Годы дорогие

Александр Туляк

                ГОДЫ ДОРОГИЕ

  В детстве,когда задумывался о жизни,мне казалось буду радоваться
если доживу до 25 лет. О,я буду уже женат и у меня  будет сын или
 дочь,прекрасно, я буду счастлив!
Когда родилась дочь я был безумно рад. Потом думал если доживу до 50-ти лет и увижу внука  или внучку,это будет,не знаю,что будет,знаю
буду самым счастливым человеком.Так и было.

Служба в СА.
Первые дни  показались каторжными.В столовую
строем,в баню строем.Команды,команды,команды и ты никуда без
разрешения .
Я объявил голодовку.
 Толя Михайлов помог  выйти из пике.
Однажды сижу на гауптвахте,наша батарея в карауле,капитан дежурный
по части. После ужина зашёл ко мне ,принёс табуретку, в камере я один. Встал  и стою по стойке смирно.
-Садись,аника-воин.
Сел на  табуретку напротив меня и  молчит.Достал папиросы "Беломорканал"  меня угощает,на губе арестованному курит не положено.
Курит и молчит.
Покурил выходит в коридор и  разрешает мне выйти и выбросить окурок в урну.Сбежать бы,куда сбежишь,вокруг сопки и болота,по дороге у КПП
задержат.Вернулся в камеру,  сел на топчан,он сел на табуретку   напротив меня.
 Комбат не отличался словоохотливостью,если говорил то
предельно кратко,никогда не читал перед строем нотаций. Солдаты его уважали.Фронтовик,дважды раненый,служил в противотанковой артиллерии.Про этих пушкарей  говорили:"Прощай родина хана расчёту!"
Вдруг наклонился ко мне и довернительно заговорил:"Павел Корчагин
тоже на гауптвахте сидел,он за советскую власть боролся,а ты за что
борешься?"
-Ннне знаю.
-Не знаю,-передразнил он меня.
Опять молчит ,вдруг застрочил,как пулемёт.
-Марш в казарму и чтобы я тебе здесь больше не видел!
Удивительно,он  всего на шесть лет старше меня,мне 19,ему 25. он
17 летним добровольцем пошел на войну. На войне ходил со смертью в обнимку.
Был случай,Чижов зауважал меня.
Наша часть  перехала из Пинозеро,это неподалеку от Кандалакши, в предместье Мурманска местечко Нагорное.Живём в палатках, рядом
строят казарму гаражи для машин,артпарк , помещения для караула
и т.д.
 Прокофьев ,земляк Михайлова,оба скобари /псковские/, заспорил с  начальником клуба и ударил по лицу,тот с катушек и разбил очки.
Прокофьева арестовали и на губу,в одноместную палатку.
У сапожника за голенищем нож, Прокофьев разрезал палатку и дёру в сопки.
Наша батарея в карауле,капитан дежурный по части.
Кто- то увидел убегающего арестованного в сопки.
- Караул в ружьё! 
Мы  поспешили за бегуньком.
Под ногами болото,хлюпает вода.
Прокофьева и нас разделяет метров триста.
Он бежит оглядывается  ,виляет ,пьяный.
Расстояние между нами сократилось,  между нами метров сто.
Ещё немного и он забежит в сопки,скроется,тем более начинает темнеть.
Чижов  Командует:"Туляк,огонь!" Рукой показывает в сторону беглеца.
Я отказался,за мной бежал ефрейтор Сафронов,капитан приказал
ему открыть огонь. Сафронов стрелял плохо,но рад стараться и дал
очередь из автомата ППШ.
Прокофьев плюхнулся  и лежит .Подбежали поднимаем , он мокрый ,
кричит.
-Пули  прямо возле ног зацъюкали,кто стрелял?


