Исход евреев из Европы

  В 1922 году была опубликована «Белая книга» Черчилля. Этот документ подтвердил право евреев на репатриацию на Святую землю, но с оговоркой. Не очень конкретной, тем не менее представлявшей британским властям обширнейшие возможности в борьбе с еврейской иммиграцией. Поправка в документе гласила: приток евреев в Палестину не должен превышать экономической емкости этого региона.

Трудно сказать насколько точно определили англичане экономический потенциал Палестины. А вот что точно известно – ежегодную квоту на еврейскую иммиграцию они свели до смешной цифры – 15 тыс. человек. Она никак не соответствовала создавшейся в Европе реальности. Особенно после того, как фашисты пришли к власти в Германии. 

К концу тридцатых годов они весьма убедительно продемонстрировали серьёзность своих намерений по части «окончательного решения» еврейского вопроса. В связи с чем, евреи стали стремиться на Землю Обетованную уже не столько по сионистским убеждениям, сколько следуя элементарному инстинкту самосохранения.

С 5 по 16 июля 1938 года по инициативе президента США Ф. Д. Рузвельта в швейцарском курортном городке Эвиан на берегу женевского озера прошла международная конференция. Она была посвящена острейшей проблеме еврейских беженцев в Европе. В форуме приняли участие представители 32 стран. Однако ни одна международная организация, связанная с помощью беженцам, представлена на нём не была.

Общественных еврейских организаций на конференции тоже никто не видел. Ну а представителей самих беженцев поучаствовать в решении своей судьбы просто не допустили. Несмотря на их страстное желание поучаствовать в своей судьбе.

 В итоге участники международного форума обменялись мнениями, посовещались, отдохнули на берегу чудесного озера, и разъехались по домам. Что до практических  результатов, то их не последовало. Из 32 стран только Доминиканская Республика согласилась принять у себя еврейских беженцев.

Остальные, в том числе и инициатор конференции США, заявили,  что у них нет никаких возможностей расширить квоты на иммиграцию. Наиболее цинично высказался представитель Великобритании. Он в категорической форме заявил, что его страна отказывается от приёма беженцев. Причём не только в метрополии, но и в подмандатной Палестине тоже.

Что выглядело особенно странным, палестинские евреи тоже отнюдь не ждали своих европейских собратьев с распростертыми объятьями. Они практически ничего не знали о той жуткой Катастрофе, которая случилась с евреями Европы.
 
Подавляющее большинство еврейского населения Палестины полагало тогда, что узники концлагерей и гетто вели себя как овцы, которых ведут на убой.  Обвиняли их в трусости и аморфности. Ну а тех, кто выжил и добрался до Земли Обетованный, вообще считали никчемными людьми, хитрыми и эгоистичными. По их мнению только такие люди могли сохранить жизнь в тех жутких условиях.
 
Ментальность палестинских евреев, ощущавших себя воинами, строителями нового еврейского государства, никак не позволяла им признать равными себе этих несчастных, измождённых, замкнувшихся в себе бывших узников лагерей смерти. 

После бесплодной Эвианской конференции состоялась первая операция по нелегальной доставке морским путём к берегам Палестины 350 еврейских беженцев. Корабль «Велос», обойдя английские сторожевики, благополучно совершил этот опасный рейс. А спустя пару месяцев ещё два корабля с нелегальными эмигрантами смогли прорвать морскую блокаду и пристать к берегу Святой Земли.

До начала Второй мировой войны, сентябрь 1939 года, 13 судов нелегально доставили в Палестину свыше 15 тыс. еврейских беженцев. Два небольших судна сторожевики ВМС Её Величества британской королевы заставили повернуть назад. А два корабля непокорных капитанов даже потопили. Пассажиров и экипажи, правда, спасли.
 
В 1944 году на территории СССР, освобождённой от фашистов, появились группы сионистски настроенных евреев, бывших партизан. Они объединились с одной общей целью – во что бы то ни стало добираться до Земли Израйлевой. То бишь Палестины.
 
Наиболее реальным оказался путь через Румынию. В конце 1944 года двум бывшим советским партизанам Аврахаму Лидовскому, воевавшему под Ровно в легендарном отряде под командованием Медведева Д.Н. и Ружаку Корчак-Марла из Вильнюса, удалось окольными путями добраться до Бухареста. Здесь уже действовали эмиссары из Палестины.
 
К этому времени в Центральной и Южной Европе уже скопилось около 100 тысяч уцелевших после Холокоста евреев из Польши, Советского Союза, Румынии, Венгрии и Чехословакии. Все они дожидались дальнейшей отправки в подмандатную Палестину. По решению Лиги Наций она должна была стать «национальным очагом» для еврейского народа.

Люди, пережившие ужас нацистских лагерей смерти, абсолютно разочаровались в любом другом виде национальной жизни, кроме жизни в собственном еврейском государстве. Они ежедневно тысячами, невзирая на неимоверные трудности, добирались из стран Восточной Европы к южным европейским портам. А оттуда уже был прямой путь через Средиземное море к Земле Израилевой.

В январе 1945 года в Польше, в освобожденном от нацистов Люблине, сконцентрировалось значительное число бывших членов сионистских движений. В том числе партизан и участников еврейского Сопротивления. На своей первой организационной встрече они и решили, что спасение еврейского народа возможно только путём массового переселения евреев на Землю Израйлеву.

