Российская библиотека цифрового контента

Простые идеи и  записные мысли 2011 г.

 (Из раздела – Информационно-открытые общества)
«ИОО»  Виктор Орт   http://www.victorort.narod.ru/


3. Российская библиотека цифрового контента (РБЦК).



Простая идея №3:
«Весь контент бесплатен
и авторам платим!»

 Абсолютное большинство российских Интернет-пользователей за использование цифрового контента(*1) бесплатно. А авторы и правообладатели  контента требуют денег. И тоже правы – труд должен оплачиваться. В новой библиотеке, что я предлагаю, этот конфликт интересов разрешим.

 В  РБЦК весь контент будет бесплатен, для личных целей, не для коммерческого использования,  не для  бизнеса.  Чтобы можно было бы, сидя дома на диване, легко найти и   прочитать  книги или статьи, посмотреть красивые фото или карты, в хорошем разрешении, а не как сейчас в Яндексе. Послушать  музыку, записанную, хотя бы  в битрейте более 64 мб/с, с тегами на русском.  Посмотреть фильмы или клипы ДВД качества. Побродить, используя виртуальную реальность, по музеям мира, по интересным уголкам нашей необъятной страны, да и Земли, в целом.   Иметь доступ и возможность использования, в потенциале конечно,  все то информационное богатство, что было создано  человеческим интеллектом, на протяжении многих  веков. И, особенно, последних цифровых лет.

 Все это уже имеется в сети, но это, нередко, некачественный контент. Да и разбросан он  по необъятным просторам сети, как на большой материальной свалке. Библиотека же должна помочь посетителю сделать более легкий и правильный выбор, что читать, слушать, смотреть. Причем, чтобы без всяких проблем с оплатой и прочими заморочками  с регистрациями, неработающими  капчами, качалками, отсылками на другие ресурсы и т.п. видами паразитического бизнеса на авторах и правоприемниках.

Также большинство согласно с тезисом: «Авторам - творцам контента, надо платить!». Но за "говенный контент",  нередко зараженный вирусами, рекламой порнухи и разнообразной ахинеей, никто платить не хочет - и люди правы. Даже, обычно,  жаль потраченное на ознакомление время.
Как эти, казалось бы, две противоположности реализовать в российской действительности. В одной вебтехнологии  распространения контента  для Интернет пользователей. Есть много предложений по этому поводу**, но что-то не видно явных подвижек в их реализации. Поэтому выдам на обсуждение свое.
Как сделать контент бесплатным для пользователей  и авторам заплатить, если их творчество оказалось востребованное массами. Вот основные идеи такого решения.

  Необходимо создать мощный мега-портал: «Российская библиотека цифрового контента» (РБЦК) и закачать туда, все самое качественное, интересное и востребованное людьми.  И чтобы шло дублирование библиотеки в нескольких филиалах нашей необъятной страны. Сделать простую навигацию и современный поиск,  перевод и чтение текста, но не с китайским акцентом, как бывает сейчас. Продумать толковый рекомендательный сервис и рекламу. Дать возможность бесплатно, без всяких заморочек, читать, слушать, смотреть и скачивать любой контент. И в любом браузере, и на любом  «компе» или смартфоне с любой ОС. Или, хотя бы стремиться к этому.
В РЦКБ должны быть представлены лучшие бесплатные игры и разнообразный софт. Должна быть простая возможность оценки произведений. Каждая единица  контента должна иметь статистику (кроме исходных данных): сколько людей  ее посетили, сколько ее плюсовали/минусовали, экспертные оценки и общий балл за текущий месяц и балл за год. И это должно быть видно сразу, без открытия (посещения) этого контента.
Цифровой контент, в отличие  от печатной  информации на материальных носителях (газет, книг, пленок и т.п.), обладает принципиально иными свойствами. Он не иссякаем.  Сколько его не скачивай  на компьютеры, его количество на источнике не убавится. А печатные тиражи – продали и нет носителей. Сколько дней  сегодня  приходится ждать, чтобы прочитать нашумевшую книгу, если ее не выложили в Инете.  Идею свободного использования объектов авторского права в интернете, поддерживает и  президент.

  Для читателя «в цифре» неважно,  где находится, необходимый ему контент - на сервере РБЦК в Питере,  в ином городе, или где-то за  границей. Технические проблемы мгновенной пересылки данных давно решены протоколами Интернета, а вот сегодняшние юридические решения тормозят свободу культурного развития наций на планете. Вопли, что люди стали меньше читать, это вопли ретроградов-издателей, теряющих свои доходы. Здесь забота о своем кошельке, а не культуре и знаниях масс. Там, где уже сейчас есть  «широкий канал» и недорогой  безлимитный трафик, люди стали больше и читать и смотреть, чем раньше. Плюс, больше  творить. Причем,  это только самые первые шаги «интернетизации» знаний, культуры и опыта всепланетного масштаба.  Это проблемы переходного периода развития Интернета, его становления на роль «важнейшего из искусств»,  информатора и учителя одновременно. Уже ширится массовое движение сторонников за свободный бесплатный контент на всей планете**. И их победа не за горами! А РБЦК должна быть на переднем рубеже такого движения.

