Про кошечек и собачек

               

Это воспоминания моего деда. Я позволила себе писать от первого лица, так как помню его рассказы дословно. Это один из первых. Дальше планирую написать ещё, под рубрикой " Рассказы деда ".

                Живые особи судьбой распорядились
                И в Зодиака превратились:
                Лев, Овен и Телец -
                Спокойствию конец.
                Кого ж в заступники нанять?
                Не уж-то с Зодиака брать?
                Вальяжны Девы с Водолеем,
                А Козероги может быть  болеют.
                Рак и Стрелец, пожалуй, неслабы
                И Скорпионы хороши.   
                Но если присмотреться вспять,
                Придётся Змееносца звать.
                Он в Зодиак нам кандидат
                И будет вечно там и не уйдёт назад.
                А может просто выбрать:  кошечку с собачкой?
                И быстрей?
                Конечно!
                Ближе к людям нет зверей!
                А с Зодиака брать не смей!
               
Мои родители  приехали жить в Похвистнево. Отец был офицером и его часто переводили на новое место службы. Мы снимали комнату в частном доме у бабки Фирсанихи. Мне было лет пять.
У хозяйки был большой чёрный кот. Его звали Черныш. Он меня по утрам будил, вылизывая мои уши. Было щекотно. Я смеялся и вставал. На день рождения мне подарили игрушечную собаку из каракуля. Внутри была вата, и назвали собаку - Ватик. Черныш невзлюбил эту игрушку и  драл её зубами и когтями. Собаку пытались прятать, но Черныш иногда находил Ватика  и драл его с остервенением. Сестра и я любили играть с Чернышом. Но иногда наши игры плачевно заканчивались. Играя в больницу, мы укололи Черныша иголкой, а он нас поцарапал. Я как-то решил сделать Чернышу физзарядку, но вывихнул ему лапу. Моя мать перевязала Черныша, а меня поставила в угол. Черныш через некоторое время всё забыл и приходил ко мне ласкаться. По утрам опять вылизывал мне уши. Зимой, Черныш, выбегая на улицу нырял в сугроб. Через минуту выныривал в другом месте из сугроба и бежал в дом. Мы жили на окраине Похвистнево. Соседями у нас были Марковские. У них во дворе была собака по кличке Волк. Я приходил к ним во двор  гладить  собаку и играть с двумя братьями – школьниками.
 Стоял солнечный день. Мороз был не сильный. Градусов десять. Братья запрягли Волка в саночки,  а меня посадили в них, вместо каюра. Волк потащил саночки со мною по улице. Потом увидел свору собак на застывшей речке и помчался к ним. Навстречу нам побежал огромный пёс. Я не испугался. Скорее всего, просто не понимал, что собаки опасны. Пёс ткнулся мне в лицо, дыхнув теплом. Сзади, вдалеке, бежали братья. Волк долго меня таскал, бегая со сворой. Я же спокойно катался в саночках. Потом братья умудрились остановить Волка, и направились к дому. Я не замёрз и матери о приключении не рассказал.
 Отец снял дом вблизи воинской части, где он служил. Ночью был буран, и наш дом завалило снегом до самой крыши. Дорогу к части прокопали солдаты, а отец  через люк в потолке залез на чердак и откапывал тропинку до дороги. К нам приблудилась замёрзшая собака Шарик.
Но к лету  Шарик оказался Шаркой, так как у собаки родились три щенка. Мать раздала их хорошим людям. Отец повёл меня и сестру на рыбалку, на  реку Кинель.  Шарка увязалась за нами. Мы в брод перешли на другой берег и там стали ловить рыбу. Отец нам рассказал всё и показал. Сестра поймала маленьких рыбок больше чем мы. Но отец больше помогал нам, а не ловил постоянно. Шарка убежала за какими-то собаками и до вечера не вернулась. Мы без неё пришли домой и переживали. Не случилось ли с ней чего?  Глубокой ночью Шарка  прибежала: мокрая и голодная. Собаку покормили и укрыли шинелью. Она проспала до самого обеда.
 Нам дали одну комнату в трёхкомнатной квартире, на втором этаже. Соседи были недовольны собакой, но я, по утрам и вечерам выгуливал её, и она чистоту в квартире не нарушала. Моей матери кто-то рассказал, что собаку Волка, загрызли волки. Это не каламбур, а жестокая проза жизни. Собака была на цепи и не смогла достойно отбиваться. А голодные волки из леса очень кровожадны. Сестра откуда-то принесла кошку Мурку. Это была спокойная кошка. Она родила котёночка – Мурзика. Когда он немного подрос – оказался нахалёнком. Если он забирался спать к нам под одеяло, то ложился в ногах. И стоило кому пошевелиться – он вцеплялся в ноги коготочками. Нахально ел из миски Шарки и зло урчал. А бедная Шарка пятилась назад и иногда жалобно тявкала. Когда Шарка спала, Мурзик  любил залезать ей на спину и там лежать. Когда Шарка шевелилась – Мурзик пускал в ход свои коготочки.