В качестве наводчика  стрелял из 76 мм пушки,один раз с закрытой позиции / цель находилась  4 км от нас.В другой раз  по щиту метр  на метр прямой наводкой с расстояния  один км.
Из 85-ти мм пушки стрелял по макету среднего немецкого танка. 
Фанерный  макет танка   полз по болоту.
С заднего колеса машины   снимали резину и  к стальному диску крепили трос,другой конец крепили к макету танка.Растояние от пушки до макета метров 600 ,машина справа,  метров 50 от пушки
Стреляли трассирующими болванками.
Морские стрельбы.
Щит по морю тянул катер.Растояние между щитом и катером было метров сто.Там и там было  ограничено время выстрелов
и если не успеешь выстрелить пять  по макету танка и шесть выстрелов
по морской мишени один бал минус за каждый не использованный выстрел. Арт.расчёт 122 –мм   гаубицы  ударил болванкой по катеру,на катере был  генерал командующий артиллерией округа, он  закричал:
"Кормить расчет соломой !"
Так кричал генерал или по другому,слух был такой.Многие видели,как
Трассирующая  болванка попала в катер.
Чёткость движений  каждого из нас  определял успех.Ловкие выверенные движения доведённые до автоматизма позволяли стрелять метко.
Наш расчёт чаще выполнял стрельбу на отлично.

Довелось служить в ракетных войсках ПВО. Тоже артиллерия.
Острословы  прозвали ПОДОЖДИ ВЫПОЛНЯТЬ ОТМЕНЯТ.
 

 Внук надоумил  написать мемуары.
О чём писать,никаких особых подвигов не было.
Военное лихолетье,безотцовщина. Я не был паинькой.
Теперь понимаю положительную роль службы в армии.На собраниях мне доставалось от командиров и от солдат.Суровая,беспощадная критика выправляла деформированные психологию и поведение.
Критика  оказалась благотворной.
После дембеля.
Трудовая деятельность была успешной, осознал,что кроме меня никто  ничего делать не будет,научился держать себя в узде.
 Участвовал в изготовлении экспериментальных работ по
созданию ракеты сбившей  американский самолет У 2 в небе свердло
вской области. Ракеты сбивавшие самолёты США в небе Вьетнама.
На заводе имени С.А. Лавочкина-участвовал в изготовлении В ИВТАНе СССР участвовал в изготовлении  Магнитно –генераторных двигателей. Вёл работы по изготовлению   2-х лазерных установок для закаливания вальц на Новокузнецком металлургическом  комбинате.
 Во ВНИИ Гидромаш СССР вёл работы по изготовлению насосов в том числе для Атомной станции на Кубе.
Изготовлял  насосы для ВМФ и для атомной  подводной лодки.
Различные  микро насосы для войск ПВО, разного рода насосы для
народного хозяйства,для перекачки большой воды,нефтяные и глубоководные насосы.
 На Одесхолодмаш вел  монтажные работы  3-х установок для
испытаний насосов на морской воде. Три бака по 5 кубов   воды каждый,
толщина стенок  8 мм из нержавеющей стали ,огромное количество трубопроводов.
Прежде надо подготовить места установки в помещении заваленном мусором,разобрать разных размеров  трубопровод с фланцами.Баки выгружали кое как, трубопровод превратили в свалку,  лишь бы сбросить с машины.А теперь нужно завести  в помещение и установить.На все работы ни копейки,нужны токарные,фрезерные,сварочные работы. Весьти монтаж от  емкости с морской водой  расположенной в ста метрах до помещения с баками.
 Работ объёмом  на    тысячи часов.

Во- первых, помещение должно быть чистым.Помещение  100 х 15  и 12
 метров высота
  Нужен кран,стропы,машина ,чтобы с улицы завести  в помещение баки,
  трубопровод и вести монтаж /подгонять по месту /,значит нужны механические работы токарей ,нужны резцы ,для фрезеровщиков   фрезы,для слесаря напильники,сверла,молотки и т.д.,сварщику электроды, нужна   аргоно-дуговая сварка.
С 15 июля по 15 августа в  1986 -1987-1988 годах приезжал в командировку .В  середине августа 1988 года комиссия приняла испыта
тельную станцию.
 Начальство оценило мою работу,как отличную и выписало премию  аж 50 рублей.
По моим  подсчётам ВНИИ Гидромаш СССР  сэкономил .
 Одесхолодмаш насчитали бы с накладными расходами  о ё ёй сколько!
 Эля Яковлевич Долинер,один из членов комиссии сказал мне,что зам,директора  ВНИИ Гидромаш СССР был здесь в мае 1986 года,
 как только баки и трубопровод выгрузили на площадке.
 Через три года   был приятно удивлён,когда увидел три установки в рабочем состоянии.
Долинер выспрашивал,как мне удалось одолеть такой объём работ.

