Ховаж, ловаш, и Узенбаш

Пришёл апрель, закапал своей звонкой капелью по крышам и водостокам. Несколько молодых голубей - мартюков удобно устроились на дымоходе дома, улавливая тёплое   дыхание выходящее из трубы,  время от времени они косились на  солнечный диск, пробивающийся сквозь пелену не плотных облаков, плывущих со стороны моря. Где то рядом затрещали сороки, предупреждая об опасности. Голуби вытянули свои длинные шеи, насторожились, присели готовые к взлёту. Две вороны, как разбойницы стремительно пронеслись над дымоходом,  вспугнув молодых летунов, которые неумело зависли в пятидесяти метрах над домом. Вороны – разбойницы снова развернулись и как пикировщики  бросились на молодёжь. Отделив от стаи одну жертву, они погнали голубка за несколько сот метров от дома, пока зашуганный голубёнок не сообразил, что для спасения необходимо приземлиться на чужое строение. Взяв несколько старых голубей под куртку, я направился в ту сторону, где приземлился, неопытный молодой  летун. На перекрёстке улиц, у дома с высоким забором я обнаружил стаю голубей и среди них своего. На мой звонок вышел крепкий, коренастый человек лет сорока. Я объяснил ему цель своего визита. Мужчина предложил войти во двор. Незнакомец говорил с небольшим акцентом, он был светловолос с массивным подбородком, и я не сразу принял его за кавказца, скорее всего напоминал прибалта. Он протянул мне руку и назвал своё имя.
-      Повторите пожалуйста, я не расслышал:
- Ховаж, ловаш, теперь понятно?
- Ховаж, ловаш и Узенбаш, конечно понятно. Ответил я.
- Теперь мне непонятно, что такое Узенбаш?
- Недалеко от Бахчисарая в Крыму, когда - то была татарская деревня. После  войны  её жители были выселены в Казахстан, а село заселили переселенцами. Коренные крымчане зло шутили, если человек чего-то не понимал; говорили:
-Чего ты у него спрашиваешь, он же с Узенбаша. Хотя, что такое коренные? Сейчас там большинство русских. Райский уголок  в своей глубокой  и не очень истории принадлежал многим народностям, туркам, татарам, русским. В свои молодые годы и я жил в Ялте. Там, на Дарсане похоронен мой отец.
- Знакомая история, и мой народ не обошла  трагедия насильственного выселения. Мои соплеменники побывали в качестве переселенцев,  не на южном берегу Крыма, а в степях Казахстана.
- А как в наши края попали, чем  занимаетесь?
- Как в анекдоте. Корреспондент спрашивает чеченца: « Чем вы занимаетесь?» «Овцеводством и немножько разбоем»
- Это вы о работе, а в свободное время?
- Сыдим туюрма. Шутка.
Ховаж бросил немного корма, и голуби начали слетаться во двор. Я внимательно рассматривал нового знакомого, обратил внимание на его помятые уши, по которым можно безошибочно определить, что человек серьёзно занимался борьбой. В студенческие годы я немного увлекался этим видом спорта. Среди моих приятелей были серебряный  призёр Европы Анзор Хухашвили, чемпион Союза Реваз Мчедлишвили, Иван Корначёв. Но я спросил у Ховажа:

