Ненаглядный мой

Приближался Новый год. Они встретились на студенческом вечере. Его звали Саша. Не Шура, не Сашок, не Александр, а именно -  Саша.  Это имя ему было ближе всего. Ее – Маша. Она тоже не представляла свое имя в каком-то уменьшительном  названии, а именно так просто – Маша. Они – пятикурсники, почти все знали, почти все умели. Оба – юные, полные сил и надежд. Они ждали от жизни нового, неизведанного, и, разумеется, только самого лучшего. И главное -  любви, счастья, исполнения всех мечтаний. И как то сразу после новогоднего вечера они не расставались. Потом – поженились. После окончания вуза Саша стал работать инженером на заводе. Маша стала работать бухгалтером на ювелирном комбинате. Маша была для мужа всем: и подругой, и женой, и мамой. Это очень редко бывает такие соединения качеств. Они так подходили друг другу, что, казалось, им ничего не страшно. Вместе смотрели футбол, вместе читали книги, вместе проводили отпуск.
Прошло много лет. У Саши были  всевозможные  увлечения, вернее, флирты, но Машу это совсем не волновало. Она была уверена в нем как                в себе.
Однажды Машина лучшая подруга, Маргарита, спросила ее, не ревнует ли  она мужа. Маша  искренне удивилась. А зачем? Ведь у них все общее: и увлечения, и спорт, и они никогда не расстаются. Рита поведала, что у них на заводе появилась новая секретарша директора, Юленька. Ее именно так и зовут, не по имени-отчеству, а так, как несмышленое дитя. Юленька была хороша как никто. Стройная фигура. Вещи все – из бутика, дорогие украшения, замечательная прическа. Брюнетка. Темные волосы подчеркивали особую красоту глаз. И без того большие глаза казались бездонными. «Умна, ли она?»  - спросила Маша.  «Не знаю, но все мужики, как с луны упали, говорят комплименты, причем не глупые, а восторженные. Она может как-то по-особенному подойти  к каждому человеку. И каждого повернуть к себе. И интриганкой не назовешь. В этом, порой, скрывается редкий дар, талант, если хочешь. Девушка приятная во всех отношениях» (ох, до чего же злой и ядовитый язычок у Ритки, и при этом Рита совершенно не завистливый, прямой и дерзкий человек). Но Машу насторожило то, что Маргарита никого никогда не обсуждала, говорила то, что думает только в глаза. Вот и сейчас предупредила ее из любви. Ну что ж. Нужно посмотреть на себя внимательнее. Маша изменила прическу. Купила новое платье. Вечером они с Сашей пошли в ресторан. Ее удивило, что он не заметил никаких перемен в ней. Маша была умна, и понимала, что все увлечения рано или поздно заканчиваются. Она замерла в своих ожиданиях. Или, как там у С.Моэма, «тянула паузу».
К сожалению, ее опасения оправдались. Саша стал задерживаться после работы, иногда становился высокомерным,  отпускал колкости, то чего никогда не было в его отношении к ней и  к окружающим. Сашу стало все раздражать… Затем изменился взгляд, появилась какая-то восторженность. Этого никогда не было. Маша не могла понять. А объяснения этому были весьма прозаичны. Саша умеет вести себя в обществе, воспитан, начитан.             Он – главный инженер, на виду, выглядит очень эффектно, в меру пользуется  мужской косметикой, духами. И наконец, он просто-напросто, интересный мужчина. Догадки мучили Машу. Саша очень иронично относился к служебным романам своих приятелей. Что его так изменило? И почему Юлька выбрала именно его? Ведь Саша уже немного лысоват. А с годами это станет еще заметнее.  То, что это была именно Юля, не было ни малейших сомнений. Однажды после корпоративной вечеринки, Маша заметила на рубашке след губной помады. Было горько и обидно. Она не была готова               к расставанию.
Однажды вечером Саша пришел раньше обычного.
«Маша, ты знаешь, я всегда был перед тобой  честен. Ты знаешь, я никогда не изменял тебе. Я полюбил другую. Это больше, чем простая привязанность,  это не только секс. Я ощутил себя совсем другим, юным.  Прошу тебя, отпусти. Так будет лучше для нас. Квартира, машина, – все останется у тебя. Я не могу иначе».
«Погоди, может быть, это просто увлечение. Мало ли хорошеньких женщин крутится возле тебя?»
«Нет, это – другое. Я стал другим. Я хожу, как летаю. И потом, у нас                с Юленькой будет ребенок».
«Саша, ты можешь дать ребенку свое имя, не отказываться от отцовства. Вспомни, столько лет нами прожито  вместе. Приглядись, а вдруг, Юля  - это ошибка?»
«Нет, таких чувств я не испытывал никогда».
«Хорошо, я отпущу тебя. Но не женись. Не ставь штампа в паспорте. Проверь годами. Многие так живут. И если это не ошибка, я дам развод                в любое время. Но если ты вернешься, я не буду вспоминать этого эпизода ни при каких условиях».
«Благодарю тебя, я знал, что ты – умница».
Маша молча собрала вещи. Аккуратно уложила их. Потом проводила бывшего мужа на такси. А слезы были в душе.
