Чай при свечах с внуками. Часть 1

Внуки уже довольно большие и любят слушать про себя маленьких. Вот и достаю я свои записи о них. Устраиваем чай, печем пирог, зажигаем свечи и я читаю для них истории...

19.03.06
Дане 3 года. Он ребенок от смешанного брака, мама – русская, папа – новозеландец. Живем мы в Новой Зеландии. В семье мы говорим на двух языках. Если в разговоре участвуют три человека: Даня, его мама и я, то мы говорим, исключительно, по-русски, Даня чаще молчит или показывает знаками свое отношение к «обсуждаемой проблеме», если же разговаривают Даня, мама и папа, то разговор ведется на английском языке, и Даня более активно участвует в разговоре. Ангийский для него более родной, он его слышит и в садике, и на улице. В любом случае, говорить Даня начал позже его сверстников, т.к. у него шел процесс накопления слов и разделения их на русские и английские.
На все предложения, от которых Даня хочет отказаться, он говорит:
- No, thanks.
Утвердительный или отрицательный ответ должен быть непременно вежливым. Это очень жесткое требование к ребенку, знаю по нашей группе, в которой я работала.
Если же он хочет предложенное, пока все еще издает согласильный звук, который трудно передать на бумаге. Но мы понимаем, что он согласен съесть, например, кашу.

Каша. Сейчас Даня болен, настроение не всегда веселое и хорошее. Пьет исключительно молоко и много, сам просит. Покупаем раз в 2 дня по 2 литра.

Вчера увидел цилиндрическую коробку, в которой мы храним крупу. Показал на нее и сказал:
- Каша.
Значит, дело идет к выздоровлению и ему уже хочется есть.
Я достала эту большую цилиндрическую красивую коробку, в которой мы храним овсяные хлопья и уточнила:
- Ты хочешь кашу?
- Каша, - подтвердил Даня.
Мы достали с ним кастрюльку. Поставили на пол. Я дала ему бутылку с молоком. Там как раз оствалось на кашу. Даня перелил сам молоко в кастрюльку, я насыпала хлопья, Даня помешал это все ложечкой и мы сварили с ним вкусную кашу. Сил кушать самому у него не было, но ротик он открывал исправно и съел всю кашу. После этой овсяночки у него прибывает силенок всегда очень заметно. И сейчас было видно, что ему стало веселей. Мы прошлись до почтового ящика, он находится в конце проезда к нашему дому, проверили почту и вернулись домой. Силы довольно быстро его покинули и он согласился пойти в кровать, но взять с собой Тэдди, потому что мягкий мишка  тоже хотел спать.

19.03.06
Сидим, занимаемся каждый своим делом, я и Даня в комнате наверху. Вдруг Даня молча куда-то потопал. Возвращается довольно быстро несет мне горшок и говорит:
- Много.
Я смотрю, он пописал сам в горшок. Сам, значит, снял и надел штанишки и принес мне показать. Мы вылили все в туалет, Даня показал, что горшок надо помыть:
-Мыть you, - стало быть мыть буду я.
Справились с делами и поставили все на место. Опять пошли заниматься своими делами.
 
20.03.06
Утро. Снимаю с Дани пулапс и предлагаю ему сесть на горшок или унитаз. Он отвечает:
- No, thanks, такой вот вежливый человечек.

21.03.06
Мы с Даней сегодня весь день сами хозяйничаем, родители на работе.
Утро. Он в моей комнате смотрит мультик «Король лев». Там есть сцена с крокодилами, которые пытаются съесть маленьких львят. Я – за компьютером. По музыке слышу, что там за сцена. Вдруг из комнаты вышел Даня, взял свое любимое полено (откуда оно к нам пришло, не помню. Но живет оно на лестничной площадке около прялки), вернулся в комнату, повозился там и поиздавал воинственные звуки, принес полено на место. Наверное, расправился с крокодилами.
В этот же день, поднимаясь наверх, я хотела положить это полено несколько по-другому, как мне показалось, ему (полену) будет удобнее. Даня возмутился и вернул его в исходное, более живописное положение.