  На сайте должна работать простая система оплаты «авторам от спонсоров и пожертвования пользователей».  И работать автоматизированная система оплаты  победителям открытых конкурсов и авторам - лучшие в номинациях.  Это позволит пользователю легко перевести   деньги с помощью электронного платежа, с мобильника или с компа, в режиме - «автору от спонсора».  А так же платить лучшим номинированным авторам из поощрительного фонда библиотеки. Конечно, будет  много анонимных авторов различного контента, но они пройдут «мимо денег».
Тогда «роснет-люди» потянутся на этот  сайт и будут благодарить создателей и авторов контента. А внутри портала создастся новый вид социальной сети, с самым широким выбором бесплатного и качественного контента. И не надо  пользователям заниматься длительными поисками, где бы скачать книгу для ознакомления, посмотреть клип или бесплатный софт. И при этом не нарваться на вирусы.   Или тебя кинут, как лоха,  даже если ты зарегился для скачивания и послал эсэмэску. Да и забивать свой винчестер сотнями гигабайт различного контента и все держать «на борту», это уже вчерашний день.

  Когда все есть сейчас и вечно в библиотеке, любой контент легко и просто найти,  все  доступно и бесплатно – зачем что-то качать, забивать  не бесплатный трафик и свой диск. Объема которого, как всегда не хватает. Зашел в библиотеку, сиди и слушай или смотри.  Создавай на своей странице (в кабинете)  плей-листы,  заводи избранное и т.п. Смотри свои творения, коменты, статьи и рекомендации. И отклики на них. Пройдет несколько лет, сохранится история твоей «жизни в библиотеке». Что ты за это время «натворил», что прочитал, прослушал, просмотрел, как оценил, с кем и что обсуждал и т.п.
РБЦК должна стать лучшей в ряду сегодняшних электронных библиотек. Прежде всего, по функциям и сервису на портале, по объему и качеству бесплатного контента. Настало время глобального объединения, по контенту, электронных библиотек в единую библиотеку страны. Удобство и простота использования  разнообразного контента для пользователей – главное условие такого объединения. Конечно, сохранятся и  действующие библиотеки. Да и в РБЦК будут  выходы-ссылки на другие родственные сайты и библиотеки. На внешние поисковики, качественные СМИ, городские и правительственные сайты и сайты госуслуг.
 
  Однако делать РБЦК на базе Яндекса, нежелательно. Он, прежде всего «заточен» на поиск, хотя, многие его неплохие сервисы, желательно перенести и в библиотеку. И во главе должен стоять специалисты величины Воложа. В связи с занятостью, да и нехваткой в России квалифицированных специалистов, разработку программного и информационного обеспечения, да и его модернизацию, наверное, целесообразно проводить всем компьютерным миром, как открытую систему. Отбирая экспертами библиотеки наиболее удачные программные решения, с возможным поощрением  этих авторов. Постепенно библиотека станет одной из важных подсистем глобальной системы информационного сопровождения жизни людей (СИСЖЛ**) в новом глобальном цифровом информационном мире. Переход большинства пользователей, в недалеком  будущем, на единый портал, где есть все досуга и учебы, качественно и бесплатно, очевиден.

  РБЦК должна быть лучшей, среди аналогов по функциям-сервису и по объему-качеству  контента. По большому счету, РБЦК должна  стать символом России в Интернете, как по «материальному контенту» дворец-музей – Эрмитаж в Питере. Правителям страны и партиям стоит обратить на это внимание. Наверное, было бы ошибкой, недооценивать  идеологическую и пропагандистскую составляющие такой глобальной  электронной библиотеки.
 Здесь надо  быть реалистами. Благо, у государства появились средства, появились и  опытные спецы, способные ее создать. Иначе, зачем тратить деньги, если почти весь контент уже разбросан по «большому муравейнику», под названием WWW. Но где, нередко,  так долго и трудно найти/скачать, получить необходимое.  Да еще в качественном виде.  РБЦК не должна быть    хранилищем  редких старинных документов, как питерская президентская библиотека. РБЦК должна быть системой по сбору и использованию недавно созданного контента. Системой по привитию навыков  использования людьми достижений ИКТ.

