Её Величество Игра. Глава 4. Проснуться знаменитой

   Лиза захотела научиться Игре. Это желание проросло в неё корнями, превратилось в навязчивую идею, преследовавшую её днём и ночью. Она жаждала этого так сильно, что её желание стало осуществляться очень быстро. Жизнь набирала обороты и неслась вскачь. Перемены происходили молниеносно.
   
   Лиза стала часто бывать на стажировках у Олега. Она впитывала в себя Игру, как губка. Взять технологию Игры, унести к себе и применять - невозможно. Такая технология, носителями и творцами которой являются уникальные личности, не передаваема... Лиза быстро это поняла, потому перестала конспектировать, и начала смотреть, слушать, проникаться. Она стремилась не столько узнать Игру, сколько почувствовать. Она наблюдала за Олегом, а больше - за игротехниками. И её увлекло сопоставление собственных ощущений, получаемых в игровом действе, с тем, о чём говорили в команде в перерывах и по вечерам, рефлексируя события прошедшего игрового дня.
   
   Лиза делала поразительные открытия, изменявшие её мировоззрение, обнаруживала новые, не известные до той поры, грани мира людей... Слон для Лизы постепенно становился чем-то значительно большим, чем нога, ухо или хвост. В то время она была твёрдо уверена, что увидит всего слона целиком, стоит ей только захотеть... Она не понимала, что увидеть это в одиночку не дано ни одному живущему ныне человеку... И это её незнание сослужило ей хорошую службу. Когда не видишь препятствий на пути, не боишься идти вперёд.
   
   Однажды, на одном из семинаров, участникам предложили быстро придумать фразу на первые попавшиеся буквы алфавита, идущие подряд. И Лиза мгновенно отрефлексировала своё состояние на пути изучения Игры: "Куда Лезет Моё Невежество?" Олег отметил это, ему понравилось то, что Лиза включается и осознаёт свою точку на траектории познания. Это означало, что стоит расходовать на её обучение время и силы. Она не безнадёжна.
   
   ***
   
   Тем временем Игорь Степанович, научный руководитель Лизы, развернул бурную деятельность. Он убедил руководство Института, что будущее в методах обучения студентов - за деловыми играми. Тогда по всей стране поднялась целая волна, культивирующая это направление. Разрабатывались разнообразные методики, регулярно проводились конференции и семинары. Благодаря усилиям Игоря Степановича, Лиза имела возможность бывать на таких семинарах. Она училась и по направлению прикладных, предметных деловых игр, осваивая самые интересные методики. Здесь всё было намного проще, чем в ПДИ. Но Лизу манила и влекла настоящая Игра.
   
   Игра нашла Лизу сама. Узор полотна жизни соткался таким образом, что у Лизы появилась возможность сделать свою, маленькую Игру. Тема была заявлена: выявление позиции студентов по отношению к образовательному процессу в вузе. До сих пор студентов никогда не спрашивали, что они думают о том, чему и как их учат. Задача предварительной подготовки к Игре, получившей символичное название "Идеалист", заключалась в подборе игроков из числа студентов, имеющих яркую жизненную позицию и достаточно бесстрашных, чтобы публично о ней заявить. Кроме огромного количества организационных моментов, связанных с подготовкой игрового процесса, требовалось найти помощников на роли игротехников, и в кратчайшее время их подготовить. Всё это легло на плечи Лизы. И она справлялась.
   
   Организаторский опыт у неё был. Она много лет занималась в Институте художественной самодеятельностью, и каждый год готовила фестивальные концерты. Это отличная школа для организатора любого рода действа с большим количеством очень разных участников, к каждому из которых необходимо найти свой подход. Такое действо необходимо выстроить по сценарию, отшлифовать, чтобы всё происходило легко, динамично, весело. Разница в том, что в Игре есть рамки, оболочка, а всё, что внутри - чистая импровизация с неизвестным финалом.
   
   Игорь Степанович взял на себя подбор состава жюри из числа преподавателей, признанных авторитетов, которые могли себе позволить иметь собственное мнение и не прогибаться под руководство. И, разумеется, на Игру пригласили, в качестве наблюдателей, весь руководящий состав, во главе с Ректором. Игра должна была продлиться пять часов.
   
   Один момент резко повысил значимость готовящейся Игры для всех. Игрой заинтересовалось новосибирское телевидение, и получило "добро" на съёмку от руководства Института. Причём, снять телевизионщики собирались не новостной репортаж, а всю Игру полностью. Из отснятого материала предполагалось собрать часовую программу об этом необычном эксперименте, и показать в прайм-тайм. Вопрос о рейтингах тогда не стоял так остро, ибо не было борьбы за рекламодателя, ввиду полного отсутствия телевизионной рекламы. И телевидение было государственной монополией. Но привлечение внимания зрителя, читателя, слушателя было главной задачей СМИ во все времена. Молодые, амбициозные журналисты Настя и Коля почуяли запах сенсации.
   
