Использование славянских, языческих символов в

Использование славянских, языческих символов в логотипах компаний. http://wp.me/p1RDSE-w0

Логотип (от др.-греч. ....... — слово + ....... — отпечаток) — оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака.

Символ (из греч. .......) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого).

Смысл — сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности.

Значение — ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения.

Некоторые известные логотипы IT компаний

Логотипы Google Chrome и Chromium  - Трикветр (также трикветра, триквестр, от лат. triquetrum — tri, три и quetrus, имеющий углы) — древний орнаментальный и сакральный символ народов центральной и северной Европы.

Латинское обозначение символа, произошедшее от слов tri- («три») и quetrus («уго;льный»), в оригинале означало просто треугольник и использовалось для обозначения различных треугольных форм. В наши дни оно стало использоваться исключительно для обозначения гораздо более сложной фигуры, образованной пересечением трёх символов Vesica piscis (лат. рыбьи икринки), часто с добавлением окружности внутри или снаружи фигуры.

Трискелион

Трискелион (также трискель, трискел, трискеле, от греч. ....... — трёхногий) — один из самых древних знаков, символизирующий Солнце, но в последствие Трискель как символ солнца оттеснила свастика. Трискелион представляет собой три бегущие ноги, выходящие из одной точки.

Этот символ можно встретить у кельтов, греков, японцев, азиатов, этрусков.  Иногда Тискель называют трехлучевой сватикой. Изначально этот символ олицетворял движение солнца в трех основных стадиях: восход, зенит, закат. Затем Трискель стал символизировать «бег времени»,  ход истории и вращение светил.

Чаще всего Трискель можно встретить у кельтов, которые использовали его во время творения языческих заклинаний. В этом случае Трискель символизирует переплетение трех стихий: Огонь, Воду и Воздух, уходящих в бесконечность. Также знак Трискель в виде амулета означал равновесие с силами природы. Обязательное условие для Трискеля – абсолютная симметрия, которая дает спокойствие и защиту, а также независимость от обстоятельств и самодостаточность. Т.е. для кельта Трискель был одним из важных амулетов.  Однако, сам Трискель в виде амулета не принимал участия в ритуалах, он мог присутствовать только в магическом круге, в виде изображения на каком либо из предметов, использованном при заклинании.

Трискелион и сегодня можно встретить в виде украшений – амулетов,  в виде татуировок, а также на родовых гербах и флагах некоторых провинций и стран, например Сицилии и Ингушетии.

А также статуя Трискелион стоит в аэропорту острова Мэн.

Икринкой является малый голубой круг или шар – цвет голубой – воды, в которой водится рыба.

Логотип Bluetooth

Слово Bluetooth — перевод на английский язык датского слова «Bl;tand» («Синезубый»). Это прозвище носил король Харальд I, правивший в X веке Данией и частью Норвегии и объединивший враждовавшие датские племена в единое королевство. Подразумевается, что Bluetooth делает то же самое с протоколами связи, объединяя их в один универсальный стандарт. Хотя «bl;» в современных скандинавских языках означает «синий», во времена викингов оно также могло означать «чёрного цвета». Таким образом, исторически правильно было бы перевести датское Harald Bl;tand скорее как Harald Blacktooth, чем как Harald Bluetooth.

Логотип Bluetooth является сочетанием двух нордических («скандинавских») рун: «хаглаз»   (Hagall) — аналог латинской H и «беркана»   (Berkanan) — латинская B. Логотип похож на более старый логотип для Beauknit Textiles, подразделения корпорации Beauknit. В нём используется слияние отраженной K и В для «Beauknit», он шире и имеет скругленные углы, но в общем он такой же.

Тут не соглашусь, что использованы две руны. Логотип Bluetooth можно скомпоновать из других рун в один знак. Биндруны — это несколько рун, соединенные в один знак («составные», «связанные» или, в рус. пер. книги Медоуза, «связующие»), монограмма.

Солнечный Сокол, Ясный Сокол, Финист Ясный Сокол (Рарог – он же Рерих или Рюрик) – это тотемный (родовой, обрядовый) знак Руси Великой. Любимая птица Русов, Солнечный Сокол нередко изображался в виде знаменитого «рюриковского трезубца». Но это не трезубец, это атакующий сокол.


Но это не трезубец, это атакующий сокол.

Считается, что Сокол-Рарог есть божество, родившееся от удара Молнии. В качестве благородного персонажа он присутствует во многих Русских народных сказках, а известная Жар-птица – жаркая, огненная птица – одно из воплощений Ясного Сокола.
Вечность в прошлом изображалась с Солнцем в одной руке и с Финистом Ясным Соколом в другой. А на острове Крит скульптурные соколы охраняли трон верховного бога Зевса.

