Эффект желтой обезьяны

В психологии есть примечательный пример. Десяти студентам дали задание не думать о желтой обезьяне. Девять из них, старались о ней не думать. И чем больше они это делали, тем больше образ желтой обезьяны лез им в голову. Десятый же студент, наоборот, специально начал о ней думать, и у него сразу же пропал к ней интерес. О чем это говорит? Желания первичны, и их нельзя подавлять. Их можно только тормозить – разрешая. Сначала «я хочу», а потом, «что из этого получится».  Стоит изначально запереть желание, как тут же сработает обратный эффект, и неудержимо захочется того, чего «нельзя». Если продолжать подавлять желание, то произойдут искажения в психике и возникнут разного рода заболевания. Очень часто людям выдают «белое» за «черное», чтобы ради свой выгоды, сломать у них представления о правильности, заложенные в них природой. И люди часто поддаются такому давлению и ломаются, потому что «так легче», за что потом платят слишком высокую цену. Свое «Я» надо стараться сохранять всегда, как бы трудно это не было и не позволять никому, навязывать свое мнение. А для этого надо, в первую очередь, научиться не подавлять свои желания. Но как их не подавлять, когда постоянно сталкиваешься с ситуацией, с которой не можешь справиться. На работе прессует начальник, на улице может налететь пьяная компания или какой-нибудь маньяк. Испугаешься, сожмешься, унизишься, глядишь, и пройдут неприятности стороной. Часто, агрессору достаточно лишь страха жертвы, чтобы у него пропал к ней интерес. Но, сломавшись раз, потом всю жизнь будешь прогибаться, потому что препятствовать восстановлению своего целостного «Я», будет поломка, которая произошла, когда ты прогнулся. Но, не будешь же драться с толпой пьяных хулиганов, которые заведомо сильней тебя, ради врожденного чувства справедливости. Это так, но если ты не подавишь естественное желание дать отпор, защитить себя, всеми доступными способами, то сохранишь себя и найдешь наиболее правильное решение в данной ситуации. Люди полные, пытаются бороться с лишним весом с помощью жестких запретов. Чем больше они себе чего-то запрещают, тем больше им этого хочется. Срабатывает «эффект желтой обезьяны». А если не запрещать, то будет еще хуже. Как же быть? Лучший способ запретить – это разрешить. Тебе захотелось нажраться на ночь, и ты пытаешься жестким запретом заблокировать желание. В результате запрета, у тебя нарушится сон , и потом все равно произойдет срыв на жратву, который тебя ничему не научит. Если уж сильно захотелось – наешься, сколько захочется, сними стресс, а уже потом постарайся разобраться в его причинах, чтобы не допускать в дальнейшем. Да, мне хочется того, чего «нельзя» - мяса, острого кетчупа, водочки, сладкого пирожного и пр. Но у меня лишний вес и себя во всем надо ограничить, чтобы его снизить. Как только я начинаю давить себя запретами, как сразу же неудержимо хочется того, чего я себе запрещаю. А ты сделай все в точности, да наоборот – разреши себе то, чего «нельзя». Хочется есть мясо? Наемся его до отвала. Хочется съесть целый торт? Да хоть два съем. Я определяю, что мне можно, а что нельзя. Как только я даю волю желанию, как тут же задумываюсь, насколько мне это надо и что из этого получится. Если я вижу, что такая несдержанность пойдет мне во вред, то я тут же сам себя ограничу. Сработает механизм саморегуляции, заботящийся, в первую очередь, о сохранности целого. Почему же этот механизм не срабатывает у полных людей? Посопротивлявшись вредной привычке, и не сумев справиться с ней, они начинаю оправдывать свою несдержанность и есть все подряд, лишь бы набить желудок. Ведь они себе разрешают, а противовес не срабатывает. Потому что в них сидит психотравма, от которой они убегают в еду. Не контролируемое возбуждение тормозится через желудок. Сначала надо устранить первопричину, а нормализация веса будет происходить по мере укрепления сильного «Я». «Да, мне захотелось, и я хочу нажраться. И никто мне не запретит этого сделать. Я хозяин своей судьбы». «Тебе хочется нажраться? Жри, скотина, но при этом, посмотри на себя со стороны, жирная свинья. Мнишь о себе, черт знает что, а какой ты на самом деле, не видишь». «Ну и что, хочу, есть и пить, что мне захочется, и буду это делать». «Ну и мусорный ты человек. И ничтожный, при этом. Слишком сильно себя любишь, а брюхо распустил. Если ты думаешь, что тебе позволено все, то я тебя буду уничтожать жесткой критикой, пока ты не начнешь считаться со мной. Ничего тебе запрещать не буду, да это и не в моих силах, но зато так напугаю, что мало не покажется. Твоя обжираловка дорого тебе станет. Со мной лучше дружить, чем воевать. Взвоешь, когда тебе станет плохо от твоей несдержанности, и приползешь ко мне на коленях, прося о помощи». «Может, не стоит вам воевать друг с другом, а стоит договориться (целостное «Я»). Каждый из вас свободен в выборе но, думайте о конечном результате. Если, вы не сумеете договориться, то плохо будет всем. Но я постараюсь не допустить этого, вплоть до самых жестких санкций к каждому из вас. Давайте жить дружно»…. Давая волю желаниями уравновешивая (не подавляя) их противоположностью, мы всегда будем держать чувства под контролем, сохраняя, при этом, свою целостность, настоящесть.  Раскрепощенность чувств, препятствует накоплению раздражений и укрепляет здоровье. И духовность поднимается на высший уровень, поскольку все чувства участвуют в оценке реальности. Не подавление желаний позволяет все время оставаться самим собой. 19.01.2012 г.


Рецензии