Мгновения вечности

           Если бы кто-нибудь обладал таким искусством и      властью, что собрал  бы в одном мгновении и настоящее, и все, что произошло за шесть тысяч лет или еще имеет произойти до конца света, то это было бы  свершением времен.

Вот подлинное МГНОВЕНИЕ ВЕЧНОСТИ: когда душа познает все вещи в Боге такими новыми и свежими и в той же радости, какими я ощущаю их сейчас перед собой.
           Мейстер Экхарт
                ___________________________

«Есть неделимая мелодия внутренней жизни, которая тянется  как неделимая от начала и до конца сознательного существования»  (Анри Бергсон).

Трудно сохранить эту мелодию в городской суете, заставляющей жить в одном мгновении. А вот на даче, твои приезды куда были вполне отделимы один от другого, воспоминания не налезали друг на друга – иногда счастливо удается услышать сразу хоть какой-то целостный фрагмент мелодии прошлых событий, мыслей и чувств.

Образ мелодии, восходящий к Августину, позволяет продвинуться дальше на пути рассуждений о Времени и памяти, начатых в  http://proza.ru/2012/01/13/1013.

ГЗ. Времени музыкального произведения присуще то, чего мы не находим в историческом времени: истинное, покоящееся  настоящее…, так сказать, «замирание всего времени»  в длительном. непрерывном настоящем. Те, кто обращают внимание лишь на эту черту, обозначают испытываемое ими словом «вневременное».

НС. Вспоминаются отрешенные, изъятые из суеты лица слушателей симфонических концертов… Их застывшие фигуры…
Можно сказать, что они соучастники чуда. Ведь осознаваемая ими целостная мелодия составлена из звуков, которых уже нет, или которых еще нет. В стандартном «теперь» умещается в лучшем случае один звук.

ГЗ. Времени музыкального произведения присуще истинное покоящееся настоящее, упразднение мимолетности мгновения.

Бытие времени, переживаемое как истинное настоящее, пребывает вне времени.

Каждый, кому доступен способ бытия истинного музыкального произведения, ощущает это воздействие настоящего времени,  дарующего блаженство и силу.

ПГ.  Поэтому у созерцающего произведение искусства отсутствует элемент «заботы», составляющей ядро исторического времени, как его описывает Хайдеггер, так же как и непрестанное напряжение… В истинном настоящем, как его понимает ГЗ, есть «проблеск» вечности, как бы явленность вечности во времени…

НС. Вот первый раз  появилось слово «вечность».  Очень разные ассоциации вызывает оно у разных людей. Надо бы сразу внести ясность – насколько возможно, конечно.

ПГ. Для сегодняшнего ходячего представления  вечность - это бесконечно продолжающееся время, не более того. 

Вечность - это не безгранично длящееся время, а вневременная полнота бытия, это вечное - истинное – теперь. Охватить всю жизнь сразу, одновременно во всей ее полноте - вот главное определение вечности, как ее понимает Боэций.

Истинное время, как его понимает ГЗ, сопряжено с вечностью.

ПТ. Когда мы говорим «теперь» или «сегодня»,  мы останавливаем для себя поток времени. Мы принимаем настоящее и не заботимся о том, что оно ушло в тот момент, когда мы вспомнили о нем. Мы живем в нем, и оно обновляется для нас в каждом новом «настоящем». Это возможно, потому что каждый момент времени достигает вечности.

Именно вечное останавливает поток времени для нас. Именно «вечное сейчас» дает нам «временное сейчас».

ПГ. Платон назвал время подвижным образом вечности.  Поскольку вечность нельзя передать ничему сотворенному, то единственный способ уподобить творение творцу - это создать для него движущееся подобие вечности.

РК.  Бог создал время как приготовление к вечности. Время – состояние подготовки и выбора.
Время – это перемена; перемена связана с потерей. В вечности новое без потерь.

НС. Наверное, можно упрощенно сказать, что время – доступная нам модель вечности.   И это соприкосновение с вечностью  может проявиться в каких-то жизненных ситуациях. Конечно, в неполной мере.