 Нам надо было уезжать в город Инза. Ордер на нашу жилплощадь дали молодому мужчине. Перед нашим отъездом он заскочил к нам. Был очень рад, что ему дали комнату. Сказал, что пусть остаются: и кошка, и котёнок, и собака. Но Шарка выскочила в дверь и пошла за нами на вокзал. Я с отцом ходил по перрону: то в билетные кассы, то в товарную контору. Шарка ходила за нами. Какой-то мужчина обратил на нас внимание и сказал: " Вы уезжаете? Не продадите ли собачку? Вижу, что она хорошая". Отец сказал, что продавать не будет, а отдаст просто так. Мужчина сбегал, купить верёвку. Привязал Шарку к столбу. Нас он завёл в буфет. Там отцу и себе заказал коньяк, а мне ромовую бабку. Потом долго благодарил за собаку, считая её: умной и преданной. Мать и сестра расстроились, что отдали Шарку. Отец успокаивал их и убеждал, что отдал в хорошие руки, и там её обижать не будут. 
 В Инзе мы сняли частный дом с полисадом и огородом. Мать попросила соседей  поискать для нас котёночка. Принесли совсем маленького. Это была кошечка чёрной масти и небольшим белым " галстучком " на горле. Назвали Катюней. Её напоили тёплым молоком и положили в мою меховую шапку. Катюня заснула там, а когда её вечером покормили, она залезла в ту же шапку. Так она всегда потом и спала. Мне к зиме купили новую шапку, а Катюня спала в старой. Весной кошечка разгулялась. Зачастую она притаскивала в дом: птичку, мышку и даже один раз лягушку. Убегала на долго. Дозваться её было невозможно. Но как-то раз  мать поточила нож об нож, и резав мясо на котлеты дала немного мяса Катюне. После этого случая, если точили ножи на веранде, Катюня мчалась неизвестно откуда, домой. Её сразу кормили и она залезала в шапку, спать. Гуляя, где хочу и сколько хочу, Катюня одичала, и стала нападать на мою сестру. Сестра её побаивалась, а Катюня наглела и старалась сестру укусить за ногу. Я Катюню не боялся, и она меня не трогала. Отцу дали квартиру в четырёхквартирном щитовом доме.  Двор без ограды. Через километр зеленели деревья леса. Воля! Но там были и собаки. Катюня  не ждала когда на неё нападут, и сама кидалась на собаку царапая ей морду. А если ей, что-то не удавалось, то она карабкалась на столб. У Катюни родился котёночек, такой же чёрненький, как и она. Вдвоём они лежали в моей шапке. Мама переместила их с шапкой в шкаф, и они так и жили. Как они вдвоём там помещались? На Новый год нарядили ёлку. Несколько игрушек были желуди: желтого цвета, блестящие. Катюня смотрела, смотрела на игрушки. И как прыгнет вверх, и сбила лапой желудь. Он разбился об пол. Кошку, как ветром сдуло. Сбежала. Потом в течение недели, она разбила остальные желуди. Мы её не ругали и не наказывали. Видно цвет этих ёлочных игрушек раздражал её.
 Нам пришлось переезжать в Мордовскую АССР. Мама и я поехали пассажирским поездом. Отец и сестра ехали на грузовой машине. Везли вещи. Они Катюню посадили в ведро, прикрыв куском материи. Было жарко. Всем хотелось пить. Воду с собой не догадались взять. По дороге купили пиво. Катюне пришлось тоже утолять жажду пивом. Поселили нас в бараке. Половину барака занимало общежитие рабочих. Рядом была железная дорога и поле. Катюня через открытую форточку вылезала гулять и через неё  же возвращалась. Умудрилась притащить перепёлку. У неё было повреждено крыло. Мама отняла у кошки перепёлку, а я птицу выпустил далеко в поле. Как-то раз, ночью в закрытую форточку, с улицы стала биться Катюня. Мать ей открыла и почувствовала запах гари. Она вышла на улицу и увидела, что горит одна из комнат общежития. Она всех разбудила и пожар потушили. Кошки когда чуют опасность - прибегают домой.
 В ноябре выпало много снега. Катюня ныряла в сугроб, как Черныш. А нам надо было уезжать в Тихорецк. Ехали эшелоном. У нашей семьи было два двуосных вагона. В одном – вещи. В другом – вся семья и кошка. У неё было всё: еда, вода и песочек в коробке. Через несколько дней мы приехали: в зимних пальто и шапках. А по улицам ходили люди в одежде с короткими рукавами. Тепло.
