Да кому нужна эта химия?!

Да кому нужна эта химия?!
- Да кому нужна эта химия?! Вот я врачом не собираюсь быть, химиком тоже, ну и на что она мне? - возмущался парень лет семнадцати. И компания ребят, расположившихся на скамейке в парке, с интересом слушала пламен-ные речи товарища о бесполезности химии, несправедливости учителя,  да и вообще сложной жизни учащихся.
- Вот скажите, где мне могут пригодиться алкены или алканы в театральном, литературном, экономическом институтах, а ведь таких институтов уйма. А с тройкой в аттестате, или, еще хуже, с двойкой мне можно забыть о бесплат-ной учебе в престижном вузе. И из-за какой-то химии, которая не пригодится в жизни, мое будущее будет испорчено!!!
Услышав одобрительные возгласы друзей, он стал распаляться еще больше.
- И что, вот скажите на милость, что мне делать, если не могу я запомнить все эти реакции, не могу и всё.
И, казалось бы, парнишка мог продолжать свои речи вечно, но тут нето-ропливым шагом подошел к скамейке пожилой человек, на вид лет семидеся-ти, представительной, интеллигентной внешности, даже такое небольшое расстояние как от соседней скамейки вызвало у него одышку. Он сидел не-подалеку и стал невольным свидетелем всего того, что происходило.
- Молодые люди, извините, что я беспокою вас, но я случайно услышал как вы, молодой человек, говорили о химии. Можно мне присесть.
- Конечно, садитесь.
Ребята тут же уступили место.
-  Забыл представиться, меня зовут Николай Петрович. Так вот, я не соби-раюсь читать вам нравоучения или говорить, что вы не правы. Каждый мо-жет иметь свое мнение. Но мне хотелось бы, чтобы вы, ребята, услышали од-ну очень интересную историю о вашем ровеснике. Конечно, может, вы оста-нетесь после этого при своем мнении, но может эта история предостережет вас от дальнейших ошибок и от неправильного представления о значении химии, ведь эта наука не ограничивается только алкенами, алканами и хими-ческими реакциями. Ну, если вы не против, то я начну свой рассказ.
 Молодежь с недоверием посмотрела на Николая Петровича, мол, сейчас старичок начнет читать нотации или рассказывать нудные истории из своей жизни, но, тем не менее, из уважения к старости стали слушать.
- Так вот, парню, про которого я расскажу, было примерно как и вам сем-надцать лет. Он был обычным учеником, без особенных способностей и та-лантов, с довольно-таки посредственной внешностью.
- А как его звали? - спросила миленькая девушка.
- Раз для вас это важно, то давайте назовем его, как вы захотите.
- Тогда пусть его зовут Петя.
И девочка смущенно посмотрела на парня, который до этого был объек-том всеобщего внимания. Вся компания, не скрывая улыбок, выжидающе тоже смотрела на него. Он кивнул, и Николай Петрович продолжил:
  - Итак, в такой же день, как и многие другие, наш герой Петя вышел на улицу, то ли в магазин, то ли к кому - то в гости, а может и просто прогулять-ся, сейчас уже не упомню, да это и не имеет значения. И тут его окликнул знакомый голос, это был его лучший друг.
- Привет тунеядцам, куда направляешься, да это и неважно! Я тут такой опыт вычитал, пойдем быстрее ко мне, так время классно проведем. Пойдем, а то у меня братик дома один. Я на минутку вышел, а тут ты, это знак, что мы с тобой должны вместе этот опыт делать.
- Привет испытателям - неудачникам.
- Почему сразу неудачникам?
- А ты уже забыл, чем закончилось твое прошлое испытание.
- Ну и что, у всех известных изобретателей были иногда провалы.
- Да ладно, ну говори, что у тебя за опыт, может и правда не очень опас-ный и интересный.
 - Ну конечно, идем, по дороге все расскажу.
И наш парнишка из увлекательного рассказа друга узнал, что задумка действительно не очень сложная и занимательная. Нужно взять серу, а её можно получить, соскоблив с кончиков спичек, и глицерин, за которым за-пасливый приятель уже сходил к сыну талантливого и известного в городе химика, потом, положив серу в глицерин, перемешать и немного подождать и стать свидетелем самовозгорания вещества. И если всё получится, то,  ис-пользовав пластилин, можно будет делать “бомбочки”. Ребята, увлекшись разговором о предстоящем опыте, даже не заметили, как подошли к кварти-ре. Их радостным криком приветствовал сорванец лет пяти, который за не-долгое отсутствие брата уже успел перепачкаться в краске, выстричь на май-ке красивые, по его мнению дырочки, и использовать мамину губную помаду для рисунка на все той же майке. Но, похоже, старший брат уже привык к выходкам ребенка, для приличия отругал его, и в наказание запретил входить в комнату, где и должно было всё произойти. Юный изобретатель стал вы-таскивать из сумки разные баночки.
- Но зачем так много, нам ведь нужен только глицерин? - спросил Петя.
- Как зачем?! На всякий случай, я ведь ещё кое-что прочитал, но займемся сначала нашим делом, а уж потом вернемся к этим реактивам.
Ребята заговорщицки переглянулись, и с азартом принялись добывать се-ру, они добавили ее в посуду с глицерином, и вдруг обернулись, услышав странный звук. К своему ужасу они увидели, что малыш поднес одну из ба-нок с реактивами ко рту, и под крики: «Не делай этого!!!», - всё-таки сделал глоток. Забыв обо всём, парни кинулись к ребенку. Выхватив банку из его рук, Петр прочитал надпись «1% раствор соляной кислоты». Его приятель, с криком: « Зачем ты это сделал, выплюнь немедленно», тряс брата за шиво-рот, он был в панике.
Тут Петя стал лихорадочно вспоминать уроки химии. Соляная кислота, точно, реакция нейтрализации! Её нейтрализует щелочь. Щелочь, щелочь, щелочь…
- Так, у вас в доме есть сода?
Приятель кивнул.
- Бегом делай раствор соды с водой! А ты идем со мной.
 Петя взял за руку, ничего не понимающего ребенка и потащил в ванну. Там товарищи быстро провели промывание желудка раствором соды. И тут до них донесся запах горелого, все понеслись в комнату. К сожалению, опыт удался, и произошло возгорание, а пока ребята спасали сорванца от отравле-ния, огонь перешел на тетрадки, лежавшие рядом, и стал распространяться по комнате. Петин товарищ почему-то тут же кинулся открывать окна.
- Стой, не надо. На химии же говорили, нужно перекрыть доступ кислоро-да к огню, закрывай окна на кухне.                И, недолго думая, схватив одеяло, Петр накрыл им неумолимо распростра-нявшийся огонь. Тут подбежали братья, и совместными усилиями они спра-вились с непокорной стихией.
Вот, к чему может привести недостаточное знание химии, но даже такое знание может уберечь от последствий. А теперь ребята, вам решать, нужна эта наука в жизни или нет.
И Николай Петрович, закончив свой рассказ, медленно поднялся и ушел.
- А ты говоришь, химия не нужна! -  сказали ребята Пете, нет, не герою рассказа, а тому парнишке, который стыдливо потупил глаза, а еще совсем недавно так пламенно говорил о бесполезности этой науки. Но через не-сколько минут в его взгляде появились искорки азарта.
- А что, и в правду самовозгорание произойдет?
Никогда не узнает Николай Петрович, какую роль сыграл этот рассказ в жизни Пети, который стал прекрасным учителем химии. Не узнает и то, что эту историю слушают все его ученики, и передают из уст в уста.


Рецензии