Не знаю на чьи деньги щедро угощал меня в гостинице
 коньяком с закусью и в знаменитом пив-баре на Дерибассовской "Гамбринус"
До сей поры добрым словом  вспоминаю Валентина Вацлавовича Синяк.
Главный инженер на  комплексе испытательной станции.
У нас оказались общие друзья одесситы. Они помогали мне в разгар сезона устраиваться в шикарной гостинице,а Синяк,кстати мой ровесник,
любил блицевать в шахматы и очень прилично играл.
Я любил играть комбинационно и он тоже придерживался того же.
Обоюдосотрые позиции радовали его,поэтому помогал мне.
Кроме того, Синяк любил поболтать о политике.
Утром я заходил к нему в кабинет,он  давал мне лист бумаги и ручку,чтобы писал,какие надо  произвести работы.Если был занят то
отсылал меня на море до обеда,после
обеда рукой показывал путь к морю.
Если б не он я бы ничего не сделал.Где взять кран  десятитонник,
кто мне дал бы грузовую машину и так далее?
Иногда Валентин устраивал вечера дискуссий.Разговаривали в основном
мы с ним,остальные  его подчинённые  слушали нас. Он  был  осведомленным человеком,замечательно развита речь и  был искусным
оппонентом. Ту же точку зрения интерпретировал  более художественно.
Польский еврей вырос в интеллигентной семье,в 1940 году стал гражда
нином СССР.Со мной не боялся шутить,был член КПСС,случайно
не верил в коммунизм.
Прекраснейший Валентин  Вацлавович Синяк!

14 лет я  был членом  Президиума Федерации шашек СССР и 4 года
член Президиума Федерации шашек РСФСР,4 года первый  зам.председателя Федерации шашек ВДФСО профсоюзов  СССР.
С 1971 года судья республиканской категории ,с 1981 года судья
Всесоюзной категории,судил финалы чемпионатов РСФСР,СССР по  русским шашкам ,чемпионат СССР по международным шашкам,Кубок СССР,главным судьёй соревнований.
Объехал Московскую область , бывал в республиках бывшего СССР.

 Был бригадиром, работал мастером,начальником участка,ведущим
специалистом,начальником производства.
На сколько  я понимаю далеко не у каждого простого смертного такой
послужной список деятельности в разных ипостасях.
Обычно  мемуары пишут с датами,с указанием имён.
Имена многих   не помню , помню лица.
Например сержант Николаев  показался тупым,на самом деле толковый
и  порядочный человек.
Вряд ли забуду Михаила Кудрявцева, мой командир орудия,он пригласил
фотографироваться с ним в день его рожденья. Кудрявцев умница!
Могу смело сказать,служба в армии привила мне полезные качества.
До армии я любил поспать,был эгоист,безумно ревнив,
 отвратительно заносчив , минусов  было много.
Если кто знал меня до армии,то после дембеля не узнавал.
После армии я стал таким,каким должен был быть и  до армии. Научился по философски рассуждать ,видеть себя   и понимать окружающих.

В Марте 1978 года дочь с мужем офицером и моим внуком  улетели в
Забайкалье,я скучал неимоверно.Купил два магнитофона,касссеты,для
записи, они   записывали Санечку и присылали записи в Химки.
Когда  я получал эти записи,по многу раз слушал сопение,пыхтение
и всякие ммм,ууу,ааа.

С  октября 1978 года  преподаю детям уроки шахмат.
Дети  научили быть искренним,добрым и отзывчивым.
   С 2 февраля 2002 г. работаю в клубе "Интеграл".
Грамот много было,после гибели СССР все грамоты порвал.
Всегда много хвалили меня,а ордена и медали доставались другим,
я не жалею,минуя ложную скромность отмечу-всегда работал от всей
души,мне нравилась моя работа,я успевал руководить и вместе со
всеми трудиться.
В детском клубе  не филонил, проводил больших объёмов дела.
Нравилось работать.Работа  большое удовольствие.


Рецензии