 Жили мы в бараке. Катюня вечером сидела в проёме открытой форточки. Какой-то прохожий или прохожие оттуда её стянули. Катюня громко подала голос, срываясь на визг. Отец выскочил на улицу, но ни кого не застал. По соседству, во дворе бегали две большие собаки. Наверно кошку бросили к ним на растерзание. Иначе она бы вернулась. Я всю жизнь вспоминаю Катюню, и все чёрные коты и кошки напоминают мне её.
  Через много лет, когда у меня уже были свои дети, то у нас случайно прижился котёнок. А дело было так. Друг попросил меня присмотреть у знакомых котёнка. Мои знакомые держали в квартире кошку и там родились котята. Семья была неодекватная, и еды им не всегда было достаточно. О кошке и не думали. Молока  для котят у кошки не хватало. А когда стали котята подрастать, то борьба за выживание стала остро. В этот период, я и взял котёнка, для друга. Привёз сначала к себе домой, на четвёртый этаж. Дети сразу стали просить: " Оставь у нас котёночка. Будем выгуливать его. Кормить. Песочек чистый приносить". Уговорам я не здорово поверил, но котёнок остался в квартире. Друг взял себе другого. Дети поиграли, поиграли с котёнком, и всё. Было б сказано. Мы с женой все заботы взяли на себя. Назвали котёнка Мурзиком. Изголодавшийся, он ел всё: мясо, рыбу, суп, борщ, кашу любую, картошку, хлеб, огурцы, помидоры, яблоки, арбузы, дыни, мёд и прочее, всё что мы ели в семье. Поев, он, изогнув спину, кандибобером бросался на кого – нибудь из нас и сразу убегал. Через два месяца, его живот волочился по полу, а он всё не мог удовлетворить чувство голода. Мы открыли большую банку с солёной салакой. Немного съели и оставили на столе. Мурзик, втихую, забрался на стол и съел много рыбы. Я ему поставил пиалу с водой. Он вылакал. Налил ещё. Он вылакал и эту. Пришлось налить ещё. Мурзик, обожравшийся солёной рыбой лёг, окунул в воду пасть и так лежал долго, иногда лакая её. В него уже ничего не вмещалось. Ещё через месяц, он неожиданно начал расти в длину, а живот подтянулся. Стал настоящим котом. Еду уже перебирал. Свежую рыбу не ел, только после морозилки. Если, что мы приносили с рынка, он сначала обнюхивал, а потом выборочно ел. Обычно это относилось: к колбасе, мёду и огурцам парниковым. Мой начальник держал пасеку. Мурзика невозможно было обвинить в подхалимаже, но этот мёд он ел. Не все меды экологически чистые. Я наладил, как не странно, телепатический контакт с Мурзиком. Когда Мурзик долго уж гулял во дворе, я мысленно начинал его звать домой. Через несколько минут, кот прыгал на ручку входной двери. Слышался щелчок, и мы открывали дверь Мурзику. Он мявкнув, мчался сразу на кухню к своей тарелке. Наевшись, залезал ко мне на руки, и умастившись, засыпал. Когда он хотел уходить, то пристально начинал на меня смотреть. Я догадывался, чего он хочет, и говорил: " Что? Гулять хочешь? "
А он в ответ: " Мяв ". У моего друга была кошечка, на пятом этаже. Кошку принесли к нам. Раньше её никогда не выпускали во двор. Всю ночь они носились по квартире: залезали на шкафы и столы, спрыгивали, залезали под кровати. В общем, устроили настоящую котовасию. Отвязались по полной программе. Потом один знакомый забрал к своей кошке Мурзика. Тот сожрал все куриные шейки, которые предназначались кошке. На неё и внимания не обратил. Примерно через месяц, по щелчку дверной ручки, я понял, что это Мурзик и открыл дверь. Зашел Мурзик, а за ним кошка. Я громко сказал: " Проходите, проходите невестушка. Это у нас одна комната, это другая, а это кухня. Не стесняйтесь ". Жена в ужасе выскочила из ванной, где она стирала. Думала, что к сыну пришли свататься. Обычаи не всегда и не все одинаково соблюдают.
 Кошка съела еду Мурзика и добавку, что я ей дал. Мурзик залез на стул, и свысока за ней наблюдал.   