  Посетители РБЦК будут иметь разный уровень компьютерной грамотности. У большинства людей, старше 50 лет,  – очень малый.  А их в стране более 60 млн. человек. Поэтому главная страница должна быть простой и наглядной. По каждой категории должен выставляться рекомендованный и наиболее рейтинговый контент. Для людей с ослабленным зрением предпочтительно чтобы была кнопка «Чтение в голосом», (как в разнообразных «говорилках», но без китайского акцента). Да и новости  нередко удобнее слушать «в фоне», в наушниках, отдавая приоритет работе.
Не понятна позиция некоторых работников образовательной сферы и бумажных библиотек. Они упустили образовательно-воспитательную составляющую контента Рунета. Скорее всего, не поняв его огромных возможностей и стали на путь критиканства и запретов.   Сетования, что дети в Инете поглощены играми, порнухой и перестали зубрить учебники, справедливо в малой степени. Да, никто им не привил культуру использования этой бездонной библиотеки знаний и «кайфа», под названием - Интернет. Вот они самостоятельно, без опеки взрослых и освоили его. Причем достаточно быстро, и поиск, и работу с контентом, и   довольно непростые игры. Которые развивают  визуальную память и ситуативную логику. Да и иноязычный посыл в играх огромен.

  Впервые в истории человечества молодые люди (15-30 лет), самостоятельно, обошли более старших по возрасту сородичей, в непростом деле, под названием: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это, прежде всего, использование разнообразных компьютеров и гаджетов: плеера, мобильные телефоны-смартфоны,  приставки. Самостоятельно изучили, непростые приемы работы с «железом и софтом». Разобрались в  играх, научились серфить Интернет, скачивать  и использовать разнообразный контент из сетей.

  Теперь, с помощью РБЦК необходимо «окультурить», структурировать, каталогизировать и донести для всех людей страны, «в удобном блюдце», все лучшее контентное богатство человечества. Надо качественно, как когда-то грамоте,  учить людей  использовать компьютер и Интернет. Чтобы «и старому и малому» можно было бы помочь в выборе и рекомендовать именно ему самое информационно-необходимое для жизни в сегодняшнем мире.   Потому, кроме названия и автора, книги или статьи и т.п., должна быть дата, город, страна, язык контента, его редакции,  краткое резюме, описание и рекомендации, о чем творение, его общий рейтинг, за год и текущий месяц (инфотег).
А поисковые программные автоматы, исходя из профиля (личностных данных), подберут для посетителя самое предпочтительное. Чтобы можно было из отобранного легко и быстро прослушать или просмотреть анонс  заинтересовавшего тебя произведения, увидеть соответствующую  рекламу и отзывы. Причем,  не покидая  страницу.

  В РБЦК любой посетитель сможет   высказать свое личное мнение по любому произведению, оценить чужое. Выложить свое творчество и получить «не зашумленную» оценку современников.  Со временем, наверное, придется перейти с анонимной, на явную регистрацию (включая ИНН), как в некоторых  социальных и профессиональных сообществах. Тогда,  «людской» суд поставит любого автора на место (рейтинг), не дожидаясь суда небесного. Что заставит многих творцов создавать более качественные информационные продукты и не захламлять библиотеку спамом.

  Библиотека должна иметь хорошее оборудование для качественной оцифровки с бумажных, с виниловых  носителей и с пленок. Для оцифровки старых книг, карт, музыки и фильмов. Хотя большинство лучших классических произведений прошлого  уже оцифровано, что-то  потребуется оцифровать вновь и выложить в широкий бесплатный доступ. Особенно старые карты. Сегодня, то, что в бесплатном доступе, практически не читаемо. Требует переоцифровки в более качественном разрешении.