   ***
   
   И наступил день Игры. Всё было готово, всё тщательно проверено. Мебель в зале расставлена. Доска и мел для схематизаций. Трибуна для выступлений игроков. Выгородки для работы в группах. Чайные столы с самоварами и плюшками. Видеомагнитофон, крутящий в перерывах мультики. Фоновая музыка. Все помощники готовы занять свои места. Скоро начало.
   
   Лиза тщательно продумала свой внешний облик. На ней был строгого фасона костюм из набивной ткани с ненавязчивыми цветочными мотивами - юбка и пиджак, чёрная крепдешиновая блузка с жабо и туфли на высоком каблуке. Облик её был деловым, при этом оставаясь подчёркнуто женственным. Она вышла на тропу Игры во всеоружии, готовая пустить в дело весь имеющийся арсенал средств: знания, умения, находчивость, обаяние и женскую привлекательность.
   
   Лиза вышла на центральное место, где ей предстояло провести ближайшие пять часов. Окинула взглядом знакомый зал. Ей здесь было привычно. В этом зале было сыграно много спектаклей студенческого театра, где Лиза была актрисой и вторым режиссёром. Лиза помнила это упоительное ощущение... Когда выходишь на авансцену и говоришь в зал текст своей роли... Точнее, не говоришь, а проживаешь в этой роли маленькую жизнь... И чувствуешь, как зрители, затаив дыхание, ждут от тебя чуда. И ощущаешь в этот миг свою абсолютную власть над душами людей. От кончиков твоих пальцев в зал уходят невидимые нити, и они натянуты, как струны... И ты играешь своими пальцами, сотворяя дивную музыку... Потом, когда всё заканчивается, к тебе подходят, благодарят, и ты видишь такой восторг в глазах... И начинаешь верить, что ты можешь творить чудеса, дарить людям радость... Когда на взлёте твоей жизни удаётся пережить что-то подобное, это делает её старт особенным...
   
   Сейчас всё было иначе. Привычными были только стены. Всё остальное - не так. В центре зала установлена огромная телевизионная камера, от которой тянутся бесчисленные кабели. И камера направлена прямо на то место, где стоит Лиза. Строгое жюри. Проректор с выражением неприязни на лице. Напряжённые игротехники. Всё. Старт дан.
   
   Пять часов пролетели, как одно мгновение. Это была только игра в Игру, ибо заданное ограничение по времени не позволило раскрутить настоящее игровое действо. Но всё получалось! Лиза знала, что именно не так в её первой Игре. Многие моменты упущены, скомканы, недостаточно проработаны. Это ей было очевидно. А другие участники и не подозревали, что должно быть как-то иначе.
   
   Лиза разогрела зал, и держала его, замыкая на себя, практически всё игровое время. Это была новая для неё задача, и рефлексируя в перерывах, Лиза поражалась собственной бесшабашности. Как она, трусиха от природы, могла набраться такой смелости и творить то, что происходит, собственными, неумелыми руками? Но отступать было поздно. Лиза ввязалась в драку, и теперь нужно было действовать по законам Игры. Лиза остро почувствовала, как ей помогает сейчас её театральный опыт. Теперь она точно знала, зачем ей было нужно овладевать азами актерского мастерства. Это была одна из ступеней на её, собственном, личном пути к вершине - к Её Величеству Игре.
   
   Игра, тем временем, быстро набирала обороты. Юные игроки мгновенно освоились в игровом пространстве, и с трибуны полились слова, от которых наблюдатели заёрзали на своих местах. Оживилось жюри. Лица убелённых сединами, маститых профессоров стали мягкими, озорными, молодыми... И они включились в игровой драйв, им стало интересно... И чудо случилось. Рухнули все барьеры между институтскими "сословиями". И на трибуне блистал Алик, один из старшекурсников. То, что он говорил в своём докладе, от имени своей игровой группы, не оставляло камня на камне от привычной системы преподавания. И предложения по изменению ситуации были конструктивными, продуманными, обоснованными... Неожиданно взрослыми.
   