РК.  Изменение предполагает время, это движение по горизонтали. Вечность – это движение по вертикали,  в ней нет изменений как переходов из одного состояния в другое, в ней – раскрытие человеческой души.


НС. Для меня вход в такое состояние вероятнее всего во время приезда на дачу – особенно осенью или зимой. Полнота жизни, когда вспоминаешь все сразу и живешь сразу как бы во многих временах, возникает редко и длится не так долго, как хотелось бы. И всегда неожиданно.

ПТ. Не все люди могут увидеть «вечное сейчас» во «временном  сейчас», и ни один человек не способен видеть это постоянно. Но иногда «вечное сейчас» врывается в наше сознание и обнаруживает перед нами очевидность вечного – того измерения, которое «вклинивается» в поток времени.

НС.  И как же скучно возвращаться во  «временное сейчас»!. Точно сходишь с гор в унылую плоскую долину.

РК.  В вечности то, что было одномерным, становится многомерным, и человек, не теряя прошлого, расширяет настоящее, и в этом настоящем через приобщение к благодати открывается все новое и новое: новые объемы бытия, новые емкости восприятия.

НС. Наверное, здесь говорится о высоких и редких состояниях. То, что доступно нам, грешным – это «модель модели». Но и это очень здорово!

ГЗ. Наша эпоха…упустила возможность открыться истинному времени.

ПГ. Утрата сферы сакрального, подлинной религиозности  ведет современного человека к поискам ложного, утопического смысла бытия. Он ищет этот смысл не в настоящем, а либо в прошлом, либо в далеком будущем. Во втором случае возникает характерная для современного человека подмена вечного – будущим, жадная и ненасытная устремленность к новому.
   
НС. Не следует думать, что автор последних строк – ретроград. Совсем наоборот – новые книги ПГ в эпоху книжного голода всегда ожидались с нетерпением и были редким «лучом света в темном царстве». Так что речь идет о новом ради новизны – без смысла и пользы, заменяющем или имитирующем движение жизни.
                ___________________________

РК.  Вечность – истинное бытие. Время - это этап.
Время не переходит в вечность, и вечность не переходит во время. Время проходит на фоне вечности.
                ___________________________
 
ГЗ – Ганс Зедльмайр, современный немецкий мыслитель. Искусство и истина. СПб, 2000.
ПГ – Пиама Гайденко, российский философ. Время, длительность, вечность. М., 2006.
ПТ – Пауль Тиллих, немецкий  протестантский теолог.  Вечное сейчас.  Вопросы философии,  2005, № 5.
РК – архимандрит Рафаил (Карелин). Тайна спасения.
 
Мастер Экхарт, Иоганн Экхарт – немецкий мистик 12-13 веков.
Анри Бергсон – французский философ 20 века.
Блаженный Августин – величайший мыслитель, о времени в основном: Исповедь.
Мартин Хайдеггер – современный  выдающийся немецкий философ. Главный труд: Бытие и время.
Боэций –«последний римлянин». Философ и богослов. Главный труд «Утешение философией» написал в ожидании казни по несправедливому обвинению в заговоре.
                ______________________

Едва ли можно подыскать адекватную иллюстрацию – вечность для каждого своя. А вот  скучное понимание вечности как бесконечной длительности – не разделяемое авторами! – отразилось в истории.

На картинке – древнее начертание китайского иероглифа «вечность» как водного потока. epochetimes.ua.


             


Рецензии
Вы правы на сто,когда вдогадке о вечном,вы пришли к верному выводу,что человеку выделено некий период времени на земле:- найти путь ведущий к совершенству жизни,для длительного долголетия предопределённой на земле цели предуготованной свыше.
Мы в стадии метаморфозного бытия:-в процессе эволюции осознания поиска выхода из состоянии куколки.Более тридцати лет занимаюсь этой версией,путешествую,гипотетически сопоставляю ,а также ставлю человека в лице природы,в поисках биологического сохранения в видовом соответствии среды пребывании на планете.При желании зайдите на страницу.С уважением к творчеству и здоровья Вам!

Валерий Григорьев Семёнович   28.02.2019 21:40     Заявить о нарушении
Признателен за внимание.

Николай Старорусский   01.03.2019 06:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.