Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 2. Часть 12

               
  ...Мама ахнула, когда, заспанная, рано утром, отворила дверь на робкин стук. Он вошёл, холодный, замёрзший, всё же проехал 25 км от станции Скайста до Дагды в ПАЗике, небольшом автобусе, в котором зимой ехать холодно и неуютно, и сказал, краснея:
  - Здравствуй, мамочка! - И уже после этих слов, обнял её и прижал к своей холодной куртке.
  - Что случилось, сынок? - Отстранилась она, с тревогой вглядываясь в его лицо. -   Почему вернулся?
  - Я не смог без вас, мама... Только в поезде, я по-настоящему понял, как мне плохо без вас всех, даже без бати, без Дагды, без моих друзей... И, пока были деньги, купил обратный билет... Попросил прощения у Лёньки, что подвожу его... - Робка говорил эти слова с трудом, со смущением. - Это была ошибка, мама, а ошибки надо исправлять, даже если это стыдно и больно...
  - А я знала, что ты вернёшься, сынок, чувствовала это... Все эти дни, что тебя не было, слышишь? - Ответила мама. А в это время их уже окружили: из своей комнаты за кухней, прибежали босиком сестрички, выскочил Лёня и сходу облапил брата, стоял, прислонившись к дверной коробке, отец и молча смотрел на эту кутерьму.
    Робка расцеловал сестричек, шлёпнул ладонью по плечу брата, сделал два шага вперёд и протянул руку отцу:
  - Здравствуй, батя... Я вернулся... Вот... - Отец крепко сжал его руку, притянул к себе и обнял блудного сына:
  - Да уж, вижу, что вернулся! Путешественник! Вот уж, покатался! Да? - Он хохотнул, отпустил сына:
  - Ставь чайник, мать, видишь, какой он холодный, да и голодный, небось, а?
    
    В честь такого радостного события, как возвращение сына, Мария накрыла стол в большой комнате, в маленькой кухоньке не хватало места для шестерых. В ход пошли и остатки солёного сала и вяленой колбасы, которые дала с собой в дорогу Катя. Выпив второй стакан горячего чая и плотно покушав, Робка рассказал о своём путешествии, о своих переживаниях, о Кате с Колей, о её словах:  "Где родился, там и пригодился! Родной уголок - милее всего!" - О продуктах, которые Катя дала в дорогу, даже на сегодняшний завтрак осталось.
   
    Оглядев своё большое семейство сияющими глазами, Мария сказала:
  - Хорошо-то как! Снова мы все вместе! А теперь, сынок, ложись, отдохни, устал, конечно, за дорогу, да?
  - Да что ты, мама! Я знаешь, как в дороге отоспался! Только и делал, что спал, кушал, в туалет, и опять спать! - Сказал, улыбаясь, Робка.
   - А ты, всё-таки, попробуй, подреми, не уснёшь, встанешь, - предложила мама. Она смотрела на своего старшенького такими счастливыми глазами, что Робка сказал:
   - Хорошо, мамочка, я попробую. Спасибо тебе большое за завтрак! - Он быстро разделся и залез под одеяло. Лёня подумал, подумал, и тоже присоединился к нему, обнял брата, прижался к нему, вздохнул и прошептал:
   - Счастливый ты!
   - Почему, счастливый? - Удивился Робка.
   - Как почему? Ты столько километров на поезде  проехал! А я ещё ни разу на поезде не катался... - Вздохнул Лёня.
   - Ну, братик, это от тебя не убежит, ещё накатаешься за свою жизнь! - Засмеялся Робка, и добавил:
   - Вот я и снова дома! В гостях хорошо, а дома - лучше! Хорошо-то как! - Повторил он мамины слова. Лёня задавал разные вопросы, Робка на них отвечал, потом сказал:
   - Давай, попробуем уснуть, брат, а вдруг, и получится! - Лёня притих, тихонько посапывая, давая возможность брату уснуть. Робка лежал, закрыв глаза, прислушиваясь, как отец одевает зимнее пальто и что-то шёпотом говорит маме, как уходит, тихонько прикрывая наружную дверь.
    
