Несколько случаев моего детства

Посвящается  Светлой  памяти  моего  дорогого  отца - Гамзатова  Мажитбека  Гамзатовича


Детство  у  меня  было  удивительное.  Я  родилась  в  самом  красивом  месте  на  свете,
на  Самурской  долине, у  подножья  белоснежного Сумрая,  среди  диких  гор  и  утесов,
с  головокружительными  полевыми  цветами,  недалеко  от  Каспия, где  в  каждом камне
и  в воздухе  ощущала  дух  Всевышнего… Это  было  удивительное,  беззаботное время  с  любящими  родителями,  братьями  и 
сестрами.Сейчас, вдалеке  от  родины, я часто  вспоминаю  свое  детство - мое  прекрасное детство.
Некоторыми  случаями  я  хотела  бы   поделиться.

Мой  отец  был  бригадиром  нашего  колхоза. Он  был   добрым,   любящим  человеком,
с  большим  чувством  юмора, никогда  никому  ни в  чем  не  отказывал,  всегда  всем
помогал  и  так  учил нас, детей, - быть  добрыми,  чуткими  и  отзывчивыми… В селе  колхоз был  огромным, соответственно, большим   было  и  хозяйство -  баранов,  быков,  коров,  коней  и  собак.
К холодам  все  это   хозяйство  отправляли  в Калмыкию  на   Уланхолские  зоны    зимних пастбищ,  а  к  теплу  привозили  обратно  в  село,  там,  далеко  в  горах,   пасли  их  пастухи,  помощниками  им   были  кавказские  овчарки  и  нужную  медицинскую  помощь баранам  оказывали на месте. Коням  и  собакам  делали необходимые  процедуры в селе, в огражденном  месте,  около нашего  дома,  после  чего  собак   отводили к  пастухам  на  пастбища. Это  были  большие,  безумно  красивые  кавказские  овчарки. Мы,  дети, от  них  были  без  ума, веселились и радовались  вместе  с  ними. Бывало  иногда,  некоторые  собаки  с  гор  прибегали   к  нам  домой, и  мы должны   были   их   отвести   обратно.
Одна   собака  чаще всех  оказывалась в  нашем большом огороде,  где стоит наш  большой двухэтажный дом и  отдельная  летняя кухня. Привязать   ее было  невозможно, в  те  моменты  кормила  ее  Мама,  поэтому  к  себе  подпускала  она  только ее. Если  эту собаку  отводили обратно в  горы, на  следующий день она оказывалась   снова   в  огороде. Именно  к  ней  подходить  нам,  детям,  было  невозможно, она  была  очень  злая.
Одним   летним  днем  Мама  попросила меня  с  братом  сорвать   черешни
с  нашего   огорода,  а  сама  ушла  по  делам. Мне  тогда было 12,  а брату 14, мы  с ним  пошли.  Прямо  под  черешневым  деревом  сидела  она - наша  злая  собака.
У нее  тогда  были  щенки и  мы  подумали,  что  она  будет  с  ними в будке, но,  оказалось нет.
Когда  мы  хотели   подойти  к  дереву, она  гавкала  и  рычала,
oдним  словом,  попытки  были неудачны.  В  этот  момент за братом пришли  мальчишки 
и  забрали  его на улицу  поиграть,   перед уходом  он мне сказал - без  старших  подойти  к  дереву   не  получится   и  посоветовал  мне  вернуться  домой, я  ответила - хорошо.
Как  только  он  ушел, я  подумала,   сейчас   покажу  ей,  кто  в  домe  хозяин. 
Я  взяла  палку,  не  помню, с  какой  попытки,  стала  медленно,  боязливо, но уверено   к  ней  подходить,  думая,   будь  что   будет.
Когда   я  подошла  ближе, она  стала  гавкать,  рычать,  метаться. Я твердо встала перед ней  и  сказала  громким голосом - молчи и  сядь  на место, вообще,  кто  ты  такая , ты – собака, я - человек! Будешь  много  гавкать,  отберу  у  тебя  щенков.
К  моему  удивлению она успокоилась,
села  на  место и  смотрела  на меня  так,  как  будто  и  в  самом деле все  поняла.  Я забралась  на  дерево,  нарвала  черешни   и  была   дoвольнa  тем,  что  поборола  этот  страх.
Правильно  говорят -  у  страха  глаза  велики. Но я  поняла  еще  тогда, если  посмотреть ему
прямо  в  глаза, то  ничего  страшного  в  жизни  нет, кроме  смерти,   и  это  не  страшно,  для  кого-то эта  дорога  в  рай,  для  кого-то  в  ад.
Выход  есть  всегда,  безвыходных  ситуаций  не  бывает,  главное - желание и стремление
к  лучшему,  а  остальное  все  приложится…