В библиотеке  должно быть множество сервисов, включая:
• Удобный интерфейс и навигация. Своя почта и поиск, рекомендации, новости, блоги, словари, погода и другие простые   затребованные услуги, распространенные на современных крупных ресурсах Интернета. 
• В РБЦК обязательны разнообразные формы обратной связи: контент-посетитель (оценки, комментарии, форумы и т.п.), посетитель-портал (модераторы), посетитель-автор.  Должна присутствовать мощная подсистема (сервис): «Интернет – Учитель - Воспитатель». А так же, постоянно-действующие бесплатные (для россиян) разнообразные дистанционные курсы по компьютерному и Интернет - всеобучу. Прежде всего, обучающие видео-аудио и текстовые курсы по использованию сервисов и возможностей РБЦК,  постоянная поддержка пользователей, контекстные «хелпы» и подсказки.
• Ведение блогов, обсуждений, форумов по конкретному контенту и теме. Возможность простой подписки на рассылку новостей и другого избранного контента, для чтения на своей странице или почте.
• Упрощенная регистрация посетителей и учет, простой наглядный интерфейс пользователя, удобный дизайн, легкая   навигация  по сайту и поиску контента. Учет пристрастий каждого посетителя, согласно профиля,  поисковый таргеттинг и рекомендации, исходя из истории предпочтений пользователя. Для продвинутых пользователей  должны предоставляться более широкие возможности сервисов и навигаций.
• Русскоязычный интерфейс, контекстные справки, подсказки, горячая линия поддержки (голосовая или текстовая), без выхода из страницы.
• Возможность перехода на англоязычный интерфейс.   Перевод иноязычного контента на русский  язык (а с русского на английский). Возможность чтения любого  текстового контента голосом. Возможность просмотра контента (форматов) разнообразными мобильными устройствами – смартфонами, КПК, ридерами и т.п. Возможность копирования (скачивания) контента для последующего ознакомления. 
• Пропаганда контента, одобренного рекламным комитетом портала, явное ведение рейтингов и статистики по контенту, авторам и другим критериям, определяемыми посетителями.  После выбора контента посетителем,  должны быть рекомендации  аналогичного контента в виде названий - ссылок
• Обязательное сопровождение любой единицы контента: название, автор-правоприемник, дата, профиль,  цифровой рейтинг, краткое описание (резюме), информационный тег и т.п.
• Представление контента (материалов)  самодеятельных авторов, при их полной ответственности. Удобное наполнение библиотеки  качественным контентом от пользователей и из других ресурсов сети. 
• Использование программных цензурных фильтров – автоматов, приема и выдачи контента, комментариев и т.п. Ведение разнообразной рейтинговой, рекламной  и иной статистики.
• Если статья, книга, музыка или фильм понравился, должен быть сервис, чтобы  легко и просто заказать это произведение. Лучше, с автографом автора специально для тебя и в подарочном варианте (книга, СД, ДВД), да еще и с доставкой на указанный адрес. И таких заказов, при  среднем посещение ресурса  в день в 1 млн., может составить за год многие сотни тысяч экземпляров.


  Финансово-юридические аспекты функционирования:
• Только контекстно-ориентированная реклама, не мешающая читать основной текст. Советующая реклама, а не «заборного типа» и  не по теме. Т.е. в разделе про автомобили и реклама должна быть об автомобилях,  а не о знакомствах и саунах. И наоборот.
• Юридическая защита контента, авторов и правообладателей  в стране и за рубежом. Фиксация авторства.  Размещение контента  не должно накладывать ограничений на его публикацию или размещение на других ресурсах, при использовании ссылок. Разработка законодательных инициатив по авторскому  праву и лицензиям.

• Разработка и применение гибких схем оплаты авторам и владельцам контента, с учетом его качества и востребованности.
• Проведение работ по содержанию и постоянной модернизации  , поддержанию  архивов контента в   удаленных  филиалах. Распределение контента по областным и крупным научным библиотекам. Индексация, актуализация и выравнивание баз данных по контенту.
• Серверные хранилища контента  должны быть на территории России и иметь высокоскоростную надежную связь между собой и с окружными филиалами (пользователями). Резервное электропитание  и линии связи - обязательны.
• Финансирование работ по созданию,  содержанию и модернизации  РБЦК – целевое, из госбюджета. Содержание РБЦК из казны приемлемо. Она необходима, потенциально, для всех россиян. Расходы на содержание библиотеки: 2-3 тыс. платных сотрудников по стране, это около 1 млрд. руб. на зарплату, плюс около 500 млн. составят затраты на прочие расходы по поддержанию основных средств в надлежащем порядке, электричество и коммуналку.
• Оплата авторам и владельцам  контента, за его  использование  посетителями, производится из доходов от рекламы ,  пожертвований  и от спонсоров. Возможна, оплата из отчислений от конечных провайдеров за каждый гигабайт входного трафика. В расчете, 10-30 руб./Гб на счет библиотеки.
• Годовой бюджет для оплаты составит: около 300 млн. руб. от провайдеров, плюс 200 -300 млн. от рекламы, плюс 100 млн. от спонсоров, Т.е. по 100 000 руб. могут получить свыше 6 000 лучших авторов различного контента.
• Неплохой дополнительный доход, причем   без всякой беготни по редакциям и издательствам. Переслал творение и жди. Если людям понравится, получишь перевод на счет. Еще несколько  тысяч авторов получат дополнительный доход в десятки тысяч рублей,  от  офлайн продаж книг и дисков,  которые   заказали  пользователи. Если хорошо наладить красочную печать подарочных экземпляров и доставку, то  оборот здесь составит более 500 млн. рублей.
• Оплата авторам должна производиться ежемесячно, с учетом  качества произведения  и его  востребованности, исходя из рейтингов (баллов),  по каждой категории контента.
• Бесплатный качественный, безвирусный контент РБЦК должен сократить до минимума контрафакт   на CD\DVD и скачку из сети. Таким образом, можно  удовлетворить требования  международных организаций по защите авторского права.
• В цифровой век негоже бездумно переносить законы авторства из материального мира на использование  «виртуального» цифрового контента и софта. Иначе мы все попадём в категорию – преступники. А это застой.  Необходим повсеместный пересмотр законов копирайта.
• РБЦК должна способствовать выработке юридических компромиссов в этих вопросах. С помощью, наиболее квалифицированных юристов страны. С дистанционными технологиями их работы. С возможностью привлечения лучших юристов в специальных областях авторского права, из-за рубежа. 