     Вот мама постояла несколько мгновений у их двери и пошла на кухню, начала мыть посуду.
     Робка попытался заснуть, даже досчитал до сотни, потом это ему надоело, в памяти всплыл Новогодний Карнавал в школе, Людмилины глаза, её неожиданные слова: - А я, не уйду! - И ещё: - Робка, что ты делаешь? Не уезжай! - "А вдруг, она ещё дома? Ещё не уехала?" - Подумал он, и сразу так мучительно захотелось её увидеть, что он не выдержал, тихонько встал.
   - Ты куда? - Спросил Лёня с закрытыми глазами.
   - Спи, братик, я - не на долго, скоро вернусь! - Прошептал Робка и принялся торопливо одеваться, зашёл на кухню, чмокнул в щеку маму, мывшую посуду:
   - Мамулечка, ты только не обижайся, ладно? Хочу сходить к Сорочкиным, может, Люда ещё не уехала... Так захотелось её увидеть!
   - Конечно, сходи сынок, если хочется, только помни, что тебя дома ждут, хоть к обеду вернись, ладно? - Мамино лицо светилось счастьем, её Робчик дома, он снова вместе с ними, Мария опять чувствовала себя защищённой, её сын не даст её в обиду...
   - Я раньше вернусь, мамулька! - Робка на секунду сжал её плечи, ещё раз чмокнул в щеку и выскочил за дверь.
   
  ...Вставало солнце над Дагдой. Морозный воздух холодил щёки, в безветрье ветви деревьев опушились инеем, блестели в лучах солнца; в кучках лошадиного помёта на дороге копошились воробьи, между делом оживлённо чирикая о каких-то своих делах и заботах.
     Робка пробежался до  дома Сорочкиных, рысью заскочил на третий этаж и постучал в дверь.
     Почти сразу открылась входная дверь. Тётя Тамара недавно вернулась с ночного дежурства в роддоме и готовила завтрак детям. Увидев на лестничной площадке улыбающегося Робку, сказавшего:
   - Доброе утро, тётя Тамара! - Она изумлённо округлила глаза и воскликнула:
   - Ты же уехал в Керчь! - Робка покраснел, смущённо улыбнулся и сказал:
   - Был я там... и вернулся...
   - Что ж так? - Спросила она.
   - Наверно... Надо было уехать, чтобы понять... Как, оказывается, плохо без Дагды, без родных и друзей... - Тихо и смущённо пробормотал Робка.
   - Фу ты! Господи! Что же я тебя на пороге держу? Извини! - Спохватилась тётя Тамара.
   - А Вова-то, дома? - Спросил Робка.
   - Да дома... Да и не только он...- Улыбнулась она. - Проходи! - Робка прошёл через темноватый и узкий коридорчик, открыл дверь... И, тут же, увидел изумлённые глаза и просиявшее в счастливой улыбке лицо Людмилы, а рядом с нею, не менее изумлённые глаза её подруги Инты, приехавшей к ней погостить на Новый Год. Они ещё лежали на диване, укрывшись одеялом.
     Людмила  тут же охнула и накрылась с головой одеялом. Робка смущённо топтался на месте, растерявшись и чувствуя, что краснеет. Наконец, Людмила приоткрыла лицо и попросила его:
   - Робка, иди к мальчишкам, дай нам одеться!
   - Да, да! Конечно! - Пробормотал он и скрылся в детской комнате. Мальчишки ещё лежали в кровати и смотрели на него заспанными глазами.
   - Ну, ты даёшь, Робка! - Сказал Вовка. - А как же Керчь?
   - Да что с нею будет? - Ответил Робка, улыбаясь. - Стоит и в ус не дует! - Он прошёл к столу, отодвинул стул и сел на него, положив руки на спинку стула.
   - Что случилось? - Спросил Вовка.
   - Погоди, расскажу всем сразу, - ответил Робка. Вскоре к ним присоединились умытые и причёсанные девушки. И им всем, после своих родных, рассказал Робка про своё путешествие в Керчь. Он смущался и побаивался, что его сочтут трусом, испугавшимся предстоящих трудностей, и удравшего обратно, к маме с папой...
    
     Людмила с Интой несколько раз переглядывались, смотрели на него серьёзно, в глазах Людмилы проглядывала какая-то непонятная тревога, а глаза Инты, когда она смотрела на Людмилу, излучали предостережение, даже осуждение...
    "А чего ты хотел? - Подумал Робка. - Что ты сделал, чтобы они вели себя иначе? Ты сам не знаешь толком, чего хочешь." 
     Ему стало как-то неуютно в квартире Сорочкиных, и очень грустно... Он вскоре распрощался с ними и ушёл, сославшись на усталость от поездки и желание спать...
 
 ....Людмила уехала в свой Болхов. Робка сходил в библиотеку, восстановился в списках читателей, набрал кучу книжек, валялся часами с книжкой в руках, ходил на все фильмы подряд, сидел рядом с мамой во время фильма, прижимаясь к её плечу, иногда обнимая её за плечи, и чувствовал себя счастливым...
   