* * *
Переживали ли вы когда-нибудь предательство или измену близкого человека? И как мы себя ведем в подобных обстоятельствах? Всегда ли добропорядочно? На человека, близкого совсем недавно, не выбрасываем ли мы проклятия, ругательства, такие, которых у нас никогда не было даже                в мысли, в речи? Маша поступила по-другому. Она отпустила с твердой надеждой, что Саша вернется к ней.
Прошло два года. Время пролетало как то незаметно. Жизнь продолжалась. Маша  ждала и верила, что ее Саша, ее муж, опять окажется      с ней. И тогда уж, навсегда.
Как всегда это бывает, все хорошие и плохие  новости мы получаем от близких. Рита сообщила однажды новую весть. «Маша, твой ненаглядный совсем изменился. Завод переживает трудности. И он как-то вместе с заводом совсем опустился. Однажды пришел на заседание совета директоров                в  неопрятной рубашке, на лацкане пиджака кетчуп. А однажды я его увидела в худых варежках! Когда это было? Ты за ним ходила как мамочка родная. Всегда белоснежные рубашки, изящные запонки, красивые в тон галстуки. Куда все это подевалось? А наша «модель» Юленька? Как-то появилась. Волосы некрашеные, как выдра. Жуть. Ты знаешь, я не завидую. Я говорю только то, что есть на самом деле. И зовет она его как собаку «Алекс». Пойми, мне тоже его жаль. Может, тебе его навестить? Он без тебя совсем пропадает».
Маша улыбнулась. Ее план на ожидание срабатывал. Сначала трудности, обыденность. Не каждая женщина сможет сделать из повседневности праздник. Все преедается. И Юля надоест.
Прошел еще год. Маша перешла на другую работу. Ее однокурсник, Сергей, работал коммерческим директором в одной солидной фирме и пригласил Марию на должность главного бухгалтера. «Нам нужен профессионал. Надоели девочки-модельки, которые в балансе                не разбираются. Приходится нанимать  по договору  опытных бухгалтеров». Сергей был женат. Супруга была немыслимо чопорной как настоящая англичанка, не любила никаких загородных прогулок, только дом и дети составляли ее жизнь. Чувства давно охладели, да и были ли они? У Сергея оставалась лишь привязанность к дому, детям и супруге.
Вскоре Сергей стал оказывать Маше определенные знаки внимания, приглашал в ресторан,  дарил цветы, однажды уговорил в загородный вояж. Был прекрасный июньский вечер. Солнце спустилось за лес, легкий ветерок обволакивал так страстно и нежно, что отказать было немыслимо. Сергей включил музыку в автомобиле. Патрисия Каас пела волнующим голосом. Легкое вино, фрукты, мясо. Маша изнемогала от желания. Она устала все время быть одна, и Сергей еще в студенческие годы робко ухаживал за нею. Если бы не Саша. Он, по-прежнему был ею любим. Таких чувств к Сергею, увы, не было.
Роман был очень напряженным. Вымучивать из себя любовные переживания было выше сил. Однажды Сергей пригласил Машу на новую постановку в драмтеатре. Театр был с очень устоявшимися традициями, классический, но в то же время современно прочитанный материал                не оставлял равнодушными зрителей.
Маша стояла перед большим зеркалом, поправляла  прическу, и краем глаза увидела, что за ней  невдалеке наблюдает Саша. Он постарел, осунулся, как-то суетливо оглядывался. Пиджак был как будто поношенным, не было прежней элегантности и важности во всем виде ее бывшего мужа. «Да, Маргарита была права. Какой он неухоженный. Что годы делают                с человеком!»
Саша подошел, поздоровался. Сказал какие-то комплименты. Улыбнулся так же широко как прежде. Маша спросила: «Как ты, Саша? Как ребенок?» «Маша, не поверишь, все хорошо. Я стал другим человеком. К маленькому Вовке вставал, бегал за питанием. Сейчас вожу его в сад, занимаюсь плаванием. Но он еще очень мал… А мы здесь вместе, на работе  профсоюз закупил билеты. А можно Маша, я тебя встречу после спектакля?» «Конечно, Саша, мы не чужие люди».
Он долго рассказывал, что перестал быть «маменькиным сыночком», как его многие считали в институте и на заводе. Он стал личностью совсем другой. Он привык заботиться о близких людях. То, что он раньше получал как должное от Маши, теперь выпало на его долю. И это не утомительно, не обременительно. Это – такое счастье! Чем дольше Саша говорил, тем больше понимала Маша, что это – все слова. А главное, это – путь к отступлению. Саша очень хочет вернуться к ней.
Как долго она ждала этого момента. Никого в жизни не было дороже этого человека. И это был ее Саша.
Такси подъехал прямо к дому. Саша  встретил  ее с букетом из гербер. Они молча поднялись к квартире. На ходу, срывая одежду, они  устремились в спальню. Все было как никогда.
Но наутро, проснувшись, Маша смотрела в потолок и думала: «Как долго я ждала его, своего Сашу. Вот он, мой, ненаглядный. Почему сердце так слабо бьется? А ведь он и вправду, до сих пор меня любит. Он внимательный и заботливый. А я?»
Ответа не было.


Рецензии