***

Был  прекрасный  солнечный  день.  Мы,   с  младшим братом Алимурадом,  рано утром решили пойти в горы  за  лесными  ягодами.  Поднимались    обычным  пройденным   путем.
B  тот  день  у   нас  был  красивый  черный  арабский  скакун -  Менес, он  был  до  такой  степени дикий, что даже  стоя  подтанцовывал…В горах мы  с Алимурадом провели прекрасный  день - собрали  чернику,  землянику,  ежевику,  набрали в  несколько фляжек родниковой воды, а  по дороге  домой   нарвали  Маме полевых  цветов  и  молодой  крапивы  для  чебуреков. И тут я  решила  укоротить  нам  путь, так как  начинало  смеркаться  и  до  полной  темноты   надо было успеть  вернуться  домой.
Eсли  бы мы  возвращались   обычным  путем, то  с  конем  пришлось бы  идти  через гору,    спуститься  в  долину, обойти, 
найти  место   без  камней и  пересечь  реку, чтобы  конь мог пройти,  оттуда  дорога  вела  прямо  к  дому,  но  так  далеко.
А  по укороченному  пути -  по  этой  же  стороне, не пересекая  реку,  можно  осторожно   
спуститься  по  скалистой  дороге, но  это  опасно   для   человека,  не говоря  уже  о  коне.
Tогда  я  об  этом   не   думала,   хотелось   быстрее   оказаться    дома. Сейчас,  когда  вспоминаю этот случай ,   меня  охватывает ужас. В  общем,  не думая  ни  о  чем,  мы пошли по
короткому пути. Коня  я  вела за  собой,  а  впереди   помогала брату. Пройдя  немного,  я  поняла,  что  мы   в  полном  тупике.  Hазад  свернуть не могли - коню  негде было   развернуться,  и  ноги нас уже   не слушались,  мы  дрожали  от   испуга,  а у коня  скользили
подковы о скалы. Я надеялась  на  чью-то помощь, но вокруг не  оказалось  ни одной  живой 
души. Чувство  вины  меня  давило  больше,  чем  то, что со  мной  происходило  в тот  момент.
Hесколько  раз  мы  с  конем  чуть  не  упали  в обрыв,   но,  хвала  Всевышнему,  брат был уже в  безопасности.  Я  плача  держала  коня   за  узду  до  последнего и  не  отпускала его,
потому что  знала, если  отпущу,  потеряю  коня.  Eсли   бы  что-то  с ним  случилось,
то  в  глаза  родным,  особенно  отцу,  смотреть не могла бы,  такого  позора  я  бы  не 
перенесла, это  то же  самое,  что  летчик  вернулся бы без  пассажиров. Восхваляя  Всевышнего,  я  шла  и  говорила  про  себя - я  дочка  Мажитбека  и  Всевышней  меня  не  оставит
за  его  доброту  и  ширину  души.  Эти  мысли   мне давали силу и уверенность,  я шла  потихоньку,  и   хвала Всевышнему,  дошли  благополучно.
Как  только  мы  пришли  домой, брат  убежал с мальчишками играть. Отец  взглянув на меня,  все понял, резко  встал и сказал, что случилось? ( наверно,  подумал  о чем-то  плохом ),
Мама  была  рядом… Не  знала  я,  как  все  объяснить, начала с самого начала, рассказала все, 
как  было. Pодители  от  услышанного  были  в ужасе, и Мама рассказала,
что  однажды там  мужчина  упал  в  пропасть   вместе  с  конем.
Но,  видишь,  оправдывалась  я,  мы  целые  и    вообще,  бабушка  говорит,  если  отец гладит
по  утрам  по  голове  и благословляет,  то  прибавляется  ум  и  с  детьми  ничего  не  происходит.
Так что, отец  нас  утром  погладил  и  благословил,  значит,  ничего  и не  могло случиться.
Когда  я  так  сказала,  отец  улыбнулся,  обнял  меня  и  тихо  произнес - больше  так  никогда   не   делай.

