Ямщики Вологодского края

Вглядываясь в глубину веков, я теперь по другому отношусь к месту моих предков в истории, поскольку те далекие годы стали ближе и ярче видны. Архивные поиски по изучению родословной привели меня к поиску документов периода конца XVI-начала XVII века. Найдено не много – только имена и даты прапрадедов, биографии их еще не исследованы. Но кое-что интересное уже есть: мои предки на протяжении как минимум двух веков были ямщиками.
Никогда не забуду чувство, охватившее меня, когда в исповедной ведомости за 1807 год в списке  «ямщики их домашние» обнаружилась запись о семье моего  прапрапрапрадеда.  В более поздних ведомостях (за 1812 год и далее) такой записи не встречалось, а вот в более ранних (за 1800 год и до конца 17 века) постоянно находилось подтверждение тому, что деревня, в которой проживали мои предки, была ямщицкая. Ямщики, их быт и тяжелая работа явились, помимо изучения родословной, новым увлекательным направлением в исследованиях.  До этого все знания о ямщиках сводились к тому, что это были люди, которые возили «баринов» и грузы на телегах, когда еще не было поездов.
Однако отдельной работы, посвященной ямским слободам Вологодской губернии, в научном обороте обнаружить не удалось. Вся найденная информация была общего характера, характеризующая ямской строй XVII-XVIII веков. Все же по крупицам, добытым из разных источников, складывается некая картина тех лет, о которой речь идет ниже.
Уже в XV веке через Вологду шел Холмогорский тракт от Москвы до Архангельска. Долог и тяжел был путь от столицы к Белому морю. Дорога шла лесами, часто была труднопроходима.  Вплоть до основания в 1703 году Санкт-Петербурга, Архангельск являлся единственным северным русским портом, по которому осуществлялось морское сообщение с европейскими державами. Хорошо понимая это, Пётр I  издал Указ об устройстве с 1 июля 1693 года постоянной гоньбы по Холмогорскому тракту. Царский Указ точно определил скорость доставки почты: "перебегать с Москвы до Архангельского города добрым летним днем и зимним путем в 8-ой и 9-ый день, а весенним и осенним путем в 10-ый и 11-ый день […], в час верст по девяти и по десяти[…]" .
Второй раз Петр I проезжал Вологду 9 июля 1693 года, направляясь в Архангельск. Третий раз царь был в Вологде с 4 по 8 мая 1694 года тоже проездом в Архангельск. С ним ехало около трехсот человек.  Для проезда царского кортежа по Московскому тракту в промежуточных пунктах было выставлено по несколько сот подвод.  Той же дорогой от Москвы до Вологды были перевезены 2000 пудов пороху, 1000 самопалов и блоки для строящегося в Архангельске корабля, выточенные самим Петром. Доставка снаряжения проводилась уже по зимнему пути с последующей перевозкой в Архангельск.
Общеизвестный факт. В 1730 году по этому тракту из Холмогорского района в Москву шёл Михайло Ломоносов учиться. Вместе с рыбным обозом он преодолел зимний путь за три недели.
Обнаружен царский Указ от 26 августа 1693 года и касательно вологодских ямщиков: «[…] по именному великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича […] 201му году  августа 26 числа […] а по челобитью вологодского яму ямщиков Ивашки Семенова да Мишки Григорьева с товарищи велено им вологодским ямщикам ямскую гоньбу сухим путем гонять, а в плавной путь кормщиков и гребцов давать […] а судов с них имать не велено, […]и из них ямщиков в неволю для судового дел ныне и впредь никому не давать [...]» .
 С архангельской почтой связаны первые обмеры дорог русского государства. 18 мая 1702 года Петр I приказал устроить большую дорогу от Москвы до Вологды. Предварительно следовало «летнем временем описать и измерить» старый тракт. Все лето офицеры с солдатскими командами выполняли царский наказ. Результаты обмеров составили весьма солидный том, хранящийся ныне в Центральном государственном архиве древних актов. В нем подробно описаны вся дорога, мосты, гати, топкие места. Особое внимание уделялось тем частям тракта, где его ширина была менее установленных 20 саженей и 3  аршин (41 метр). «А где та московская большая дорога пространством по двадцати сажен в ширину не явится, — говорилось в указе, — и тое дорогу возможно учинить проездом мимо сел и деревень гумнами и иными какими свободными ближними местами». Нормальной ширины дорога проходила от Москвы до Троицкого монастыря, затем она сужалась.  Один из участников обмера писал, — «селом улица узка, а на поле грязь». В таких случаях давалась рекомендация, что необходимо сделать — произвести подсыпку грунта или загатить тракт .
