Земные дороги иисуса христа

                Продолжение

   В Галилее Апостолы, судя по Евангелиям, не проповедовали. В этом не было ничего удивительного, стоит вспомнить сказанное Иисусом Христом, что нет пророка в своем отечестве. Местные синагоги, в которых сильно было влияние фарисеев и книжников, враждебно встречали самого Учителя, что же говорить о Его учениках?
   Из синагоги в Назарете его изгнали и даже хотели убить, в Капернаумской с трудом переносили. Вернее будет сказать:поносили, на чем свет стоял. Ибо Он постоянно нарушал уставы субботы, когда запрещалось что-либо делать. Он же и больных лечил, и разрешал своим ученикам колосья срывать и есть.
   В Капернаум Христос возвращался чаще всего, потому что здесь жил Петр, тещу которого он излечил, и дом которого всегда был гостеприимным для Него. Сам Петр, как и братья Зеведеевы, был из Вифсаиды, рыбацкого городка неподалеку от Капернаума, где к Христу относились прохладно, если не сказать - враждебно.
   Это в конечном счете заставило Его "укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам:Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
   И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься;ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе".
   Перефразируя слова пророка Исайи, народ Галилеи, "сидящий во тьме", свет увидел, но, вопреки его предсказанию и надежде,  не "воссиял", он не понял природу этого свта и отверг.
   Но как же народ, ходивший за Христом? Ведь его было не малое количество. Да, но это были не только Галилияне. Учение Христа быстро стало известным "по всей Сирии", Иудее и более далеким местам, которые перечислены в "Деяниях". На Иудейские праздники они стекались в Иерусалимский храм, и чем ближе было окончание земного существования Христа, тем чаще Он приходил сюда, чтобы в очередной раз объяснить, кто Он, для чего пришел к ним.
   Ночевать Он останавливался в Вифании - селении неподалеку от Иерусалима, иногда в доме Симона прокаженного. Но особая дружба связывала Его с Лазарем и его сестрами Марией и Марфой. Когда Лазарь умер, и Мария, плача, сообщила об этом Иисусу, "Иисус прослезился".
   Видимо, это был один из немногочисленных случаев, а, может быть,и единственный, когда чувства любви и сострадания вырвались у Христа наружу. Обычно он "скорбел в сердце", внешне оставаясь суровым. Но женщины, в отличие от мужчин, хорошо чувствовали Его внутреннюю доброту. И не случайно Христа сопровождала большая группа женщин. Не только Его мать, поверившая в избранность своего Сына, и Саломея, которую исследователи считают дочерью Иосифа-плотника, а мужем называют то Клеопу, то Алфея, но и Мария из рыбацкого поселка Магдала, некогда входившего в удел колена Иссахара, и из которой, по Евангелию, Христос "изгнал семь бесов".
   Были среди них  и Иоанна,жена  "домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим". То есть, надо полагать, давали кров и пищу, укрывали от гонителей, для чего надо было иметь изрядную смелость.
   Женщины же были неотлучно и в последние часы жизни Христа, чего не скажешь о Его учениках. Неслучайно Воскресший Христос предстал сначала перед Марией Магдалиной и через нее послал сообщение о своем Воскресении ученикам, а уж потом перед ними.
   Женщины острее, нежели учеников, почувствовали, еще до Его распятия, скорое расставание с Христом. Мария, сестра Лазаря, "взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими  ноги Его;и дом наполнился благоуханием его".
   В Евангелии от Иоанна сообщается, что недовольство этим жестом проявил Иуда Искариот:"Для чего бы не продать  это миро за триста динариев и не раздать нищим?". Христом ответил :"Оставьте ее;она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда".
   Слово "оставьте" свидетельствует, что Он обращался не только к Иуде Искариоту, а ко всем ученикам. И действительно, Матфей об этом эпизоде повествует иначе. "Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили:к чему такая трата? Ибо можно было продать за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им:что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня, ибо нищих всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете. Возливши  миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам:где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что что она сделала".
