Бродяга

БРОДЯГА
К трем утра заскрипела решетка, три здоровенных мужика в милицейской форме втискивались в темное чрево тунеля. Луч фонаря рассек темноту ночи, скользнул по изолированным трубам и задвижкам, нащупывая то место, где могли находиться люди. Туннель сужался, приходилось пробираться боком. Воздух становился тяжелым, несло кислым, перемешанным с запахом пота, остатков еды, дыма дешевых сигарет и спиртного.
Фонарь осветил кучу старых тряпок, рваное ватное одеяло. Показалась замызганная морда бомжа и снова спряталась под хламье. Старший наряда приказал всем подняться и выходить. Свет выхватил из темноты непротрезвевшую девицу со слипшимися волосами и фуфляком под глазом. Неловкими движениями она в спешке натягивала на себя то, что когда-то называлось одеждой. Несколько бродяжек безропотно подтягивались к выходу, где их ждал персональный автомобиль типа «воронок». Последний влезавший несколько замялся, покачнулся и тут же, получив легкого пенделя под зад, влез в машину.
Ехали недолго молча. «Воронок» вкатил во двор РОВД. Бродяги спокойно зашли в дежурную часть. Чувствовалось, что подобной процедурой их не удивишь, они тут уже бывали. Вышел дежурный офицер, брезгливо посмотрел на грязных, злоонных бродяг, одного узнал и, улыбнувшись, сказал:
— Коля, ты снова к нам?
Бродяга скорчил физиономию Квазимоды, отмахнулся. Щелкнул засов решетки, и милиционеры ушли мыть руки.
Дорогой читатель, вы приготовились к детективу? Должен вас огорчить — это эпизод из жизни известного не только в Одессе художника-бомжа Николай Новикова.
Суд. Статья такая-то, именем государства год тюрьмы.
Когда вышел, снова нет жилья, а значит, нет прописки. Отработал Николай на «хозяина» 6 лет да десятилетия скитаний по подвалам, чердакам, свалкам, пока не попался на жизненном пути добрый человек, известный художник (назовем его Степан) и определил его всеми правдами и неправдами в психиатрическую лечебницу.
Заведующая отделением Леонора за свою доброту была возведена Новиковым в святые. Он изобразил женщину в образе святой Марии, плачущей над небольшой головкой художника в уголке картины.
У Новикова много работ в графике, издан каталог. Я остановлюсь на некоторых работах, которые покорили меня. Картина «Человек, облокотившийся на облако» — по грязной дороге бредет одинокий бомж, рядом с ним бродячая худая собака, дорогу освещает луна, плывет облако. Эта картина навевает собачью нудьгу, можно завыть от душевной боли, которую передает художник. Она написана в черно-белых тонах, и это усиливает то гипертрофированное понятие о мире, в котором существует Новиков.
Работа называется «Реанимация» — портрет женщины, по всей вероятности, одной из возлюбленных художника. Правильные, миниатюрные черты лица, одного глаза не видно, он как бы упущен, голова находится в каком-то пузыре или дымке, левая сторона отмирает. Конечно же, это больное воображение художника. Но как здорово оно преподнесено зрителю!
Ряд картин, которые изображают лица людей или святых, нельзя понять: портреты женщин или мужчин? У них нет пола. Большие серпообразные носы и маленький прищуренный глаз. Таинственные существа переданы в цвете. Много лет я знал художника, но до сих пор не могу понять: чего в нем больше — художника или бродяги.
Прихожу к Степану, под дверями мастерской, переминаясь с ноги на ногу, стоит Новиков. Приветствую его. Он вытирает о штаны руку и подает мне.
— Чего не заходишь к Степану? — спрашиваю.
Он, как побитая собачонка, отвечает:
— Отругал Степан за бродяжничество и пьянство.
Степан сердобольный. Нарочито грозно приглашает его зайти в мастерскую, заставляет вымыть руки, дает завтрак и чашку чая. Насытившись, бомж берет с разрешения хозяина деревяшку и начинает на ней рисовать. Наступает творческая атмосфера — оба художника работают.
Степан просит меня принести что-нибудь из одежды Новикову. Даю хорошие костюм, куртку, ботинки, рубашку. Мы пытаемся привести Колю в цивилизованный вид. Степан заставляет бомжа помыться, тот упирается: как же смыть «счастье», которым наградила судьба? Коля с похмелья, просит дать денег на водку. Я понимаю, что только это его заставит помыться. Он неумело берет мыло и, ёжась, поливает себя водой. Принаряжается, предлагаю галстук.
— Нет, — категорически заявляет он.
Получив пять рублей, уходит...
Появляется через несколько дней в мастерской в рванье и с подбитым глазом.
— Где же твоя одежда? — спрашиваю и понимаю, что задаю риторический вопрос. С грустью смотрю на бродягу и вспоминаю притчу великого китайского философа Конфуция. Вступая в должность, злой мандарин бросает юношу по ложному обвинению в темницу, где он проводит много десятков лет. После смерти злого мандарина к власти приходит добрый и освобождает из заточения глубокого старика. Тот бродит по улицам, никого не узнает, все родственники давно умерли. Он приходит ко дворцу мандарина и умоляет вернуть его снова в темницу, вне которой для него жизни нет.
Существовать в таких неимоверных условиях невозможн, но какие необходимо приложить усилия, чтобы еще заниматься творчеством? Николай Новиков без преувеличения — самый знаменитый Бродяга-художник нашего времени.
Умер он несколько лет назад от чахотки, профессиональной болезни бродяг, оставив после себя массу произведений, которые пополнят золотой фонд изобразительного искусства Одессы, Америки и других стран, куда вывезены работы этого чудаковатого бомжа-художника — Короля одесского Дна.

      Евгений Николаенко


Рецензии