Рецензия на роман Преуспеть на Тверской

    Данное произведение можно в некоторой степени отнести к детективному роману с авантюрно-криминальным оттенком, но больше — к чисто криминальному, поскольку действие разворачивается на фоне событий явно криминального характера — борьбы за сферы влияния, за власть денег, материальное положение в обществе и т.п.
    Действие, описываемое в романе, происходит в современной  России, когда «дикий» капитализм захозяйничал на ее совсем  недавно «девственных» просторах.
    Герои произведения — банкиры, бизнесмены, владельцы модельных агентств, юноши, девушки нового поколения, молодые хозяева «новой»  жизни, представители полукриминального поколения «новых» русских…
    Автор прекрасно владеет фактурой, знает психологию своих героев. Словно рыба в воде, прекрасно ориентируется в банковских ходах лабиринтах, в хитростях модельного бизнеса, и в замыслах  разных дельцов и искателей праздной жизни, легкого заработка.
    Писатель мастерски выстраивает сюжет.  Повествование, вначале спокойное, постепенно набирает обороты, закручивается туже и туже, а затем приводит к обоснованному, но оригинальному финалу.
    Автор владеет незаурядными способностями в обрисовке образов, построении диалога, владении языком, выборе стиля повествования. Разные, но как живые встают перед нами Сашка Князев, Пинегин, Рогожин, Ходаков, Клара, Виктория…
    Сюжетные линии в романе — четкие, выписанные рельефно. И в то же время писатель не прибегает к излишним описаниям, чрезмерным или неоправданным отступлениям, словесным характеристикам. Действие романа — динамичное, панорамное, увлекающее.
    В романе есть место зависти, мести, стяжательству, подлости, измене, предательству, коварству, убийству, возмездию, любви, красоте…
    Но, показывая тусовочную, криминально-легкую жизнь определенной части российского общества, автор, в то же время, не является посторонним наблюдателем или бесстрастным фиксатором происходящего. Он ненавязчиво, тонко «обнаруживает» и свой, авторский, взгляд на происходящее, что очень важно для  настоящего художественного произведения. И особенно для произведения такого типа. Ведь среди его читателей, а их у романа появится, уверен множество, будет немало молодых парней и девчат неискушенных «новой» жизнью, таящей в себе слишком много угроз для чистой, наивной души. Что они вынесут из романа для себя? Чем «зажгут»  свои сокровенные желания и устремления? Чем укрепят, данные природой и Богом совестливость, душевность, искренность? Что возьмут на вооружение для своей жизни? Какие семена, брошенные писателем на вспаханное полотно романа, прорастут со временем в их душах?
    Следует отметить в связи с этим, что, показывая «новую» действительность с ее грязными и бесчеловечными неписанными правилами и законами, автор не дает слишком ужасных сцен, грубых натуралистических картин, избегает явной крови и чрезмерной жестокости… Он чувствует меру допустимого, не идет на поводу у негатива, вовремя ставит точку, взвешенно «рисует» бездуховное, дикое. И часто дает читателю домысливать, воспринимать самому.
    Да и финал романа, когда один из главных героев (Рогожин), избежав смерти (подстроенного взрыва в автомобиле), заметав следы, улетает подальше от криминализированного окружения, обретает этим наконец подлинную свободу, — свидетельствует о том, что произведение состоялось, что у романа будет много своих читателей. Подобные книги для белорусской литературы — редкость, у нас (с такими произведениями) выступают преимущественно российские и зарубежные писатели. Это и понятно, в нашем обществе, к счастью, нет такой «криминализации», с которой в свое время столкнулись в других странах. Поэтому и с этой стороны роман будет интересен белорусскому читателю. Ибо несет в себе сильный фактор сравнительной познавательности, мощный заряд осмысления жизни. Умного, рассудительного читателя он заставит задуматься над подлинным человеческим счастьем, над подлинным государственным устройством, где закон, нравственность должны быть превыше всего и для всех.
    Чтобы жизнь общества, а значит и отдельного человека, была подлинно свободной и счастливой.

Михаил Поздняков — писатель,
Председатель Минского городского отделения Союза писателей Беларуси,
Секретарь правления Союза писателей.


Рецензии