Позже возились в саду. Выбросили засохшую елочку, досыпали землю  розе. Подкормили наши растения и полил Даня все, что ему хотелось. Главное, он полил себя, пришлось переодеваться.

В этот же день пекли с ним лимонный пирог.

Даня отлично поел и видно было, захотел спать - выздоравливает. В кровать поехал на моих руках.

После сна решили, что мы готовы делать салат оливье. Я давала Даньке небольшие куски овощей для резки и мы резали: я - большие куски, он -небольшие. Довольно быстро он решил, что это несправедливо. Запросил у меня целые овощи. Отрезал мне половину, а половину оставлял себе и мы резали уже равные части. Салат получился изумительный. Даня попробовал огурчик маринованный. Пососал его, откусил маленький кусочек, все вытащил изо рта. Отдал мне и сказал:
- No, thanks.

Очень хорошо распознает буквы, с которых начинаются слова: Мама, Папа, Даня и Баки (это - я). Буквы английские. В русской книге тоже хорошо распознает целые слова – Папа, Мама. Бабушка и Дедушка. То есть ему все равно (пока), какой язык учить (чтение). Будем показывать оба.

22.03.06
Сегодня Даня собрался по-солдатски. Пол взял его с собой на трак, он получил уже контракт на телевидении, но иногда его просят по старой памяти выполнить какую-то сложную поездку на старой работе – он соглашается, повезут груз вместе на какой-то остров, будут переправляться с траком на пароме. Два мужика – Папа Пол и сынишка Даня – собрали свои пожитки, взяли еду. Сказали мне: «до свидания»,  и ушли на работу. Даня – счастлив.

22.03.06
На днях Даня смотрел мультфильм «Чебурашка». Гена и Чебурашка в лесу... Чебурашка увидел орехи и спрашивает Гену:
- Гена, это - ягоды?
- Нет, Чебурашка, это – не ягоды,  это - орехи.
- Это – не лягоды, - повторяет вслух Даня и дальше, как завороженный смотрит мультик.

02. 04.06
Вчера иду мыться в душ, Данька со мной в ванной комнате...
- Даня, я пойду в душ, мне надо вымыть голову
- и пуку (животик – маорийское слово)?
- и пуку
- и вил (снимает штанишки и показывает писюльку, так называют мальчишки свою писюльку)?
- Да, все надо помыть.
- You’ve not got will, Папа (папу он называет по-русски)’ve got

Вчера смотрели кино «Турецкий гамбит», там много стреляли.
Лена говорит:
- не надо ему смотреть такие фильмы, наверное.
- да вроде ничего, снято не очень кроваво, в основном подсолнухи летят в воздух, лошадей много – он любит лошадей (все говорил во время фильма: хось–хось, пухка – бум!!!).
Сегодня утром Даня пришел ко мне и начал пересказывать фильм:
- Пухка бум!!! Дядя - трокен (broken - сломан).

Говорим по телефону с Шевинкой. Она рассказывает, что собирается прилететь ко мне и спрашивает про Даню. А я ей рассказываю про кашу, которую Даня тоже умеет варить, как и Шевинка. Но в отличие от нее Даня любит есть эту кашу, а Шевинка – нет. На что Шевин отвечает:
- Я, пожалуй, тоже попробую кашу.

18 мая 2006 г.
Даня вдруг начал называть свое первое имя. Ему было трудно раньше произнести Джаспер. Теперь на вопрос:
- Как тебя зовут?
Даня отвечает:
- Джапа Дэниел.

Сегодня 18.09.06.
Маленькие истории собранные за последние пару месяцев.

1.Едем с Даней в садик и я по пути рассказываю, что есть такое место на земле, где между странами, между городами под проливом Ла-Манш (чтобы понимал этот малыш, но сидит в машине и слушает внимательно и даже поддакивает) есть туннель, в котором проложена железная дорога, по ней ходят поезда.
Даня задумывается и говорит:
- We have to fix it.
- Что мы должны починить?
- Bridge.
- Почему? Какой мост?
- Bridge is broken and we will fix it.
- Даня, какой мост?
- Bridge is broken, we will fix it and train will go again. Now train goes under water.