     Через неделю он понял, что пора устраиваться на работу, что болтаться так - нехорошо и неудобно... И уже 10 января он съездил в Краславу и вновь устроился на работу в бригаду Яна Яновича Лоца. Бригада работала на крышах, накрывала шифером  одновременно, и крышу самого коровника, и крышу сарая для сена, примыкавшего к коровнику.
     А когда крыши были закончены, начали устанавливать оконные и дверные блоки, ворота, конопатить щели между коробками и проёмами...
     Закончив эту работу, переехали на кладку стен коровника на краю Асуны. Фундаменты для этого объекта были забетонированы ещё осенью...
    
     По утрам вылезали из будки, стаскивали её на землю, машина уходила за грузом силикатного кирпича, а бригада начинала таскать воду из проруби, выливать её в бочки, обложенные кирпичом для скорейшего нагревания воды, разводили костёр под ними... Когда вода становилась горячей, размешивали этой водой сухой раствор в ящиках, начиналась кладка: кирпич, раствор, кирпич, раствор, расшивка швов, пока раствор  не замёрз...
     И так, день за днём, день за днём... Проза жизни, кушать-то, хочется, значит, надо заработать на кусок хлеба с маслом...
 
  ...Из дневника Людмилы:
     31 января 63г.  Сегодня в училище был только один урок: география. Учителя болеют, студенты болеют. Зима! Морозы доходили до-38 гр.Цельсия. Только что пришла из кино "Человек, которому нужна любовь". Чудесный фильм! Про мальчика, которого дома били, он убегал, потом суд лишил мать родительских прав, его усыновила бездетная семья, они его очень полюбили...
     1 февраля.   Истории - первого урока, не было, проводили классное собрание на тему: "Отчёт "хороших" и "плохих" о том, как они готовят уроки." Выступали многие. И многие кривили душой. Например, одна девица сказала, что готовит уроки с 17 до 24 часов, а учится с двойками...
 
     Мне нравится, что многие ребята говорят то, что думают, даже о друзьях, критикуют, только держись!  В общем, всем сегодня досталось... Сейчас география, учим самостоятельно, третий урок - русский язык. Варвара Михайловна больна, её замещает Раиса Алексеевна.
     После третьего, идём домой, учителя болеют... Почему-то, страшно разболелась голова. На улице уже пахнет весной...
     Сегодня - тепло, свежо. На музыку не пошла, из-за головной боли. Получила два письма из дома. Да, я сегодня шла и чувствовала себя девушкой, а не девочкой...

   И так мне захотелось почувствовать себя 9-10-летней... Мы любим, и дорожим детством, когда оно уже ушло, а жаль, жаль, что люди, которым сейчас 9-11 лет, не дорожат этим, а мечтают быстрее стать взрослыми...
   Ходила в баню, вымылась неважно, было много народу. Купила в магазине простые чулки, бюстгальтер, 200 гр. колбасы, 200 гр. конфет, отдала 2 рубля.
   Завтра у нас будут блины, а они бывают редко - это праздник. Всё мечтаю о том, что у нас в Латгалии откроют педучилище, тогда я могла бы продолжить учёбу вблизи от дома... Фантазии, мечты, может, они меня и спасают, поэтому я здесь ещё и живу, в этом противном Болхове...
   
   Лёля тоже хочет поступить в Болхов... Я, сначала, страшно обрадовалась, а потом подумала: "А, ведь, она тоже будет мучиться здесь, как и я, и теперь в письмах, стараюсь отговорить её, хотя мне очень хочется, чтобы со мной был хоть кто-то, кто мне дорог, дагдский, тем более- Лёля!
   Она такая простая, хорошая, откровенная девушка, ведь ей 10 марта исполняется 17 лет! Как много! Лёлька, какая ты уже большая! Давно ли ты прибегала  к нам босоногой девчушкой на Речную улицу, когда мы там жили...
   Да, милые воспоминания... Жду писем... И не только от мамы, Инты и Лёли... Но, и ещё одно... Боюсь, что не дождусь... Эх ты, Робка... Почему в романах всё так хорошо, кроме Анны Карениной? Почему у меня всё так плохо?
   
   4 февраля.  Проснулась в 5 утра, больше не уснула. А сейчас, так в сон клонит... Первого урока не было. Пришёл директор, Виктор Григорьич, погнал нас в подвал, таскать кирпичи. Сейчас арифметика. Вчера получила письма от мамульки и Вовы. А на улице - погода - дрянь, не люблю такую, хотя переношу её легче, чем морозы.
   Сегодня по арифметике трудный материал, девочки у доски засыпаются, надо слушать, а то - влипну!
   6 февраля.  Только что вызвали по анатомии, я знала, что вызовут, не было ещё ни одной оценки, поэтому подготовилась: "4". Следующий урок - минералогия, будет ли?  Эти три дня мы дежурим.
   