3.1.Наполнение библиотеки контентом.

  Уже сегодня  многое из перечисленного можно сделать.   Создать большой портал, выдерживающий наплыв сотни тысяч посещений в сутки очень непросто. И поддерживать его в хорошей работоспособности тоже требует труда и мозгов.  Самое сложное, особенно вначале, обеспечить наполнение его качественным контентом. Конечно,  перекинуть лучшее из  библиотек Рунета, договорившись с ними, трудно, но выполнимо. Но это лишь часть контента. Очень много хорошего на частных серверах и компьютерах обычных пользователей. И здесь могут помочь вебдванольные и википедийные традиции  - всем миром создавать библиотеку.
Библиотека должна представлять не только профессионалов в жанрах, но и творчество  самодеятельных авторов контента. Причем в Цифровой век это будет, наверное, довольно массовым видом времяпровождения людей. «Землю попашет, попишет стихи» - будет не только декларировано, но и легко реализовано. Да и выбор самых, самых «заслуженно-народных», будет делом рук (оценки) действительно всего народа. И отбором  контента, его контролем и классификацией будут заниматься множество отобранных добровольных помощников, под руководством профессионалов. Правовые вопросы  по АП также помогут решить квалифицированные юристы страны, отрегулировав законодательство в соответствии с запросами развития Информационно-открытого общества в стране.

  Закаченный контент  необходимо классифицировать и описать. Совместно, всем миром и экспертами, используя гласность и открытость, придется разбирать завалы материала, по викепедийным технологиям. Сортировать контент по видам, классам, тематике и т.п., делать описания и теги. Это очень трудоемкое занятие. Даже если использовать разнообразные программные средства-помощники, потребуются много времени.   Номенклатура будет исчисляться  миллиардами единиц хранения. Поэтому работы хватит на долгие  годы не одному десятку тысяч  энтузиастов и спецов-экспертов.
Юридической службе портала и  их многочисленным помощникам на местах, придется вести хлопотливую работу по выяснению авторства того или иного контента. Конфликтов будет здесь предостаточно. Только не стоит СМИ из этого делать шумиху. Это обычная рутина авторского права.  Опираясь на гласность  и открытость такие конфликты оперативно разрешаются, даже не прибегая к судам. Допустим, в номинации «фото-природа» победил автор№.  Но авторство оспаривают еще трое-четверо человек. Вот и пусть на местах они ведут помощников, на то место, где произвели съемку.  Или приводят другие веские доказательства. И конфликт будет исчерпан.
 
  Новый контент (новые статьи, книги, музыку, фильмы и пр.) целесообразно принимать только у авторов или их правопреемников, владельцев контента.  Критерий – первенство публикации. Контент должен иметь название, код-профиль (по справочнику библиотеки), авторство, краткое описание, информационный тег и т.п. Должна быть возможность  прослушивания или просмотра лучшего, по мнению автора, небольшого эпизода.

  В  описаниях требовать ФИО всех совладельцев контента, кому, сколько причитается процентов  и их счета. Это особенно пригодится для спонсорских поощрений избранных соавторов. Допустим, фильм или режиссер вам пришелся не по нраву, а игра артиста №  очень понравилась и вы легко, просто и оперативно сможете его поощрить, включая и материально.
Для пополнений РБЦК придется проводить широкие  работы по качественной оцифровке ценных исторических документов, карт, звукозаписей, книг, картин, кинофильмов, концертов и т.п.  И привлекать субподрядчиков на такие работы.  Использовать  ссылки на другие электронные издания, библиотеки и сайты, где имеется контент  аналогичной тематики. Производить обмен контентом с иностранными библиотеками на паритетной основе и по договорам. Принимать контент от иностранных правообладателей на договорной основе.

  Серверы портала должны выдерживать миллионы посещений в день, а объем контента РБЦК через несколько лет может перевалить за сотни пентабайтов.


