Россия. Отлучение от моря

Как-то давно уже стало аксиомой: «Россия – не морская держава». И это при том, что страна обладает самым протяженным в мире побережьем. Но... в основном имеется прямой выход  к холодным морям, где движение кораблей затрудняет сама природа. Все вроде бы понятно. Только...

Еще в студенческие годы в моей голове подспудно стало созревать мнение, что Россию или внутренний ход развития государства, или чья-то недоброжелательная воля, или, как говорится, судьба насильственно отлучают от царства Нептуна, не дают стать морской державой. Попробуем разобраться.

К Петру Великому я отношусь без всякого восторга. Однако этот государь вовремя заметил, что без флота Россия навсегда останется второсортной цивилизацией. Строительство флота на Балтийском море, захват портов, даже активная внешняя политика в Германии, раздробленной на кусочки-государства – были подчинены  задаче талассократии России.

Петр I, в отличие от многих современных ему русских элитариев, работал даже не на свое поколение, а ради поколений будущих. Осознанно или не осознанно, но он это делал. Кстати, для выдающихся государственных деятелей часто инстинкт и интуиция играют большую роль, чем  чисто рациональное осмысление событий и научное прогнозирование. Если бы все талассократические планы Петра реализовались, то нынешняя Россия представляла бы уникальную цивилизации, властвующую и над морем, и над сушей. Но чтобы тогда осталось «цивилизованному миру», то есть Западу?

Петр Алексеевич организовал экспедицию Витуса Беринга – царь мечтал овладеть Мадагаскаром. Кстати, в первой половине XVIII в. в этих широтах существовала гордая Республика Либерталия с лозунгом: «Свобода, равенство, братство» (заметьте, еще до Великой Французской революции!). Но республика была пиратским государством...

Наследники Петра откровенно отказались от его стремлений, хотя и постоянно декларировали «преемственность курса». Слабые императоры и императрицы, целиком зависящие от воли дворянской гвардии, заботились об ублажении последней (что заключалось в завоевании плодородных земель, раздаче владений с крестьянами и другой подобной же «прогрессивной» политике). О покорении морей вспоминали спонтанно, да и быстро забывали под укоризненными взорами послов из Англии, Франции, Дании.

Тихое болото взбаламутил император Петр III. Он рьяно кинулся отстаивать интересы родового владения – Голштинии. Может, кипела аристократическая кровь (по женской линии – потомок Петра Великого, по мужской – родственник Карла XII), а может быть, и интересы империи хорошо осознавал (ведь в детстве он получил весьма неплохое образование, невежественным царя объявили его недоброжелатели).

Отвоевание у Дании Шлезвиг-Гольштейна – это не плод воображения сумбурного деспота, это попытка поставить под контроль выход из Балтики в Атлантический океан. Дания неплохо поддерживала свою экономику за счет пошлин и, естественно, смириться с подобными попытками не могла. Безусловно, инициатива императора вряд ли пришлась по вкусу Британии и Франции. Все предложения обменять Голштинию на менее значимое для контроля за морскими путями герцогство Ольденбург Петром III были отвергнуты. И его убили...

На смену несговорчивому царю пришла «матушка-императрица» Екатерина Вторая. И она поменяла Голштинию на Ольденбург (за малолетством Павла, прямого наследника данной территории). Заодно и английский двор был удовлетворен. Ганноверская династия обезопасила Ганновер.


Екатерина II сосредоточила внимание на борьбе с Турцией. А вот проект освоения Аляски ею был отвергнут. И только в 1799 году по представлению Григория Шелихова и Николая Резанова император Павел Первый решился на создание «Российско-Американской компании». Думается, это тоже сыграло определенную роль в его безвременной кончине. Впрочем, у императора имелись и иные прегрешения перед «цивилизованным миром». Как мы помним. он сперва покусился на Мальту. Русская военная база посреди Средиземного моря? Кошмар! Гнусность!

Плюс еще договор с Наполеоном и организация похода в Индию – «жемчужину Британской короны»! Да таких мерзавцев нужно убивать...

В XIX  веке Россия вновь неоднократно пыталась вырваться на морские просторы.

Кругосветные плавания

В западном направлении вокруг мыса Горн и затем вокруг мыса Доброй Надежды: «Надежда» (1803-1806), «Нева» (1803-1806), «Рюрик» (1815-1818), «Кутузов» (1816-1819), «Камчатка» (1817-1819), «Предприятие» (1823-1826), «Кроткий» (1825-1827), «Моллер» (1826-1829), «Сенявин» (1826-1829), «Оливуца» (1850-1857), «Аврора» (1853-1857), « Гиляк» (1864-1866).

В восточном направлении (вокруг мыса Доброй Надежды и затем вокруг мыса Горн): «Суворов» (1813-1816), «Восток» (1819-1821), «Мирный» (1819-1921), «Открытие» (1819-1822), «Благонамеренный» (1819-1822), «Бородино» (1819-1821), «Аполлон» (1821-1824), «Крейсер» (1822-1825), «Ладога» (1822-1824), «Елена» (1824-1826), «Елена» (1828-1830), «Кроткий» (1828-1830), «Америка» (1831-1833), «Америка» (1834-1836), «Або» (1840-1842), «Двина» (1852-1857).

Полукругосветные плавания

На Дальний Восток и обратно вокруг мыса Горн: «Суворов» (1816-1818), «Кутузов» (1820-1822), «Николай» (1837-1839), «Николай» (1839-1840).

