. Решение Татьяны уехать в Москву на «ярмарку невест» сродни решению Валентины идти с Пашкой на современную танцплощадку. На ней ведь тоже происходит выбор подходящей пары. Они бросаются в общую жизнь из мира своих внутренних сердечных переживаний , словно головой  в омут  . Пушкинская Татьяна по совету  матери выходит замуж за почтенного генерала, героя Отечественной войны 1812 года. Валентине повезло меньше. По историческим причинам. Общество в таежной глухомани русского ХХ века придерживается более раскрепощенных нравов.  Девушку изнасиловал питающий к ней первое влечение пэтэушник. Но не за него она в итоге собирается замуж. Валентина называет имя Мечеткина как того, с кем она якобы провела вечер. Мечеткин – это и выбор ее отца. Героиня Вампилова имеет все шансы именно с ним соединить свою жизнь в законном браке. Есть что-то общее в этой покорности воле родителей. Для Пушкина через родительскую волю проявляет себя Божий промысел. Для Вампилова исполнение отцовского приказа станет несомненным насилием, преодолеть которое можно только ценой самоубийства или внутренней несгибаемости проснувшегося характера. В финале пьесы «Прошлым летом в Чулимске» героиня так никого из мужчин и не выбирает . Мечеткин остается потенциальным женихом, Пашка имеет на нее, как ему кажется, мужские права, Шаманов возвращается (как ему во всяком случае, хочется )  в мир людей и служебной ответственности . Произошедшее за один день изменило внутреннюю, психологическую жизнь персонажей пьесы.   Если в начале пьесы Валентина жила только своим внутренним миром, своей тайной, то теперь многое прояснилось. Каждый из персонажей  по отношению к ней определился. Девушку по-матерински жалеет буфетчица Хороших , Кашкина из безумной ревности прибегает к коварству,    взаимности силой добивается Пашка ,  Шаманова Валентина вдохновляет на подвиги, Мечеткин планирует сделать ее своею законной супругой , старик Еремеев помогает восстанавливать разрушенный накануне палисадник. В таком распределении «ролей» можно усмотреть отношение персонажей к жизни как таковой.  Если принять во внимание условно-символический план действия ( Этот план, кстати, роднит пьесы Вампилова с пьесами Чехова). Жизнь – это и доброта, и вдохновение , и природная страсть. Но ее можно загубить расчетом, эгоизмом.


Рецензии