КинОкрошка. Инспекция безумия Пристли и Дюрренматт

КинОкрошка



Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО

КинОкрошка. Инспекция безумия: Пристли и Дюрренматт


«Авария», 2 серии, СССР, «Мосфильм» (1974)

По мотивам пьесы Фридриха Дюрренматта

Режиссер и сценарист Витаутас Жалакявичюс, оператор Анатолий Кузнецов,  композитор Вячеслав Овчинников, художник Георгий Колганов

В ролях: Регимантас Адомайтис, Ростислав Плятт, Бронюс Бабкаускас, Юри Ярвет, Ирина Мирошниченко, Николай Шацкий

Отличная иллюстрация к прикладному эксперименту, называемому в просторечии «манипуляция сознанием». Очень доступно показано, что проще простого сделать преступником… честного человека, Ибо честный всегда перегружен комплексом вины\оправдания (короче, совестью) и посему идеально подготовлен к роли преступника и, парадокс, жертвы Фемиды. Тут-то и вешай на него всех собак.

Тогда как лжец или слишком простой ум (типа Симоны – И. Мирошниченко), даже будучи реальным преступником, обязательно воспротивится зачислению себя в злодеи. Причем, лжец искренне уверен, что не злодей, потому что делает зло (для других) по законам своей правды, то бишь во имя своего блага, а свое благо – не есть зло. Поэтому злодей «проведет» любое следствие, и даже пойманный будет взахлеб упирать на невиновность: «он сам пришел». Тогда как честный сам подставит головушку под карающую длань, если ему укажут, что там не только совершено преступление, но совершено им.
 
Короче, в придорожном швейцарском особняке четыре старых чудака судят в собственное удовольствие. И судят весьма своеобразно: невиновных – самых беззащитных – осуждают по полной, а кого позубастей – оправдывают.

Причем, низость человеческая усугубляется тем, что честным, порядочным и излишне податливым, даже сентиментальным, подсудимый Трапс (Р. Адомайтис) делается только во хмелю и под штормовой волной неприкрытого внушения со стороны милых старцев. Наутро коммерсант обзывает всех обитателей приютившего его домика дерьмом. Ведь трезвый «осужденный к смерти» - обычный циник и хищник.

«Авария» - емкий социальный гротеск и остроумнейшая микро-утопия, чья горькая символика не оставляет утешительных иллюзий: подлинное справедливое правосудие в этом безумном буржуазном мире способны вершить только почти рехнувшиеся, смертельно больные и давно устранившиеся от дел  пенсионеры Фемиды. Да и то в качестве редкого десерт-развлечения. Нет ничего смешней, нелепей и страшней бутафорского правосудия. Имитация, симуляция, профанация усиливаются роскошным праздничным ужином, который всякий раз, судЯ новую жертву, закатывает г-н судья (Ю. Ярвет), который болен раком, и любые яства для бедолаги, как и для контр-коллеги панкреатитного прокурора (Р. Плятт) – яд!

Камерный шедевр швейцарского драматурга задел меня, мальца, еще в середине 1970-х. Само собой,  в интеллектуальной прозе мы тогда попросту не микитили, умиляясь ужимками милых и эксцентричных старичков, чья зловещая изнанка была недоступна. Игра артистов и запала на годы...
 
И вот - свежий просмотр «Аварии», который доставил радость, даже большую, чем знакомство с вполне достойными «Физиками» - более современной экранизацией Дюрренматта.
 
И вот что хотелось бы отметить: при всем уважении к корифеям, занятым в той старой доброй «дюрреманитизации» (собственно говоря, фамилии каждого – уже самодостаточный панегирик), все-таки здесь я выделю самого обиженного судьбой в лице режиссеров. Игорь Шацкий – отставной палач Пиле. До чего экзотичный типаж! Мне он глянулся уже в те далекие годы. Взрослый взгляд впечатления не притер. Судя по всему, актер не профессиональный, но, согласитесь, находка! Жалко, почти не использовался до и после...
 
Если кто по сию пору пропустил этот шедевр… - остается лишь позавидовать его зрительской невинности и поздравить с предстоящим маленьким и приятным открытием. Поскольку мимо проходить не рекомендуется.