2. Та же ситуация, но в другой день. Самые интересные разговоры у нас происходят в пути. Опять едем в сад и Даня мне называет все виды машин. Мимо едет бетономешалка и я пытаюсь сказать ее название. Но знаю его только по-русски. Пока я по-русски объясняю ему нечто про эту машину, он говорит:
- I know, it is concrete-mixer.
Таким образом я пополняю свои знания в английском тоже.

3. На день рождения Даня получил два шикарных набора инструментов. Абсолютно настоящие инструменты, но в исполнении для детей. Один для строителя, второй для садовника. Был очень рад. Сразу надел шлем и пояс. Разместил по карманам рабочего пояса свои инструменты. Назвал все предметы. Пол принес ему большой кусок фанеры, чтобы можно было построить дом, и гвозди. Даня начал забивать гвозди. Гвоздик держит аккуратно пальчиками, бьет по шляпке молотком, не промахиваясь. Пытался пилой отпилить кусок фанеры, но она для даниной пилы была толстовата, дали ему кусок очень плотного картона. Распилил его только так, с легкостью. Весь процесс заснят на видео. Если гвоздь длинноват и вылезает слишком, Даня его молотком же загибает и приколачивает почти за-подлицо.

4. Утро... есть такая традиция: если Даня просыпается очень рано, то приходит ко мне. На вопрос, может пойти к маме и папе, он отвечает, что они спят. Мне, наверное, спать не нужно. Иногда мы досыпаем вместе, иногда он притаскивает мне книгу для чтения или фотоальбом.
Наступает момент, когда мы, в конце концов, просыпаемся.
Однажды спросонок я зевнула сладко и широко при этом раскрыла рот. Даня увидел нечто его заинтересовавшее в моем рте. Когда отзевавшись я закрыла его, Даня просит:
- Оpen your mouth.
Я открыла рот и Даня заглянул туда очень серьезно. Спрашивает:
- What’s happened?
- Когда я была маленькая, я не любила есть морковку и зубы попортились, пришлось идти к доктору и он вытащил их. Теперь нет зубиков.
С тех пор Даня ест морковку...

26.09.06
На днях Даня устроил денрожденную вечеринку. Взял печенье, одну штуку, разломил на две части, потерев их друг о друга, выровнял края, разложил их на тарелке, объясняя, что готовит денрожденный торт, как мама делает, когда коржи укладывает друг на друга и переслаивая их джемом. Потом положил сверху тарелку и поставил друг на друга на эту тарелку много разных банок и емкостей, что были на столе: масленку, йогурт, сырницу и прочее. Башня получилась большая. Через некоторое время он снял все это и сказал, что торт готов. Попросил свечку:
- Сколько свечек?
- Оne.
Я принесла свечку и помогла ему воткнуть ее в печенную дырочку. Дальше надо было зажечь ее.
- Sing!
Мы все поем его денрожденную песенку. Даня задувает свечку. Радуется и хлопает в ладоши.
- Again! Mama’s birthday!
Так повторялось много раз. И каждый раз Даня радовался, что свечка потухла, песню спели. Он хлопал в ладоши. Значит День Рождения наступил. Но каждый раз это был чей-то другой день рождения. Так мы спели всем по песенке и Даня для всех задувал свечку: для Мамы, Папы, Баки и для него. Так как все люди быстро закончились, а хотелось еще и еще подуть и похлопать в  ладоши, то следующие «дни рождения» были для него. Иногда папа Пол «хулиганил» и задувал свечку раньше Дани. Причем делал это незаметно для Дани, дул тихо, но очень успешно. Даня удивлялся: свечка погасла, потом распознавал, кто это сделал и кричал:
- Dad! It’s my birthday! … Again!
Такая была у нас игра.

Сегодня же. Даня взял настоящий меч в ножнах (Папин – Папа много лет занимается каратэ и уже давно по вечерам раз-два в неделю преподает) и очень хорошо изображал бой на мечах. Все было заснято на видео. Даня просмотрел и очень радовался, видя себя в таком действии.