Из книги «Старая Вологда»  известно, что к Вологде еще со времен Ивана Грозного (со второй половины XVI века) примыкали две ямские слободы .  Одна находилась на Московской дороге, другая – на Кирилловской. В этих слободах жили ямщики, состоявшие на жалованье у государства, которые на получаемые деньги должны были также содержать «гонибных лошадей» и другую «ямскую порядню».
Ямские земли обычно граничили с городом. Со стороны Московского тракта к городу подходили земли Московской ямской слободы с деревнями и пустошами. Со стороны Кирилло-Белозерского и Архангельского трактов почтовая станция находилась в Кирилловской ямской слободе.  Вот именно в этой Московской Ямской слободе и жили мои предки. Эту местность еще называли Вологодское окологородье.
Уже из названия понятно, что ямщики держали гоньбу по дороге на Москву. Англичанин Э. Дженкинсон , совершивший 1-6 декабря 1557 г. переезд из Вологды в Москву, писал, что между Вологдой и  Москвой было 14 почтовых станций, называемых ямами (James); все расстояние составляло примерно 500 верст. В состав слободы входило несколько деревень и пустошей, среди них и «мои» деревни Горка и Полянка. 
Из документов  Ландратской переписи (1717 год), что находится в архиве Древних Актов, можно узнать, что «У Вологодскому яму в Московской слободе по переписи  […]  написаны Ямских 71 двор, бобыльских 5 дворов, вдовьих 14 дворов […]. На лицо 70 душ ямщиков».
Всего деревней было двенадцать, были они не большие и состояли из 3-9 дворов, и только деревня Горка была из 20 дворов. Кроме этого рядом с ямской слободой находилось несколько деревень (числом до пяти), которые не входили в слободу, но в них жили в некоторых дворах ямщики. Интересно, как был устроен быт ямской слободы: «А живучи им за нашею порукою в Ямской слободе по кириловской дороге не грабити и не красти, и не розбивати, и ****ни, и корчмы им у собя не держати, и зернью не играти, и лихим людям, татем и розбойником, стану и приезду к собе им не держати, и никаким вороством не воровати, из слободы им не збежати» .
К сожалению, не обнаружено никаких сведений о «моих» деревнях и вообще о ямских слободах при изучении первых трех ревизских сказок по Архиву Древних Актов. Сложность поиска заключалась в том, что в XVIII веке существовало иное территориальное деление, нежели в XIX столетии, и полистный просмотр нескольких томов по Вологодской губернии, по самому городу Вологде искомых данных не выявил. Изучены были не все архивные тома по Вологодской губернии, а только те, в которых,  по моему мнению, могли присутствовать ямские слободы. Конечно, не исключено, что поиск проведен не полностью, но всё-таки, я пришла к мнению, что искомых данных там нет вообще.
Видимо, это  объясняется тем, что ревизии проводились  с целью подушного налогового обложения населения, а вот ямщики  были освобожденными от подушного и других налогов. Еще Иван IV своим Указом в 1556 году освободил их от всех земских повинностей: «в городу каменя и извести и лесу возить и города и острогу делать и мостов мостить, и с посадскими и с уездными людьми ни в какие подати тянуть и никакого изделия делать ямщикам не велено».
Но зато в фонде Ямской канцелярии я обнаружила один очень интересный документ -  «Рапорт управителей ямов Ямской конторе о выполнении указа о присяге и списки присягнувших ямщиков». На первых двух листах идет текст присяги, а потом список вологодских ямщиков. В этом списке я нашла имя своего пра-...-прадеда. 2 февраля 1741 года он присягнул на верность службе Ивану IV (и его матери княгине Анне Леопольдовне). Из документа можно узнать, что в 1741 году за Московской слободой числилось восемь деревень, а в Кирилловской слободе было три деревни.
Фонд  Ямской канцелярии содержит еще много интересных дел за 1730-1783 годы. Дела об ограблении почты, о побоях ямщиков, о выдаче кормовых денег, о наборе рекрутов и лошадей с ямских слобод, об избиении и кражах, о переводе ямщиков в другие ямы и многое другое.
Все эти материалы воссоздают картину жизни служилых людей. Очень хорошо она описана в книге А.Н. Вигилева «История почты»: «Ямская земля делилась на несколько частей: земли под ямской приезжий двор и под слободу; пашни, луга и лесные угодья; ямских оброчных деревень — поселений, жители которых гоньбу не держали, но были обязаны снабжать ямщиков хлебом и сеном.
 […] Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры» .
«Мои» деревни относились к Михайло-Архангельской церкви в Московской Ямской слободе при реке Сограж.  Сначала церковь была деревянная, а в 1814-1819 годах на деньги прихожан ее перестроили, и она стала каменная, одноэтажная, трехпрестольная, в стиле классицизма с трапезной и колокольней. К сожалению, церковь разобрали в середине ХХ века.
Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего были курными, отапливаемыми «по-черному» - печами без труб. К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы,  хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор — своеобразная крепость. Над дворами возводилась крыша для защиты от заносов и обильных снегопадов.
Хотя ямщики были людьми государственными, освобожденными от подушного и других налогов, но их благополучие было иллюзорно. Семьи были постоянно без хозяина, самих ямщиков изматывала гоньба. Нехватка людей на станах увеличивала разгоны. Проезжие относились к ямщикам грубо, порой доходило до побоев. Тяжелые дороги, плохие мосты, нерегулярная выплата жалованья - всё это побуждало ямщиков уклоняться от службы. Поэтому были изданы специальные указы, в которых предписывалось возвращать непокорных в свой ям. В делах Ямской канцелярии встречается несколько таких дел. А также дел с челобитными царю с просьбой пересмотреть систему оплаты за гоньбу и взимание податей с ямщиков.
Ямщиков, как и крестьян, набирали на военную службу. В периоды активных боевых действий набор шёл по  очень тяжёлой, по сравнению с крестьянами, норме. Так,  во время Северной войны 1699-1705 годы,  забирали по одному человеку с 2-х дворов. Такой набор практически уничтожил наполовину ямскую гоньбу в стране в те годы.  По указу от 13 января 1714 г. Ямщики освобождались от поставки рекрутов, но данная выгода общими учреждениями о рекрутах 1766 г. была отменена. И в Отечественную войну 1812 г. было набрано уже по три человека.
Мой прапрадедушка и еще несколько жителей деревни тоже были рекрутами. Этот вывод  сделан на основании того, что мой прапрадед  отсутствовал в деревне 25 лет, а когда он вновь появился на исповеди, то был записан так: «отставной рядовой».  Так же в исповедных ведомостях в период за 1800-1820 годы фигурируют три «солдатки». «Солдатки» жили в доме родителей, своих детей не имели. Ямщики «моей» деревни могли нести службу в казачьих войсках, так как в одной из метрических записей за 1801 год записано «умерла казацкая жена…».
Очень интересен анализ ямщицкой семьи.  В деревне Полянка в конце  XVII было три двора, и до середины XIX века, т.е. за 150 лет в этой небольшой деревушке количество дворов не увеличилось. При этом семьи были большие – по 7-13 человек, и  семья сына оставалась в доме отца.  Взрослые братья  со своими  семьями также жили вместе в одном доме. Только в 1850-х годах братья отделяются от братьев. Браки у ямщиков заключались не только в пределах своего сословия. В метрической записи за 1780 год читаем, что ямщик взял в жены «мещанскую дочь…».
За период XIX в. увеличилось количество дворов одной фамилии. Если в начале XVII в. в деревне из трех дворов один двор был Мазалецких, то в середине XIX в. из пяти дворов уже три двора Мазалецких, а в начале XX века из 9 дворов 8 дворов принадлежали этой фамилии. Судя по документам, фамилии в деревнях у ямщиков появляются рано. В Исповедных ведомостях за 1800 год многие ямщики указаны с фамилиями. А самое раннее написание фамилии в Московской Ямской слободе найдено в указе за 1774 год.
Происхождение фамилий неизвестно, но в деревне Полянка наблюдается такой интересный факт. Деревня маленькая, в ней живут всего три семьи, и при этом  две из них, которые жили уже в 1717 году в этой деревне, возможно, имеют «польские» корни. Это фамилии Полянский и Мазалецкий. Можно предположить, что фамилия Полянский идет от названия деревни Полянка, но образована по аналогии от «польской» фамилии.
Фамилия Мазалецкие – это фамилия моего рода, а в моей семье существует легенда, что  когда-то в стародавние времена одного поляка сослали в ссылку в Вологду. Здесь он и построил себе дом - рядом с деревней Горка, что в 5 верстах от Вологды. Так началась история новой деревни - Полянка. И что название деревни идет не от слова "поляна", а от слова "поляк". Однако этимология топонима затруднена. Изучив распространенность родовой фамилии, я узнала, что на территории России фамилия не распространена. Но в несколько в другом написании (Мазалевский, Мозалевский и т.п.) фамилия достаточно часто встречается на территории Белоруссии и Польши (и в документах начала XIX века у нашего предка тоже фамилия писалась именно через "ВС", а не "Ц").  Обе данные территории принадлежали Речи Посполитой, и кроме того в неё же входила и большая часть ныне русских земель (вплоть до Смоленска). Поэтому вероятность того что предок был "поляк" - достаточно велика. Можно сказать, что сегодня это русско-белорусско-польская фамилия.
Как обособленная группа, ямщики, «как класс», стали исчезать в европейской части России в 60-х годах XIX века в связи с постройкой железной дороги. В Вологде железную дорогу появилась в  1872 году. Примерно тогда же и исчезла гоньба.


Рецензии