Потом мы видели двоих котят, во дворе, похожих на Мурзика  - он их вылизывал и был постоянно с ними. Одного котёнка забрала подруга жены. Она работала на Мясокомбинате, и котёнок был сыт. Но его кто-то у неё украл. Глубокой осенью Мурзик домой не явился. Его не было несколько дней. Потом он притащился: грязный и израненный. У него была повреждена челюсть и передняя лапа. Жена повезла кота к ветеринару. Он сказал, что помочь не может и лапа отсохнет. Мы Мурзика кормили с рук, детским мясным питанием из стограммовых баночек. Я смастерил шины для лапы и крепко привязал бинтом. Во двор его по очереди выносили гулять. Мурзик всё же выздоровил, и опирался на поврежденную лапу. Он у нас был членом семьи и прожил восемь лет. Повзраслев, Мурзик весил около десяти килограммов, и был похож на рысь. Все коты его боялись и давали стрекача, когда  он выходил во двор. А потом его не стало. Мне сказали, что его пацаны прибили в подвале кирпичами. Я искал Мурзика там, но не нашел. С женой мы решили больше домашних животных не заводить. Одни переживания, как о ребенке. Но дочка из техникума принесла несчастного котёнка – Федьку. Его собирались выкинуть со второго этажа, а она у пацанов отобрала котенка. Он постоянно мявкал и плохо ел. У дочкиной подруги была огромная овчарка по кличке Чар. Голова собаки была чуть меньше чемодана. Подруга часто с Чаром приходила к нам. Федька совсем не боялся, а собака не обращала на него внимания и только ждала подачки.   
 Жена и дочь поехали отдыхать на море, и вернулись оттуда с собакой колли. Она откликалась на кличку Лорд. На море её кто-то забыл, или она потерялась. Собаку прикормили и она прижилась у них в домике под кроватью. В последний день собака растрогала моих и шофёра, своими жалостными глазами. Шофёр сказал: " Лорд, залезай! " И тот сразу же заскочил в машину. Лёг на пол и положил  на  лапы голову. Видно был опыт переезда на машине.  По дороге остановились у кустиков. Лорд, справил нужду и опять заскочил в машину. Собаку отвели к тёще, и она улеглась там на пороге. Тёща, не только собак или кошек в дом не впускала, а даже и мух. А разуваться, что бы зайти, нужно было, чуть ли ни за " кило – метр ". Ночью мы с женой не выдержали и привели Лорда к нам, на четвёртый этаж. Так он у нас и прижился. Его купали, расчесывали, выгуливали, кормили. Потом выгуливать всем надоело, и выпускали просто так. Возвращался он сам и тихо ложился у дверей. Иногда соседи звонили, и мы впускали собаку. Чаще всего впускали вместе с Федькой. Федька, как и Мурзик щелкал ручкой двери. Этому его никто не учил. Можно впасть в мистику и думать, что это Федьке подсказал дух Мурзика. Животные жили у нас мирно. Даже сохранилось их совместное фото. Лорд оказался трусливой собакой. Во время грозы, он заскакивал ко мне в постель, прятался под одеяло и дрожал. Ел он безмерно. Похоже – изголодался. Сколько ему не давай – будет есть. И если мы ещё сидим за столом, то будет смотреть голодным взглядом. Как-то Лорд несколько дней не появлялся. Жена увидела его случайно, в одном из дворов, возле тёщи. Взяла нож, зашла в калитку, перерезала ошейник, и Лорд опять стал у нас жить. Зачастую Лорд прибегал вымазанный креозотом или солидолом. Неподалёку были: локомотивное депо, восстановительный поезд и подъездные пути к заводу. Там он бегал, и я ему дал ещё одну кличку – Почётный железнодорожник. Опять Лорд пропал. Жена на работе рассказала о своей печали. Кто-то там был со Шпалопропиточного завода и сказал, что видел похожую собаку. Жена ему: "Если увидите Лордика, скажите, что Галя ждет. Пусть домой возвращается ". Похоже на сказку, но очевидцы рассказывали, что собака выслушала наказ, и пошла на автобусную остановку. Там дождалась автобуса и доехала до вокзала. А мы живём неподалёку. Лорд вернулся и прожил у нас лет пять, а потом стал жить у дочки в частном доме. Федька стал болеть. Наверно его побили. Однажды он попросился погулять, но вернулся быстро. Истошно стал мяукать и испустил дух. Я его завернул в свою спортивную рубашку, и сын, который приехал в отпуск, увез его на машине на кладбище. Лорд потом прожил не долго. У него стала вылезать шерсть и выпадать зубы. Мы опять дали себе зарок -  не заводить домашних животных. Одни переживания.
  У дочки сейчас две собаки: очень большая, белой масти и маленькая, светло - коричневого окраса. И чёрная кошка живёт  с ними. Я туда хожу, приношу им еду, глажу, говорю ласковые слова. Они сразу бегут, втроём, ко мне: ластятся, преданно смотрят в глаза. По телефону, разговаривая с дочкой, у меня дежурный вопрос: " Собак кормила? "  Животные, которые около нас, от нас же и зависят. И мы в ответе за них. На рынке продают симпатичных котят и щенят. Мы с женой на них смотрим, но с сожалением уходим. На четвёртом этаже, в квартире, животным не очень комфортно. Брать боимся. Что бы потом не разочаровываться.
               
                КОНЕЦ

     04. 02. 2011.


Рецензии