   Дело, скорее всего, было не только в недовольстве  тем, что "разбазарывается" столь драгоценный елей, но и в ревности, которые испытывали многие ученики, и особенно Петр. Как может Христос так тепло относится к женщинам, даже лучше, чем к ученикам? Об этом можно прочесть в неканонических евангелиях. И хотя доверять им особенно не следует, отдельные факты вполне правдоподобны. К примеру, о том, что Христос "целовал Марию Магдалину в губы", или о том, что Петр никак не мог примириться тем, что Христос первым предстал перед ней, а не перед своими учениками.
   Первые Апостолы, призванные Христом, никогда не сотрудничали с женщинами. Только Апостол Павел, призванный к служению уже после Вознесения Христа, не придерживался этого "правила". Женщины привлекались им для служения в церкви, и он называет их в своих Посланиях. Одна из них, Фива, была даже диакониссой церкви.
   Апостол Павел, как известно, стал проповедовать не столько иудеям, сколько язычникам. Иисус Христос, что тоже известно, пришел не нарушать Закон Моисеев, а исполнить. Но к новой одежде нельзя пришивать старые заплатки, а в старые меха вливать новое вино.
   Христос хотел очистить Закон от того тяжелого, наносного, что появилось в нем за последующие столетия, вернуть к духовному его значению. Поэтому и проповедовать Он начал "овцам заблудшим дома Израилева".  Исцеляя одновременно и физически.
   Но исцеления жаждали не только иудеи. Когда однажды Христос пришел в пределы Тирские и Сидонские, к нем с просьбой -излечить ее дочь "от бесов" - обратилась Сирофиникиянка. "Но Иисус сказал ей:дай прежде насытиться детям;ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросать псам". Но женщина не смутилась и возразила Ему:"Так, Господи! Но и псы под столом едят крохи у детей".
   Он излечил ее дочь. И не тогда ли Он решил, что надо направить Апостолов не только к "заблудшим овцам" дома Израилева? И вот уже с женщиной из Самарии Он первым заводит разговор, встретив ее у колодца , построенного еще праотцем Иаковым возле Сихаря (Сихема), и попросив у нее воды. Та несказанно удивляется:"Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются".
   Вражда эта началась еще со времен Ездры, по настоянию которого к строительству нового Иерусалимского храма самаряне допущены не были, поскольку не были иудеями, хотя и чтили Тору. Их когда-то переселили в Самарию ассирийцы, вместо угнанных в плен жителей Северного израильского царства.
   Самаряне озлобились и чинили строителям всякие препятствия, не давая возводить храм, даже писали вавилонскому правителю, что иудеи под видом строительства храма замышляют восстание, и вообще оно проводится незаконно.
   Пока шло разбирательство (искали указ царя Кира, давшего повеление - возвести храм заново), строительство было приостановлено, но после выяснения всех обстоятельств дела, продолжено. Но с тех пор вражда между Иудеями и Самарянами не утихала. Хотя и те, и другие чтили Тору, Иудеи не могли простить Самарянам того, что они молятся на горе Гаризим, а следует - в Иерусалимском храме.
   Самарянка не преминула упомянуть об этом в разговоре с Христом, на что Он ответил ей:"Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".
   Самарянка оказывается особой весьма просвещенной, и говорит, что знает о приходе Мессии, Христа:Он-то "и возвестит нам все". И поразительное дело - Он открылся ей:"Это Я, который говорю с тобою".
   В это время пришли ученики, которые ходили в город за покупкой пищи, и удивились, что Христос "разговаривал с женщиною", но не спросили, о чем Он с нею говорил.
   Между тем, женщина, об обстоятельствах жизни которой, не расспрашивая ее саму, поведал ей Христос ( у нее было пять мужей, а нынешний, с кем она жила, мужем ей не был), настолько уверовала в Христа, что пошла в город и всем поведала о Нем. И многие пришли к Нему и уверовали, и попросили еще побыть у них, и Он пробыл там два дня.
   Уже после Вознесения Христа в Самарию придет апостол Филлип. "Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, что, какие он творил чудеса".
   Успешность его миссии побудила придти сюда и Петра с Иоанном. Они помолились за Самарян, "чтобы они приняли Духа Святого, ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда они возложили руки на них, и они приняли Духа Святого".
               
                Продолжение следует

 
   


Рецензии