***

Однажды,   по  просьбе Мамы,  отец  организовал  поход  в  горы, к  белоснежному Сумраю,  где  она  не  была уже длительное время,так как  эта  гора  находится  далеко от села . В  течение  недели  отец  все  подготовил,   зная,  что  одной  нашей  семьей там не обойдется,
присоединятся   наши  друзья,  родственники,  соседи  с  детьми.
Ранним  утром,  точнее, в 4  утра, пока  не  вышло  солнце,  мы собрались  в  дорогу, так  как  при  жаре  тяжело  передвигаться,  а  путь далекий. Кто не  мог одолеть  это расстояние, были  на
конях, то  есть  все   взрослые   женщины  и мужчины.
В  дороге  было  очень  весело.  Bзрослые  рассказывали  интересные  случаи  из
жизни,  много   было  шуток  и радости,  по ходу делали привалы . Ближе  к  вечеру  дошли  к  высокой  вершине  ТIынал, что близко  к  Сумраю . Когда на нее  поднялись,  вид был  изумительный,  стоя  там  чувствуешь,  как будто  весь  мир  под  тобой,
а  ты   над  ним. От  такой  красоты  гор,  покрытых  разнообразными  полевыми 
цветами,  разными  плодами, захватывало  дух  и  замирало  дыхание,  все  молча смотрели,
каждый думал  о  своем. На   горе  Верхик, напротив,  мы  увидели  перед   собой много   
отдыхающих,  немного  в  стороне   пастухи  пасли  овец (у  нас  часто  компаниями ходят в  горы,  кто  отдыхать,  кто  за  ягодами,  кто  на  охоту и т.д.).
Нам  надо  было  именно туда,  где эта  компания,  там   нас  уже  ждали.
Но, чтобы  туда  дойти,  надо  сначала  подняться  к горе Сумрай,   потом спуститься  вниз к горной реке  и  подняться   к  ним. Пройдя  немного,   мы  услышали  пение
женщин  с другой стороны,  машущих нам руками.
Наши  женщины  тоже  им  пели  в  ответ (у  нас  часто так  поют), пока  мы  шли,  они  переговаривались  песнями,  позднее  мы  все  остановились. Наши  красивые, как  газели, лезгинские  женщины,   пели так божественно и прекрасно, что  сердце  трепетало  от    удовольствия,   слушали,   как  онемевшие и  я  заметила, что  у   некоторых  навернулись  слезы. 
Тогда  мне казалось,  что Всевышний  с  Ангелами  тоже  слушают  и  восхищаются.
Это продолжалось  около  часа,  потом  потихонечку  все  встали  и  молча  пошли.   Подошли  мы  к  ручью , что  течет  из  белоснежного
Сумрая,  к тому, вечно заснеженному  месту,  которое  хотела  видеть Мама.  Tам  почистили  сверху  грязный  снег  и  кушали (сюда  приходят  много людей  и  туристов посмотреть  красоту  и  попробовать этот снег – мархал, говорят, он лечит  многие  болезни).  Потом  мы  пошли на гору Верхик, там,  с  ожидавшими,  разбили  лагерь и  отдыхали  три дня -
жарили  шашлыки,  готовили  чабанский  хинкал, пели,  вдыхали  красоту  и  чистоту  горной  природы,  смотрели  из  биноклей  как  дерутся дикие муфлоны - зрелище  потрясающее.
Провели  прекрасные  незабываемые  дни.
Сейчас,  побывав  во многих странах  и  местах, могу  с  уверенностью  сказать, что  лучше  голосов наших женщин и  прекраснее наших мест   я   еще   не   встретила.   
Я благодарю  Господа,  что   лезгинка, что    родилась  в  лезгинской  семье,  у  этих  чистых
людей,  с  чистыми  глазами  и  сердцами,  как  наша  чистая  хрустальная  река  Фулфан.
Я  люблю  свой  маленький,  но,  с  большим  сердцем,  мудрый народ,   подаривший  миру  красивый  танец - лезгинка  и  много  знаменитостей.
Лезгины,  да  благословит  вас  Аллах, где бы  вы  ни  находились!

Praga © Copyright17/05/2010


Рецензии
Спасибо за откровение души, счасье и радость...

Галина Польняк   10.10.2015 09:23     Заявить о нарушении
Благодарю.Творческого процветания Вам и удачи во всем!)

Зубера Гамзатова   10.10.2015 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.