На Дальний Восток и обратно вокруг мыса Доброй Надежды: «Гиляк» (1861-1863).

На Дальний Восток вокруг мыса Горн: «Елена» (1835-1836), «Наследник Александр» (1840-1841), «Байкал» (1848-1849), «Диана» (1853-1854).

На Дальний Восток вокруг мыса Доброй Надежды: «Нева» (1806-1807), «Диана» (1807-1809), «Рюрик» (1821-1822), «Иртыш» (1843-1845), «Паллада» (1852-1854).

В организации более чем половины этих плаваний прямое участие принимала «Русско-Американская компания».

Это, конечно же, послужило поводом к далеко не доброму отношению морских держав Запада к деятельности сего полугосударственного-получастного предприятия. Русские корабли стали заходить в Персидский залив. Некоторые шейхи и эмиры даже размечтались об их постоянном пребывании там. Подлый глава Кувейта стал подумывать о российском протекторате (в противовес туркам и англичанам). Гадкий немец из «Российско-Американской компании» даже решился на освоение одного из Сандвичевых островов, построил три форта (Елисаветинский сохранился – до сих пор оказывают туристам, японцы очень любят там фотографироваться). Слава Богу, Нессельроде отказал...
Да и вообще, разве можно терпеть противоестественное существование «Морского Медведя»?!

Пребывание русских на Аляске всегда несколько раздражало «друзей» нашего государства. Еще при основании первых поселений на них с чего-то одновременно стали нападать и индейцы, и пираты. Русские говаривали: «Бостонцы воду мутят!» Но разве можно подозревать в такой низости цивилизованных людей?

Строительство Форт-Росса на территории Калифорнии и сопутствующих ему поселений плюс еще небольшого морского порта усугубило вину русских, а они туда еще и своих приспешников – алеутов привезли! Форт-Росс был обречен изначально. Испанцы, потом и Мексика не отказывались от претензий на сию землю в районе реки Славянки. В конце концов, так как государственной поддержки (и прежде всего дипломатической) «Российско-Американская компания» не получила, Форт-Росс был продан. Ныне жители свободных США совершают экскурсии по «культурному заповеднику».

Однако ситуация с Фортом-Россом компанию задевала только косвенно. Но неумолимо течет время... И человеческая глупость...

Инициатором продажи Аляски выступило Министерство финансов во главе с М. Х. Рейтерном, направившее императору Александру II специальную записку от 16(28) сентября 1866 г., в которой указывало на необходимость строжайшей экономии государственных средств и отказа от разного рода субсидий. Александр согласился. И Аляску продали за весьма смешные деньги. А руководство компании о продаже известили задним числом – чтобы меньше трепыхались, а то безвольный Александр передумает.
Неужели нам нынешним ЭТО ничего не напоминает?

Аляска, Гавайи, Мальта – это все упущенные возможности России на пути становления морского владычества. Это потеря альтернативного развития мира вообще.

Советский Союз попытался продолжить общеимперскую историческую линию. Если взглянуть на карту мира, то окажется, что не зря СССР поддерживал режимы в самых разных странах: Южный Йемен, Эфиопия и Сомали – контроль за «путем танкеров» из Персидского залива в Европу; Мозамбик и Ангола – морские пути вокруг Африки; Вьетнам (база Камрань) – контроль над частью Тихого океана; Никарагуа и дружеские отношения с Торрихосом – угроза Панамскому каналу; борьба за Египет даже и пояснений не требует. А осталась от всего этого только база в Сирии...

Россия (Российская империя, СССР) не стала талассократором.

Видимо, случайно...

P.S. Россию постоянно втягивали в "общеевропейский концерт" ради использования в качестве пушечного мяса. Морская же экспансия России могла положить этому конец. Политики  Европы это всегда понимали. Поэтому не допустить Россию к морю было важным. Не даром все попытки захвата Босфора блокировались любыми способами.
Русские кругосветки отправляли и снаряжали люди, которые тоже понимали это. Они деньги на ветер напрасно не бросали. Они умели считать деньги.  Ведь заморские колонии - это необходимость развития экономики по прогрессивному пути и новых технологий.  Освоение океана в 19 веке - это тоже, что освоение космоса в 20-ом.
Далее, почему люди из "Российско-Американской компании", умевшие считать средства, пытались освоить Гавайи и Калифорнию? Это значит, что они понимали - обеспечение полноценным питанием колонизаторов Аляски. Это контроль за частью Тихого океана (в океане невозможно плыть куда хочешь, там влияют течения и ветры - до сих пор!). Плюс к тому же морская колонизация развивает новые отношения во флоте, армии и даже быте. Представьте себе, что русским крестьянам стали давать землю в Калифорнии (после 1861 г.). Это, конечно, фантастика, но, коя могла стать реальностью.
Главную роль а продаже Аляски сыграла мнимая экономия. А мифы о захвате Британией стали приводить позже, надо же оправдать собственную глупость. В 20 век мы сдали Сербию и сколько же бреда было придумано в оправдание, тоже в отношении Ливии, в отношении Сирии (и базы Тартус) тоже придумают. Ни одному политику не хочется казаться дураком или предателем (а потому придумывают тысячи бредов!).

(Впервые опубликовано в сокращении на портале "Однако")


Рецензии