                - Вы занимались борьбой?
- Почему в прошедшем времени, я и сейчас занимаюсь, мастер спорта международного класса, тренирую сборную команду Чечни, по греко-римской борьбе. Мы коснулись немного спортивной тематики, и мне было приятно отметить, что мой собеседник не только хороший спортсмен, но и прекрасно знающий историю спорта эрудит. Голуби слетели с крыши, остался -только мой голубок. Он с боязнью заглядывал в глубь двора. Я посмотрел на часы.
- Вы, я вижу, торопитесь, идите, когда он слетит, я его сам принесу вам.
- Давайте попробуем его согнать с крыши. Голубок поднялся, я выпустил старых, с которыми пришёл, и они благополучно приземлились   моей крыше.
Но это не последний перелёт моих голубей на крышу Ховажа. Что создавало ситуацию приятного общения. Однажды  зашёл к нему, мне открыла девочка лет десяти. Я решил пошутить:
Батько вдома? Запитав на українській мові.
Дівчисько грайливо зиркнуло на  мене чорними оченятами, і сказало без зніяковіння:
- Тато сказали, що будуть за годину, він вам зателефонує. Мій жарт не  вдався, але я був вражений, що чеченське дівчисько так лагідно володіло нашою мовою. То мені б перше чим задавати питання, треба вивчити, хоча б декілька слів на чеченській. На жаль, я їх не знав.
Как то мы встретились с Ховажем на Староконном рынке, пообщались, и я ушёл пробежаться по «блошинному рынку». Я даже не предполагал, что может разыграться трагедия. Наши пересыпьские мужики подогрели себя спиртным, и решили как в молодости поблатовать. А объектом для нападок выбрали Ховажа. Три мужика каждый весом за сто килограмм, решили показать «кто в доме хозяин». Ховаж предупредил необузданных домогателей, что может произойти беда. Но этому совету никто не внял. «Нас багато и нас не подолати». В этот раз,  боевой лозунг подвёл. Через несколько секунд все трое лежали на земле, и сам Ховаж одному делал искусственное дыхание, что бы привести в чувство. Двоих забрали реанимацию. Когда я снова появился на рынке, меня стали расспрашивать; где живёт Ховаж. Когда я понял, что произошло. Меня тоже прорвало:
- Вы, же жлобня, довели дело до мордобоя, а теперь из меня хотите сделать продажную суку? Идите проспитесь, а потом побеседуем. Хорошо, что всё это обошлось без увечий, и послужило хорошим уроком, для местного населения. «Ребята, давайте жить дружно». Как то мне попалась одна книжонка «Кавказский край», в которой описывались военные события (1843 – 59)года. Я пытался вспомнить, одного из русских генералов, который противостоял во взглядах ведения войны генералу Ермолову. Взяв один из аулов, Ермолов приказал уничтожить всё население вместе со стариками и детьми.
                - Но ведь это же дети. Сказал генерал.(Имя генерала я не запамятовал.)
                - Для меня они все враги. Ховаж продолжил рассказ.
-Это был адмирал Лазарь Маркович Серебряков. И закончилась эта история тем, что недалеко лежала убитая чеченская женщина. Тело убитой матери обнимал мальчик лет пяти, когда солдаты попытались оттащить ребёнка от убитой, мальчишка кинулся на солдат с кинжалом. На, что Ермолов заметил: « А вы адмирал, говорите дети». Позже Серебряков напишет о горцах:
- Кинжал и шашка суть члена их тела, и младенец начинает ими владеть, прежде чем начинает лепетать. К покорности этот народ может призвать только голод. Что и было применено на Кавказе, и очень распространённым стало в российской политической практике.
-   Самая высокая крыша дома Ховажа, как магнитом притягивала заблудившихся голубей Вот и в тот день Ховаж привёз мне моего молодого сизака. Он приехал со своим  полуторагодовалым сынишкой. Мальчишка был крепко сбитый, светло - пшеничные волосы с кучеряшками и голубые глаза. Я протянул ему руку для приветствия, он с силой прихлестнул свою ладошку. Чувствовалось, рука ребёнка была натренирована. Я взял его за трицепсы, они напоминали камешки.  Мы прошли в мою голубятню, я показал своих серпастых, которыми гордился. Когда Ховаж решил уехать Магомет так звали сынишку запротестовал садится в автомобиль.  Ему хотелось пройти пешком, и настоятельные требования Ховажа сесть в машину не удались. Вспылив, Ховаж сел за руль, и машина скрылась за поворотом. Я был в растерянности, что делать? Как поведёт себя ребёнок в такой ситуации. Сядет, расплачется. Не тут то было. Малыш спортивной походкой, энергично зашагал к своему дому. Я тогда подумал, вот чего не хватает нашим детям. Характера горца. Изнеженные наши дети, поэтому и не приспособлены к такому не простому,  жёсткому житью.


                Евгений Николаенко.


Рецензии