В библиотеке должны быть представлены:
• Открытые законы и акты, выдвинутые для  обсуждения  и (или)  уже утвержденных  Госдумой, Федеральным собранием и президентом или ссылки на первоисточники.
• Широчайший выбор разнообразного новостного контента в цифровом виде. Новости из ТВ, центральных газет и журналов или в виде анонсов и ссылок на первоисточники.
• Сегодняшние и архивные документы,  законы России и других стран, книги, картины, фотографии, музыка, кино и видео фильмы, клипы и т.п. Представлен  разнообразный картографический материал, справочно-энциклопедические издания и многое другое.
• Большой выбор бесплатных учебников,  наглядных пособий, текстовых, аудиовизуальных, игр  и игровых пособий для детей, школьников, студентов колледжей и ВУЗов. Лучшие рефераты, курсовые и дипломные работы, материалы  защиты кандидатских и докторских диссертаций.  Культурные и научно-технологические достижения народов СНГ. Оцифрованное познавательное и документальное кино. По всем направлениям, темам и специализациям.
• Подсистема (сервис): «Интернет – Учитель - Воспитатель» - должна быть одной из главных. В идеале, это автоматическая система выдачи по  времени (расписанию), познавательно-игрового контента,  дополняющая школьного учителя и воспитателя. Настроенная на базовые знания ребенка + возраст и темперамент. С решением школьных заданий игрового плана, тестовыми задачами, познавательно-воспитательным видео и документальными фильмами. Ссылками на лучший отобранный мировой опыт в этой сфере, с возвратом обратно  в подсистему.  С этим, своеобразно настроенным образовательным  «домашним Интернетом», можно будет оставлять ребенка, не опасаясь, что он «отравится» интернет-свободой и недетским контентом. Математический контент в подсистеме  будет  переходить в физкультурно-танцевальный и игры, которые, допустим сменит, через 20-30 минут, воспитательный фильм и т.п. Простор для режиссеров, педагогов, психологов и ученых, величайший. Да и программерам - дизайнерам будет, где и в чем показать свой профессионализм. Конкурсность и конкуренция здесь только приветствуется.





3.2.Выбор авторов-победителей и оплата.

  Сегодня, основа рекламы-продаж любого произведения – автор. Его имя, рейтинг, бренд и т.п. рекламные аксессуары. А его контент вторичен, хотя взаимосвязь между  качеством «трудов» и авторством несомненна. На рынке потребления контента  правят отточенные технологии рекламно-брендовой мультмедийности. Они назойливо внедряются в наше «сознательное» и у некоторых уже «вгрызлись и  в бессознательное».  Сначала раскручивается имя, а потом идут продажи, под этим именем. Грубо, но таковы сегодняшние реалия.  Потому, имя-бренд, первичны. Предлагаемые критерии должны несколько сместить акценты выбора, в сторону более широкой «народной избранности», а не бизнеса на имени.
Победителей в номинациях (категориях контента, которые вознаграждаются) должны определять посетители библиотеки (потребители контента), эксперты библиотеки и сторонние эксперты.

  Но первичны именно посетители-читатели. Эксперты подключаются к рассмотрению лишь того контента, который оказался наиболее востребован, в этом месяце или годе.     Выбор победителей в номинациях и оплата авторам должна производиться ежемесячно, с учетом его качества и востребованности, пользователями библиотеки, исходя из рейтингов (баллов).

  По каждой единицы хранения контента  должна вестись рейтинговая   статистика. Сколько было просмотров и копирований (скачиваний) контента, сколько +/-, сколько откликнулось  статей по этому контенту, сколько комментариев, обсуждений на форумах и т.п. За весь срок хранения, за текущий год, за текущий месяц. Причем эти цифры  такой рейтинговой статистики должны предварять контент, т.е. стоять сразу за  исходными данными: название, автор, категория контента, дата и пр.

  Любой  контент  должен иметь возможность комментариев (отзывов). Следовать они должны после просмотра контента. Комментарии также должны иметь возможность  оценки ( +/-). Это повысит рейтинг комментатора. Что может влиять  на вес его  баллов при оценке  контента, аналогичного вида.
Должна быть заинтересованность  активных потребителей контента, пишущих комментарии, высоко оцененными другими. Тогда его оценка будет весомее оценки, посетителя с низким рейтингом (как на Хабре, соцсетях, или в играх). Постепенно люди сами определят лидеров и подскажут наиболее действенную систему  их определения.

  Важно, чтобы была простая обратная связь потребителя с поставщиком контента и реакция  РБЦК на чужие идеи. Тогда и социальная сеть образуется сама собой.  Т.е.  ответственность за качество контента РБЦК разделит с пользователями  (как в Web 2.0).  А библиотека  сможет взять на себя многие функции "приложений, собранных вместе" (как в Web 3.0). И все это хозяйство должно работать, пусть, где-то усеченно, и на ПК, и на мобильном телефоне, и на планшетнике, и на приставке к телевизору или монитору.

   Оплата контента пользователем, применение устаревших схем и методик для оплаты авторам и владельцам контента, становится сдерживающим фактором развития общества в информационном плане. Т.е. производственные отношения вступили в явное  противоречие с производительными силами и должны быть изменены, согласно диалектики «бородатых основоположников». И сегодняшней зрелой демократии вполне  решить эту проблему авторского права законодательно, не прибегая к революциям. Даже  покупая газету, вы читаете не всё подряд. Какие-то статьи более нравятся, а что-то – только заголовки. Да и оплату авторам производит редакция по своим схемам, без учета ваших пристрастий. Сегодняшние  технологии оплаты цифрового контента стали архаичными и подлежат изменениям.

