Глава 9. Девушка с ружьём

Глава 8. Работа в лес не убежит. http://www.proza.ru/2012/01/19/1827

    До вылета оставалось буквально три дня, последнюю неделю Аня не работала – у неё был отпуск с последующим увольнением. Анна с Валерием обошли родственников с целью знакомства и прощания, по случаю их отъезда. Один из дней были у Аниной бабушки, у Анны Ивановны.
– Аня, ты к Клавуше зайди, она просила, чтобы ты зашла, когда придёшь, – попросил дедушка.
– Да что ей там делать? Анна за всё это время-то сколько раз была у неё? А сколько раз она её приглашала? – спросила баба Анна своего мужа.
– За два года раза три, не больше, – пояснила Аня.
– Всё равно, зайди. Она же попросила, чтобы ты зашла, – упрашивал Михаил Васильевич внучку.
– Значит ей от Анны что-то нужно. Ну ты, если хочешь, поднимись. Они сегодня все дома. Клавка стала в этом году пенсионеркой. Виола что-то целыми днями дома, не работает, однако.
– Да, Клавуше трудно, она дважды вдова. С Георгием совсем мало пожила, от чего помер не понятно, что-то с кишками, её Томке-то было лет семь, – говорил дед.
– Да. А Семён тяжело умирал. Ага, мучился, страшным криком кричал, рак желудка у него был. С Семёном Клавка-то хорошо жила. Он всё по командировкам ездил, зарабатывал деньги, – обращаясь к мужу, Анна Ивановна сердито сказала ему:– Только змея – твоя Клавуша. Они жили дружно, а при людях ругались, чтобы никто их не сглазил.
– А ты от куду знаешь?
– Оттуда. Хитрая она, скрытная. Сколько лет до сноса в переулке прожили? Я как-то огородами к ней пришла…
– Что, через забор лазили? – переспросил ее, удивившись Валерий.
– Какие заборы? У нас со Стешей забор был, но и калитка в нем была, а через Стешин огород – к Клавуше, между их огородами даже проволоки-то не было, – объяснила Валерию бабушка Анна.
– Знать подслушала, как ругалась Клавуша с Семёном. Не хорошо, – произнёс тихо дед Михаил.
– Да что я, нарошно? Пришла по делу. Стою. Они чай пьют, тихо о чём-то толкуют. Пса ихнего не видать. Постояла-постояла да к дверям подошла. Я через порог – у них тут и началось, орут, что наша Татьяна с Иваном.
– А что, сходи к Клавке, а мы тут с твоим Валеркой попьем чайку, на улице покурим, – предложил Леонид Ане, подмигивая Валерию.
– Иди, – разрешил Валерий, он понял, какой чай предложит ему Леонид.