Сокол – смелая, азартная птица с острым зрением и молниеносной реакцией. Неспроста на Руси лучших лётчиков называют соколами, зоркий глаз – соколиным, бойкого подростка – соколиком. А ещё в недалёком прошлом существовал особый вид промысла, называемый соколиной охотой (с помощью ловчих соколов). Он бьёт добычу и в воздухе, и на земле. От него спастись невозможно.

Логотип МТС

В ведийской космогонии мировое яйцо — золотое. Это — то самое золотое яичко, которое сносит Курочка Ряба в известной русской сказке (здесь весь мифологический антураж испарился, остался только закодированный образ-символ, передаваемый от поколения к поколению и усваиваемый ребенком чуть ли не одним из первых).

В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора, Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести золотое яйцо — источник последующей жизни, света и тепла.

Потому-то среди многих народов распространены сказки о яйце как источнике жизни и Вселенной. Из глубокой древности идет обычай одаривать друг друга яйцами и величать их в священных песнопениях. Древнеримский обычай красить яйца  Плутарх объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе его заключающего. У персов также был известен обычай приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных в разные цвета. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где предполагалось строительство (существует предание, что Неаполь построен на яйце). Закодированная формула «мир-яйцо» была настолько стойкой и еискоренимой, что пересилила христианскую догматику и проникла в церковную литературу – сначала в Византии, а затем и на Руси. В одной старинной рукописи читаем: «О яйце свидетельство Иоанна Домаскина: небо и земля по всему подобны яйцу — скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки земля.

Почему же священное и магическое значение приписывалось именно птичьим яйцам (хотя в природе известны яйца насекомых и рептилий, а млекопитающие, включая человека, наделены женскими яйцеклетками и мужскими семенниками)? При этом птичьи яйца почитались не всякие, а только тех птиц, с которыми человека связывали бытовые или магические отношения. Из верований разных народов известно отождествление птиц с душами людей. Многие птицы почитались как священные. Но в космогоническом плане творцами Вселенной (или уже земного мира) выступают, как правило, утки или гуси (лебеди).

Логотипы автомобильных марок

В логотипах автомобильных компаний также видно элементы языческих символов.

Дополнительный материал.

ЗНАК - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).

ЗНАК - интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех ЗНАКов, с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем ЗНАКов и сообщений, использующих различные типы ЗНАКов, является семиотика. Из определения ЗНАКа вытекает его важнейшее свойство:   будучи некоторым материальным объектом, ЗНАК служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание ЗНАКа невозможно без выяснения его значения - предметного (обозначаемый им объект); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.д.).

ЗНАК обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый ЗНАКом, суть его предметное значение – денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. ЗНАК может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл ЗНАК может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение ЗНАКа  - это то, что понимает под ним пользователь данного ЗНАКа.

 Экспрессивное значение ЗНАКа выражает эмоции человека, использующего ЗНАК в определенном контексте. В семиотике различают отношения ЗНАКов друг к другу (синтаксис), отношение ЗНАКов  к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего ЗНАКа к употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ понятия ЗНАКа занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.д.

Большое внимание рассмотрению гносеологических функций ЗНАКа уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17-18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование ЗНАКа внесли лингвистика нематематическая логика. В 19-20 вв. сложилась особая наука о ЗНАКах - семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы ЗНАКа первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (т. наз. знаковых), в которых происходит использование ЗНАКа. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть ЗНАКа заключается в их двусторонней структуре – неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации. ЗНАК возможно подразделять (Ч. Пирс, 1867) на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается (Р. Якобсон) на двух дихотомиях: противопоставление смежности и сходства; противопоставление фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим. Иконическое отношение (по принципу подобия) – «простая общность, по некоторому свойству», ощущаемое теми, кто интерпретирует ЗНАК. В символическом ЗНАК означаемое и означающее соотносятся «безотносительно к какой бы то ни было фактической связи» (или в отношении, по Пирсу, «приписанного свойства»).

ЗНАКи, входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются ЗНАКовыми общениями. Последние делятся на ЗНАКи искусственных знаковых систем и ЗНАКи естественных языков. Большое значение для создания теории ЗНАКов имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и метаматематики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусственные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков. В их структуре традиционно выделяют следующие:

- ЗНАКи кодовых систем для кодирования и перекодирования сообщений (азбука Морзе, 3. для компьютерных программ и др.),

- ЗНАКи для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений в них) и

- ЗНАКи для выражения формул в языках наук.

Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции ЗНАКов до сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что ЗНАКи принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной мере не разработаны. А.А. Грицанов


Рецензии