  Лишь в оцифрованном контенте  можно, наконец-то, широко задействовать мнение читателей-зрителей и применить его для расчета оплаты автору контента. Т.е.  явно учесть его качество и востребованность посетителями. Но оплачивать не всем (очень многие станут «писателями» и на всех денег не хватит), а  лишь самым  высоко рейтинговым, нескольким победителям в номинациях по категориям контента.


  Рекламный комитет портала, может вносить и свои предпочтения. Допустим,  распределяя  свои суммарные 10-20% за «своих» авторов в каждой категории. На основании этих цифр будут определяться  и рекомендоваться наиболее рейтинговый  контент в каждой категории. Аналогично может определяться рейтинг авторов и т.п. Все это должно записываться в сопроводительный информационный тег произведения. Механизм составления рейтингов и предпочтений должен быть четко прописан и понятен. И   авторам, и посетителям.

   Оплата авторам должна производиться  из  рекламных доходов. И это понятно. Где больше посетителей, там и реклама дороже. А вот платить авторам из госказны – преступно. Я этого автора не читал и смотреть (слушать) его контент не собираюсь. Почему я его опосредованно, через налоги, должен содержать? Кому он нравится, пусть своими оценками поднимают его рейтинг и рекламу.

  Очень щекотливый вопрос – критерии выбора авторов-победителей в номинациях. Наверное, проще всего объяснить это на простом примере. Вы автор и сочинили художественную прозу (категория  контента XXX). А другой сочинил в категории «научная фантастика» (кат. ХХУ». И таких авторов и сочинений в каждой категории многие тысячи. И с каждым месяцем их число растет. А надо выделить одного-двух-десять авторов  из каждой категории, одно из сочинений которого, набрало наибольшую сумму баллов.  В этом месяце или в этом году.

  Сначала подсчитывается, сколько посетителей открыло это сочинение,  - эту единицу контента. И выставляется пропорциональный балл. Затем сколько «заплюсило/заминусило» этот контент и опять рассчитываются пропорциональные баллы по этому критерию. Далее отсекается верхний десяток-другой  сочинений из этой категории и их оценивают  эксперты. Если максимальный балл определить в 100 единиц, то все посещения сочинения (открытия) рассчитывают из 5 баллов,  скачивания из 10, плюсы из 15, минусы из 10, оценка экспертов библиотеки из 30, привлеченных экспертов из 30 баллов. Согласно этих баллов и весовой пропорциональности рассчитывается общий балл, по каждому из этой верхней десятки, сочинений.
 
  Допустим, на каждую категорию контента дается месячный лимит поощрений,  с минимумом в 2000 руб. Лимит пропорционален  общему доходу библиотеки от продаж, от провайдеров, рекламы и спонсоров. Тогда, если лимит на эту категорию контента составил, к примеру, 6 000 руб., распределение по авторам будет: За 1-е место 3 тыс., за 2-е  2 тыс., за 3-е    1 тыс. рублей. А если доход небольшой и лимит 2 тыс. руб, то и поощряется только 1 автор, за первое место. Если лимит меньше 2 тыс. руб.  то и поощрение победителей - лишь выделение их ФИО и произведения  жирным шрифтом.

  Каждый месяц такое решение выносит поощрительная комиссия библиотеки. Она переводит деньги авторам-правообладателям и выводит эту статистику на общий обзор. Конечно, системы подсчета баллов и оплаты будут корректироваться и дорабатываться в первые годы работы РБЦК, пока найдется оптимальный вариант, устраиваемый большинство пользователей и авторов. Главное сохранить принцип оплаты лучшего контента, по его востребованности и его положительной  оценке  посетителями библиотеки и экспертами. Т.е. по обратной связи.

  Естественно, придется бороться с накруткой счетчиков разнообразными программными роботами, программными автоматами и прочей «вирусной  нечестью». Но эти технические проблемы безопасности неплохо отработаны на лучших, хорошо нагруженных, сайтах Рунета. Их опыт должен быть использован и в РБЦК.