Дверь открыла её лучшая подруга детства. Когда-то все летние каникулы проводили вместе: то в ограде у Аниных деда и бабки, то в ограде у родителей Виолетты. Иногда ходили в магазин, в детский сад за младшей сестрой Виолетты. Между Тамарой и Виолеттой было 10 лет разницы, между Виолеттой и Раисой тоже была разница в 10 лет. Клавдия Архиповна родила Раису в возрасте 43 лет. Она и не подозревала о беременности, думала – или климакс, или киста, потом иногда так и называла Раису «киста».
– О! Аня пришла. Ох, сколько раз я говорила деду Михаилу, если Анна будет у Вас, скажите ей, чтобы к нам зашла. Хорошо, что зашла, – этими словами встретила Анну Клавдия Архиповна.
Расположились в комнате. Клавдия Архиповна сидела на диване и, можно сказать, занимала его полностью собой. Она была очень тучной женщиной, не меньше 160 кг. Подруга детства, Виолетта, была как Елена Прекрасная, высокая с хорошими формами тела, один недостаток – ноги от колен расходились циркулем, как она сама говорила: «Всё ничего, только ноги, как у ишака». Раиса была довольно крупная, не по годам.
– Я слышала, что ты уезжаешь.
– Да, буквально через день.
– Райка, ну отстань, дай с человеком поговорить, – резко ответила Клавдия Архиповна Раисе, которая что-то ей шептала на ухо. – Ну иди-иди к Тамаре, что шепчешь, что тебя провожать, что ли пойдем до первого этажа?
Раиса быстренько выскочила из квартиры. Виолетта неохотно спросила Аньку:
– Так ты что, уже уволилась?
– Да, у меня отпуск с последующим увольнением.
– Так матери привет передай, она такая славная. Её все в цеху любили, услужливая, обходительная. Не то, что Татьяна – со всеми лается, а кричит как. Только не пойму, Зоя каждый год приезжает и не заходит ко мне, вроде не ругались. На твоё место человек нашелся? – интересовалась Клавдия Архиповна.
– Да, уже работает.
– А у нас Виола без работы. В столовой на базаре работала сколько? – жаловалась Клавдия.
– Два года, – сердито ответила Виолетта.
– А что к Рашиду не зайдёт, он же учился в одном классе с Тамарой? – предложила Аня.
– Нет, он учился в параллельном классе. А вот на нашей улице все и крутились. Ему ваша Анна нравилась, а потом он стал с вашим Леонидом дружить. А Виола у него на практике была, да и потом немного работала, – говорила Клавдия Архиповна.
– И в бюстгальтере окорочок куриный прятала для Райки, то лангет, то филе. А Райке нашей это только на один зубок. Ох, Анька, аппетит у неё! Нас скоро съест.
– Что сделаешь? Такая она у нас – что правда, то правда. Иной раз не знаем, чем накормить, а она все в холодильник заглядывает, – подтвердила Клавдия.
– Да я и не знала такие подробности. Где с кем кто учился, и не интересовалась этим, – ответила Анна.
– Жаль, что ты уже уезжаешь. Я-то, думала, что работа найдется для Виолы или на твое место пойдет хоть кем-нибудь. В столовой она работать уже не хочет, – огорчено произнесла Клавдия.
– Тут как нарочно: то одна спрашивает работу, то другая. Наде нашей тоже работу надо, она уже трудоустроена в топографический склад.
– Значит, ничем не поможешь? Я ведь уже второй месяц дома, – сказала Ане недовольно Виолетта.
– Виол, ты уж на меня-то не обижайся. Я же не знала, что у тебя нет работы. Вон, из проектного института бухгалтерша знакомая пошла в часть работать, на остров. Ты попробуй сходить в штаб, съезди в городок и на остров. Я почему-то уверена, что ты работу найдешь, – советовала Анна Виолетте.
– Ну что, и на том спасибо за совет. Завтра и начнет искать, в штаб сходит, потом на остров съездит, – с разочарованием в голосе произнесла Клавдия Архиповна.
Стремление выжить всегда толкает на нужный путь. Виолетта почему-то поверила Ане и действительно нашла работу, но именно эта работа испортила её жизнь и она начала резко катиться по наклонной вниз на дно жизни. Вся её последующая жизнь и была спуск на дно и выныривание оттуда, и с каждым разом её пребывание на дне увеличивалось. Человек, не достигший своего дна, не захочет подниматься, у каждого дно своё. У Виолетты – своё дно, у Анны тоже было своё дно. И Анна даже не осознавала, как позже болото её жизни, с бесконечным стремлением познать тайны мироздания, затягивало к этому дну, и только очень сёрьезный звоночек от Бога сначала остановил её.

Анна так и не поняла, что ей судьба, более чем наглядно, показывала: оставайся здесь, сколько мест работы здесь можно найти. Но уже всё решено, нужно уезжать. Анька с Валерием пошла последний раз на работу, чтобы взять свою трудовую книжку с датой увольнения 5 сентября 1983 года. Работники склада собрали деньги и на эту сумму выделили из склада для Аниного Валерия офицерскую цигейковую танковую куртку. Эту куртку принёс Борис Дмитриевич и вручил Аньке как подарок для новой жизни. Анька и Валерий благодарили всех и, попрощавшись, стали уходить. Почти все работники склада стояли и провожали Аньку: кто взглядом, кто рукой махал, даже солдаты, которых она не знала всех по имени, несмотря на их малочисленность, стояли у ворот. Анька плохо видела, но слышала она отменно. Отойдя от провожающих, она услышала, как Владислав Николаевич громко произнёс:
– Ну вот, наша Анна Александровна теперь – девушка с ружьём.
Однако на его пошлую шутку никто не смеялся.
Таких проводов Анна не ожидала, она уходила за пределы части, пару раз оглянулась. Аня уходила в новые условия жизни с новыми надеждами на лучшее будущее.
 
Глава 10. Укомплектовка семьи. http://www.proza.ru/2012/01/21/1941


Рецензии