21.10.06
Даня очень мечтал сегодня утром погладить белье. Вытащил все утюги и выбрал подходящий для себя. Кто мог подумать, что этот разбойник будет сам гладить белье? Он включил утюг на полную мощность и поставил его на провод удлинителя. Родители еще не встали - выходной день, куда спешить. Я чем-то занималась у себя. А Даня, пока нагревается утюг, решил сам почистить зубы. Утюг нагрелся и расплавил провод. Хорошо, что Лена уже встала и разобралась и с Даней, и с утюгом.
Когда Дане предлагаешь помощь, он отвечает:
- My сам (я - сам)

Как и все почемучки в этом возрасте постоянно задает вопрос: Why?
Ему ответят что-то, он опять: "почему?" только вопрос задает по-английски, и так может без остановки. Однажды Пол очень серьезно решил дать ему полный научный ответ на его вопросы. Завернул такое серьезное объяснение... Даня слушал очень внимательно и в конце издал неопределенный звук, который написать невозможно, но по интонации звука, выражению лица и прочему можно было понять, что он ничего не понял, но доволен объяснением.

На днях Даня с Аленой решили, что можно принять душ внизу у Баки. Я зажгла для Дани свечку для уюта. Он сидел в душевой кабинке в тазике и тихо развлекался. Алена сидела в соседней комнате и слышала: в душе все спокойно. Вдруг Даньке пришла в голову классная идея: погасить свечу. Не долго думая, он включил душ, открыл дверь и стал пытаться заливать свечку, которая стояла на довольно большом расстоянии от него, на столике раковины. Вода туда не доставала, но в ванной комнате на полу было большое половодье. Лена собирала воду всеми возможными полотенцами. Шуму было много – Мама Даню ругала... потом было много ласки.
А следующий день я спрашивала Даню:
- Мама сердилась на тебя за то, что ты налил много воды на пол?
- Йеп! She said: stand! Sit! Then cuddle me.
И изобразил на лице свою потрясающую хитрую улыбку.

Давно не притрагивалась к этим запискам. Жаль. Многое уже ушло из памяти. Постараюсь записать, что помню.

По утрам Даня все реже приходит ко мне. Но если приходит, мы устраиваем всякие игры. Прячемся от слонопотамов, которые топают наверху и иногда приходят нас искать. Ищут эти слонопотамы преимущественно Даню. Он тихо сидит под одеялом и ждет, когда раскроют его местопребывания. Одеяло летит в сторону, Даня кричит от восторга, что его нашли, а слонопотам оказывается Мамой. Иногда его ищет Михайло Потапыч – медведь, который потом тоже оказывается Мамой.

В конце марта получили письмо из школы, куда Даню водили на интервью. Его приняли в подготовительный класс, то есть в класс, который начинает учиться на полгода раньше, чем начало учебного года. Дети, которые начнут там учиться, обычно еще не достигли нужного возраста для первого класса. Но уже близки к нему, проучатся две четверти, а после летних каникул перейдут сразу в первый, они  костяк для вновь прибывших. Таких детей набирают 20 человек. Их делят потом между двумя первыми классами, в которые добирают еще 20 человек. То есть к моменту начала учебы первых классов в них набирается по 20 человек, половина уже знакомы со школьными правилами, а второй половине будет легче, присматриваясь к уже поучившимся, влиться в школьную жизнь.
Даня узнав, что его приняли в школу, сильно не обрадовался и сказал, что расти он не хочет. И вообще ему еще только три года и он для школы еще маленький. Мы его не стали разубеждать, пусть пока побудет маленьким. Учиться он начнет в свои 4.5 года, есть еще целый год побыть маленьким.


Рецензии
Нынче, в бурно развивающееся время технического прогресса, стало проще консервировать моменты детского взросления, снимая их на камеру, в цвете и со звуком, чего нашему поколению и не снилось даже в фантазиях...

Анатолий Бешенцев   04.07.2017 21:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.