**Примечания**.
Российская библиотека цифрового контента (РБЦК).

предложений по этому поводу** 
Электронный  контент  для личного пользования должен быть бесплатен. Это мнение абсолютного большинства пользователей Интернета (50 млн.)
  http://lenta.ru/news/2011/11/03/medvedev/  В "российском видении создания новой концепции", которое озвучил Медведев в своем послании, предлагается ввести презумцию свободного использования объектов авторских прав. Это означает, что использование контента, распространяемого в интернете, будет считаться законным до тех пор, пока правообладатель не заявит об обратном.
http://президент.рф/новости/13332
 Медведев в своем послании, предлагается ввести презумцию свободного использования объектов авторских прав. Это означает, что использование контента, распространяемого в интернете, будет считаться законным до тех пор, пока правообладатель не заявит об обратном. Вторым элементом предложенной концепции является введение ответственности провайдеров, владельцев сайтов и доменных имен за нарушение авторских прав на общих основаниях.

  С декабря  2011 г. в России вводится официальная интернет-цензура Итоги тендера на разработку  "программно-аппаратного комплекса контроля (ПАК) информационно-коммуникационной сети интернет" были подведены еще 21 апреля этого года, рассказывает rospres. Тогда победителем была признана компания "ДатаЦентр", которая, предложив минимальную стоимость работы — 4,6 млн руб. (максимальная заявленная сумма контракта равнялась 15 млн), обошла таких игроков, как "Медиалогия", "ДиалогНаука" и "Поиск-ИТ".Из конкурсной документации ясно, что ПАК будет мониторить весь контент (статьи, комментарии, мультимедиа) сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ, на предмет наличия слов, выражений и прочих меток из заданного чиновниками списка. Словарь выражений и ключевых слов, согласно техзаданию, должен быть пополняемым до 5 млн записей.

СИСЖЛ**   http://victorort.narod.ru 
Взаимосвязанная система из известных всем цифровых устройств, уже сопровождающих нашу жизнь. Это и сегодняшний продвинутый телефон, ПК или смартфон с доступом в Инет, новый паспорт и ваш архивный сайт, блог или ЖЖ. Сейчас это автономные, не «е-социальные» устройства. А надо их заставить, с помощью более ориентированной на человека ОС и программных автоматов,  видеть и понимать друг друга, причем в автоматическом режиме, работая  с «облачными» данными и софтом.

(*1) – под цифровым контентом, в широком смысле, подразумевается любая информация, пригодная для обработки устройствами с процессорами и имеющая ценность, для представления широкому кругу людей. Это, прежде всего, оцифрованные документы любых форматов, книги, музыка, фото, видео, кинофильмы, картины и т.п.
Профиль – ваши регистрационные данные, предпочтения и т.п. Поведенческий  таргеттинг – поиск (помощь), с учетом истории ваших предыдущих  посещений и запросов

свободный бесплатный контент на планете**   
  США предложили странам-участникам организации принять «Декларацию о фундаментальных свободах в цифровой век». По данным издания The New York Times и агентства Reuters, Россия оказалась в числе стран, которые заблокировали этот документ. госсекретарь США Хилари Клинтон (Hillary Clinton) заявила, что инициатива по принятию этой декларации обладает особой важностью, поскольку киберпространство в 21 веке является полноценной общественной площадкой
Полученные данные продемонстрировали, что лишь каждый десятый участник исследования использует платный контент постоянно, причем доля женщин оказалась более чем в два раза меньше, чем доля мужчин (6% против 14% соответственно). Еще половина участников исследования отметила, что к использованию платного онлайн-контента прибегает редко.

Существует три основные причины неиспользования платного интернет-контента: большинство объясняет свое поведение тем, что не хочет отдавать деньги за то, что можно получить, пусть и худшего качества, но бесплатно (72%); еще половина опасается быть обманутой «виртуальными» мошенниками, поэтому не отправляет СМС, требующиеся для проведения оплаты; третьей по популярности причиной отказа от платного контента оказалась боязнь потратить деньги и получить некачественную информацию (44%). Интересно отметить, что у женщин сомнений в отношении качества контента оказалось больше, чем у мужчин. В большинстве случаев они склонны искать бесплатные ресурсы (75% против 68%) и больше опасаются получить не то, на что рассчитывали после проведения оплаты.

Министр Игорь Щеголев   По контенту.
Пока эта модель не выработалась ни у нас, ни где бы то ни было, пока очень многие, в том числе наши заокеанские коллеги настаивают на том, что нужно действовать, скорее, методом кнута, чем пряника. Я лично в этом не уверен – интернет не та среда, где кнутом можно много чего добиться. А с другой стороны, там, где появились модели удобной беспроблемной оплаты, понятной, не очень большой, там существенно растет количество потребителей легального контента. Я уверен, что это магистральная линия, которая в итоге и победит. То есть либо это будут делать за счет безлимитных тарифов, куда будет включен контент, тем более что интернет позволяет оценивать, чьи произведения в наибольшей степени были востребованы и, соответственно, распределять эти средства. Либо это будет, действительно, какая-то поединичная оплата, понятная и путем простых технологий для пользователя. И только тогда мы сможем победить нелегальный контент в значительной степени. Совсем, наверное, победить его не удастся.


Рецензии