«Кино-Театр.Ру», 29.05.2010 23:53



 «Инспектор Гулл», 2 серии, СССР, ТО "Экран" (1979)

По пьесе Джона Бойнтона Пристли «Он пришел»

Режиссер и сценарист Александр Прошкин, оператор Феликс Кефчиян, композитор Эдуард Артемьев, художник Петр Пророков

В ролях: Юозас Будрайтис, Елена Проклова, Владимир Зельдин, Эльза Радзиня, Лембит Ульфсак, Ивар Калныньш, Анита Грубе, Анда Зайце, Паул Буткевич, Юрис Стренга

Пьесы «Он пришел», к сожалению, нету в любимом синем 2-томнике Дж.-Б. Пристли. Поэтому, в отличие от «Опасного поворота», вынужден полагаться на добросовестность и точность постановщика.

В «советской пристлиане» на первом месте всё равно остается (для меня) шедевр Басова. Он более законченный, отточенный, совершенный, камерный, весь какой-то консервативно-английский и, несмотря на серьезную дозу затаенно-взрывного криминала, какой-то волшебно и задушевно обвораживающий. Маленький коттедж, меблировка, антураж и атмосфера - именно 1930-х. Вся стилистика, эстетика, энергетика, аура – целиком подчинены тому, чего итогово и добился Басов. И что, в сущности, при всей скудности средств и лаконизме манер превратило трехсерийный «Опасный поворот» в беспримерный шедевр - практически недостижимый эталон при экранизации зарубежной классики.

«Инспектор Гулл» уже эскалаторной ритмикой и масштабными декорациями мегаполиса приближен к нашему суматошному времени. Кажется, всё-всё призвано сделать эту пьесу классово круче: и панорамные съемки, и людная массовка и западная реклама, заставлявшая непуганого «совка-1980» жадно приникать к экрану (будь трижды проклята наша тогдашняя любознайская доверчивость).

Впрочем, и сюжет, и метОда обеих пьес – узнаваемо и сугубо пристлиевские (как и «Происшествие в Брикмилле» или «Бешеное золото»), сближающие все его остросоциальные пьесы общим вкраплением памфлетной резьбы.

Вот эти фирменные элементы: уютный, комфортный, почти лубочный начальный фон. Добропорядочная (с виду) аристократическая семья, куда ни с кота, ни с карабаса внедряется сторонний крот, постепенно будящий (ровно наполовину: и вашим, и нашим) все ту же «спящую собаку» - то бишь злую и непричесанную правду. Причем, равноправно сосуществуют два вектора развития событий: «разбудил? – получи!», «не тронул? - живи по-прежнему»... в мнимом коконе умильной чистоты и тупейшей деликатности чистоплюев и недотрог…

В «Гулле» больше притчевости.
ОН пришел...
 
Сам образ лже-детектива из дурдома (одна из лучших работ Юозаса Будрайтиса) несет печать чего-то библейского, «правосудного свыше». Он прибыл извне и Он - над... Он способен только пригрозить, встряхнуть память, выцелить и уязвить порок, но не осудить, не покарать…

И если во всем остальном «Опасный поворот» сильнее «Инспектора Гулла» (да и прочих экранизированных у нас драм великого писателя-психолога), то полубезумный образ гения-одиночки Гулла по нездешней силе интригующе-интеллектуального заряда и эмоционально-бредового накала превосходит, пожалуй, все прочие образы Пристли в целом.

Но это мое резюме (без навязки).

Короче говоря, фильм этот, как метеорно влетел в когорту любимцев 30 лет назад, так и остался в ней после недавней дубль-презентации.
 
«Кино-Театр.Ру», 8.07.2010 23:23


Рецензии
прочитал с большим интересом, хоть, похоже, и не смотрел этих фильмов. или выветрились из головы, не помню... Пол

Пол Унольв   20.01.2012 17:57     Заявить о нарушении
Освежить легко и стоит того, Пол

Владимир Плотников-Самарский   20.01.2012 18:49   Заявить о нарушении