В это время в Румынии начала действовать подпольная организация «Мерказ ла-гола» («Центр по делам диаспоры»). Она состояла в основном из воинов Еврейской бригады, воевавшей в составе британской армии, и евреев, бывших советских партизан.

Поначалу исход евреев из Европы носил хаотический характер. Его назвали ивритским словом "бриха". По-русски "побег". Однако вскоре с помощью эмиссаров из Палестины была создана подпольную организацию под тем же названием – "Бриха".
 
Вот эта-то нелегальная еврейская структура и осуществила организованный исход  евреев из стран Восточной Европы. "Бриха" планировала маршруты, организовывала переход через границы европейских государств. Еврейские благотворительные организации финансировали эти операции. Они же обеспечивали беженцев едой и одеждой, создавали транзитные лагеря на пути их передвижения.

По всей Восточной Европе эмиссары «Брихи» собирали еврейских детей-сирот. Многие из них выходили из лесов, где укрывались во время войны. Из монастырей и  нееврейских семей, приютивших их в страшные времена Холокоста. Тайными путями добирались они до лагерей сбора. Группы детей вместе с воспитателями переходили границу по наиболее безопасным и лёгким путям.

Весной 1946 года из Советского Союза в Польшу начали прибывать евреи по соглашению о репатриации польских граждан, в годы войны оказавшихся в СССР. Среди сотен тысяч польских подданных, вернувшихся на родину из Советского Союза в 1946 году, находилось более 100000 евреев.
 
Однако к этому времени в Польше начался очередной всплеск антисемитизма. Вокруг евреев создавалась атмосфера изоляции и вражды. Они не могли, да и не хотели оставаться в стране, которая стала кладбищем для их семей. А по большому счёту почти для всего еврейского народа Польши. Огромный процент польских евреев, переживших Холокост, благодаря «Брихе» перебраться в 1946 году на Землю Израилеву.

Вопреки «Декларации Бальфура» и решению Лиги Наций, давшей Великобритании мандат на управление Палестиной, англичане всеми доступными им средствами, в том числе и жесточайшими, противодействовали стремлению еврейского населения провозгласить своё национальное государство. И в первую очередь препятствовали массовому потоку евреев на свою историческую родину.
 
Они чинили всевозможные препоны в Италии, Греции, Югославии, дабы приостановить этот поток. Однако организация "Бриха" продолжала нелегально доставлять евреев к побережью Средиземного моря‚ а оттуда на кораблях – на Землю Израилеву.

Путь этот был тернист, изнурителен и очень опасен. Вот что написала в своих воспоминаниях бывшая советская гражданка, или как некогда выражались, лицо еврейской национальности Эстер Файн: "Выехать, точнее бежать, из Советского Союза при сталинском режиме в 1945 году, такое мог себе  представить только человек с безумным, невероятно разнузданным воображением. А уж достигнуть единственной в мире страны, где я смогла бы жить нормально, это в те времена было примерно тем же, что попасть на луну".

Тысячи мужчин, женщин, стариков и детей шли по дорогам Европы. Через горы, реки и границы стран неиссякаемый людской поток стремился к европейским портам на Средиземном море. Измученные обессиленные люди были одержимы одним желанием – попасть в Страну Израилеву. Большинство из них не знало, как и когда они достигнут своей цели. Они не знали, что ждет их в пути. Но то что путь будет нелегким, людям сообщили проводники в самом его начале.
 
Прежде, чем попасть на корабль, отплывающий в Палестину, еврейским беженцам приходилось подолгу находится в лагерях для перемещенных лиц. А многие из них в конце пути оказались не на Земле Обетованной, а в лагерях на Кипре, в которые английские власти заключали нелегальных репатриантов, пытавшихся прорвать блокаду берегов Палестины.
 
В 1939 году Куба, а затем и США отказались принять более 900 еврейских беженцев, приплывших из Гамбурга на пароходе «Сент-Луис». Кораблю пришлось возвратиться в оккупированную фашистами Европу. Там в концентрационных лагерях и фабриках смерти почти все пассажиры этого трагического рейса и погибли.

Эпопея нелегальной иммиграции евреев на историческую родину полна драматизма. Она изобилует трагическими событиями. Есть у неё и свои герои. И, наверное, главным из них является Йоси Харэль, бывший капитан легендарного корабля «Эксодус». Об этом трагическом рейсе я уже писал в статье «Тёмная страница британской демократии»
http://www.proza.ru/2011/12/19/852

Йоси Харэль во времена нелегальной иммиграции евреев оказался одним из немногих в Палестине, кого волновала судьба этих несчастных людей. Сразу после окончания Второй мировой войны палестинские евреи были озабочены главным образом драмой, разворачивавшейся на Святой Земле.

Тогда они вели бескомпромиссную борьбу за созданием собственного еврейского государства. Так что участь европейских евреев у многих из них отнюдь не являлась главной проблемой.

А вот морской капитан Йоси Харель считал, что именно выжившие в Холокосте евреи, перенесёнными муками выстрадали своё право жить на многострадальной земле своих предков. Нисколько не меньшее, чем коренные палестинские евреи. Капитан Йоси Харель не только так думал и говорил, но и, рискуя жизнью, на своих кораблях доставил из Европы к берегам Палестины более 20 тысяч еврейских беженцев.   

Многие из них, к сожалению, в полной мере не воспользовались своим правом. Они погибли в Войне за Независимость, так и не дожив до создания Государства Израиль. 


Рецензии