   Ребята показывают, как надо делать искусственное дыхание... Никак не улягутся, ой, умрёшь! Миша лёг... Иван говорит:
 - Вытащить язык, привязать к подбородку, ремень ослабить, расстегнуть воротник рубашки... Мы хохочем... Неужели ремень будут?  Нет... Сейчас физика. Решали контрольную, теперь - просто задачи... Никто ничего не понимает... Ужас! Следующий- история, очень боюсь, должны вызвать, ни одной оценки нет, хоть бы не было...
   7 февраля.  По географии получила двойку... Как стыдно! Как в глаза Вере Васильевне посмотрю? И всё из-за Нины, потеряла географию, а в библиотеке- я никогда не выучу!
   Мамочка, я сегодня во сне видела папу, будто он умер... Кричала ночью, встала, глаза мокрые, подушка тоже вся мокрая...
   Вообще, этот день такой противный!  Сейчас второй урок - история. Учителя нет. Нина читает и объясняет. Она тоже двойку  по географии схватила, но ничего, веселится!
   А я так не умею... плохо мне... По арифметике контрольная: "5"! Пятёрка и двойка, всё - в один день!
 
   8 февраля.  Вчера Любка Евсютина пригласила меня на день рождения (завтра). Там будет Воробьёв... Если бы она мне об этом сразу сказала, я бы отказалась, но теперь - поздно!
   Он Любе нравится, а я - ему... Нет, я не должна идти, я не могу испортить ей день рождения!  Но, как теперь отказаться? Может, просто не пойти? Но, она, ведь, ужасно обидится...
   Ах, мамочка, была бы ты со мной... Мне даже не с кем  посоветоваться... Идти, и хочется, и нет. Следующий - химия. Наверное - не будет. Хоть бы не было! Чуть пол-класса со стипендии не сняли, удрали с физкультуры... И я в список попала, почему-то, хотя отпрашивалась.
   Вообще, что-то мне не везёт последнее время... Сейчас русский. Какая интересная Раиса Алексеевна, то кричит, то сразу, тихо так, говорит... Вот, опять кричит! И, сразу, почти умоляет, чтобы ей сказали непроизносимую согласную в слове "сосед". Вспыльчивая... Неужели и я такая буду? Ой, две двойки поставила: Внуковой и Тереховой...
   11 февраля.  ...На день рождения ходила. Воробьёва, к счастью, не было... Было очень весело. А мне - скучно... Хоть с меня и хохотали... Я, вся такая "серьёзная", что-нибудь, как сказану, а они все ржут!..
   Должна быть география, но Веры Васильевны нет. Будет немецкий язык. Получила от мамуньки посылку, много чего в ней, но, главное - лыжный костюм! Сегодня месяц, как я уехала из дома. Как быстро он прошёл! Осталось 4,5 месяца до конца  учебного года... Всё же долго мне ещё не видеть моих родных... Скучно, трудно без них...  Получила "2" по русскому - диктанту, думала, что одна я так написала, оказалось, нас 8 человек...
   
   14 февраля.  Сегодня, почему-то, по географии меня не вызвали, а я, так тряслась!  Одно меня мучает: вдруг не дадут стипендию... Слава Богу! Получила! Уже четыре дня нет писем, месяц уже не видела маминых прекрасных глаз, таких милых и добрых! Как можно без них жить? 
   По физике "4". Учусь слабо, ленюсь... Что мне делать с собой? Заставляю, ругаю себя... Я взяла и рассказала о самой себе на классном собрании, думала: поругают, постыдят, станет стыдно, исправлюсь... И, вдруг, мне заявляют, что все,  точно так же, учатся, как и я... Я чуть не заревела от обиды за всех нас... Хотя бы... влюбиться, что ли? Иногда о "нём" вспомню, и всё... Как исправить двойку по диктанту? Когда будем его снова писать?  Мало я читаю, вот что, поэтому и пишу с ошибками... Надо исправляться!  Завтра физкультура, кросс на три км, на время, а я только один раз за зиму на лыжах стояла... Ой, дела! Спокойной ночи, мои родные! 

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/26/1879


Рецензии
Да, хорошо там, где нас нет.
А дома всегда лучше.
Но это пока вся семья в сборе.
Дневник Людмилы по-детски трогателен.
Доброго всего, Роберт Владиславович!

Татьяна Завадская   06.12.2023 10:29     Заявить о нарушении
Здравия Вам, Татьяна Михайловна! Да, согласен с Вами. Слава Богу! Быстро понял, что к чему, ведь, останься я в Керчи, совсем другая была бы у меня судьба. Роберт.

Роман Рассветов   06.12.2023 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написана 61 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.