   Наблюдатели перестали ёрзать, теперь они напряжённо ловили каждое слово, с нарастающей яростью. Алик легко и с блеском рушил на их глазах всё, что они считали вечным, незыблемым, не обсуждаемым, как аксиома. И было видно, что они хотят ввязаться и остановить Алика прямо сейчас. Но их роль в Игре не позволяла этого. И они вынуждены были следить за отчаянно дерзким полётом Игрока, не имея возможности его прервать. А весь зал, затаив дыхание, упивался, и поднимался на крыло вслед за смельчаком... Лиза подумала: только ради этого мгновения стоило затеять Игру. И ещё подумала: как хорошо, что здесь телевидение. Иначе Игра была бы закончена прямо сейчас. Как и работа Лизы в этом Институте.
   
   ***
   
   Игра завершилась. Лиза ещё долго оставалась в послеигровом драйве. В голове бесконечно прокручивались игровые эпизоды, возможные варианты, если бы Игра пошла из ключевых точек по иным направлениям. Рефлексия становилась для Лизы привычным состоянием. Она устроила разбор Игры, совершенно беспощадный к собственным действиям. Она знала, где были допущены ошибки, где можно было сделать лучше, а на что совсем не терять времени... Лиза внутри себя уже готовила канву своей следующей Игры, хотя пока не отдавала себе в этом отчёта.
   
   Лизу пригласили на телестудию на черновой монтаж программы. Настя и Коля решили, что слово Лизы будет решающим в выборе игровых эпизодов для включения в программу. Однако, у Проректора было своё видение ситуации. Он потребовал для себя участия в монтаже и личного права "вето" на включаемые в телевизионный вариант материалы.
   
   Лиза предварительно созвонилась с Настей, и они разработали план, как обойти запреты Проректора. Журналисты хотели продемонстрировать наиболее острые и яркие моменты Игры, и в этом их цели совпадали с целью Лизы. Потому на просмотре отснятого материала Проректора усадили на задний ряд маленького зала, а Лиза села впереди, рядом с Настей. Проректор громогласно изъявлял своё мнение, а Лиза с Настей тихонько согласовывали свой вариант. Программу собрали из тех кусочков, которые выбрали Лиза и Настя. И чтобы вывести Лизу из-под удара, журналисты решили принять огонь на себя - заявить после выхода программы, что, по возможности, учитывая мнение Проректора, смонтировали программу на своё усмотрение.
   
   В день выхода программы в эфир, Лиза ни о чём больше не могла думать. В программу, кроме собственно игровых эпизодов с лаконичными комментариями журналистов, было включено пятиминутное интервью с Лизой, где она посвящала телезрителей в цель и смысл действа, и коротко рассказала о своём пути, приведшем её в Игру.
   
   На утро Лиза проснулась знаменитой. Уже на следующий день после выхода в эфир, программу начали крутить по институтскому телевидению, в большом перерыве между студенческими сменам. Возле висящих в коридорах и холлах телевизионных мониторов собирались толпы студентов, преподавателей и сотрудников. Шквал звонков от друзей, коллег и знакомых не утихал. Судя по всему, звонили не только Лизе. Ожидаемые репрессии заглохли, не успев начаться. Вызов "на ковёр" Лизы вместе с Игорем Степановичем был, но закончился на удивление мирно. Причина заключалась в политической ситуации в стране. Лизу пронесло на гребне волны горбачевской перестройки и гласности. Программа замечательно встроилась в текущий политический курс, а руководство Института получило немало поздравлений и похвал за смелую критику самого себя.
   
   Следующим шагом, закрепившим успех Лизы, было представление доклада об Игре на очередной всесоюзной научной конференции по игровым методам обучения. Основным докладчиком был Игорь Степанович, Лиза - содокладчиком. Доклад с демонстрацией эпизодов телесъёмки имел большой успех. Присутствовавший на конференции Проректор остался очень доволен тем, что, благодаря Игре, репутация Института в научных кругах так выросла, и окончательно сменил гнев на милость.
   
   На той памятной для Лизы конференции случилось ещё одно событие, которого она совсем не ожидала. Она снова попала на перекрёсток дорог, и сделанный ею выбор определил её дальнейшую жизнь в Игре, и всю её судьбу...
 
Продолжение http://www.proza.ru/2012/01/23/925

К началу  http://www.proza.ru/2012/01/18/345


Рецензии
Надо хорошенько обдумать Вашу Игру.
Пока для меня это темный лес.
Но что станет двльше с героиней?
Пойду дальше.
С теплом,

Лариса Малмыгина   30.07.2012 19:44     Заявить о нарушении
Игра - она как живая. Я в своё время её не столько умом воспринимала, сколько ловила ощущения. Описать это словами оказалось достаточно сложно.

Спасибо, Лариса!

Лена Калугина   30.07.2012 21:03   Заявить о нарушении