На трех колёсах...

Газета  "Художественная  литература"  рубрика  "Своими  руками"  2011 г.

Покататься  по  глухим  местам,  по  оврагам  да  буеракам,  по  густым  лесам  да  болотам  любят  многие,  а  не  только грибники,  рыбаки  да  охотники.  По  таким  местам  не  пройдет  никакой  самый  навороченный  джип  -  не  помогут  ни  блокировки  с  лебедками,  ни  широченная  резина,  ни  трапы,  ни  прочие  приспособления.  Причина  одна  -  это  техника  тяжелая  и  габаритная.  Где-то  для  неё  склон  крутоват,  где-то  место  между  деревьями  тесновато,  где-то   почва  слабовата.  Хорошая  вещь  джип,  слов  нет,  но  и  ему  не  все  «по  колесам».  А  ведь  хочется  иметь  технику  такую,  чтобы   и  там  проехать  можно  было,  где  только  человеку  пешему  и  пройти  можно,  да  и  то  с  трудом.  По  лесным  тропам,  например.  Или  вообще  без  троп,  напрямую  между  деревьями,  объезжая  завалы,  переезжая  овраги,  взбираясь  на  склоны  холмов  -  туда,  где  никто  до  тебя  никогда  не  ездил,  и  никто  не  проедет  после.  В  самую  глушь  нетронутой  человеком  природы,  где  нет  старых  кострищ,  где  не  встретишь  ни  окурка,  ни  брошенной  пластиковой  бутылки,  где  можно  почувствовать  себя  наедине  с  природой  -  именно  наедине,  а  не  в  вынужденном  соседстве  еще  с  кем-то.  Скажете,  нет  таких  мест?  Есть!  И  техника  такая  есть  -  квадроциклы.  Небольшие  по  габаритам,  легкие  по  весу,  с  мощными  двигателями  и  широкими  колесами  -  они  могут  проехать  там,  где  другой  технике  и  не  снилось.  И  любителей  такой  мототехники  с  каждым  годом  становится  все  больше  и  больше…
Но  вот  беда  -  стоит  такой  «конек-горбунок»  немало,  иногда  и  подороже  иного  автомобиля.  И  если  лишних  средств  нет,  а  покататься  хочется  -  выход  только  один:  сделать  такой  мотоцикл  самому.
Но  это  задача  не  простая,  не  каждому  по  силам.  И  база  нужна  солидная,  и  опыт  в  самодеятельном  конструировании  иметь.  Тут  важно  не  переоценить  свои  силы,  иначе  вместо  надежного  транспортного  средства  получите  одно  разочарование  при  виде  нескладного,  не  доделанного  до  конца  уродца,  который  в  лучшем  случае,  лишь  будет  ездить  более-менее  ровно  от  забора  до  забора.  Поэтому,  при  желании  сделать  себе  мотоцикл  повышенной  проходимости,  лучше  начать  с  трехколесной  схемы.  Сделать  такую  технику  гораздо  проще,  запчастей  и  времени  уйдет  меньше,  а  удовлетворения  от  творческого  процесса  изготовления  получите  столько  же.  Кроме   того,  проходимость  трицикла  хоть  и  уступит  четырехколесному  собрату  со  всеми  ведущими  колесами,  но  все  равно  будет  очень  даже  вполне  достаточной.  По  крайней  мере,  для  покатушек   и  по  сырой  лесной  почве,  и  по  грязным  проселкам,  и  по  первому  снегу  её  вполне  хватает.  А  поэксплуатировав  трицикл  некоторое  время,  можно  и  попробовать  переделать  его  на  четыре  колеса.
Итак,  выбираем  базу  -  мотоцикл  для  переделки.  В  принципе,  годится  любой.  Но  все-же  есть  один,  который  подходит  для  этого  наиболее  лучше.  Это  единственный  мотоцикл  Тульского  машиностроительного  завода,  который  выпускал  до  этого  одни  мотороллеры  -  мотоцикл  повышенной  проходимости  «Тула».  Его  преимуществ  перед  остальными  мотоциклами   всего  два,  но  они  основополагающие  -  двигатель  с  принудительным  охлаждением  и  широкие  колеса.  Именно  этими  качествами  я  руководствовался,  когда  покупал  этот  мотоцикл  в  далеких  девяностых  годах.  Поездив  на  нем  пару  лет  зимой  и  летом  в  том  виде,  что  он  получил  на  заводе,  то  есть,  на  двух  колесах ,  я  и  решил  существенно  изменить  его  суть  -  поставить  этого  «горбунка»  на  три  колеса,  с  дальним  прицелом  сделать  из  него  когда-нибудь  и  полноценный  «квадро».  Но  до  этого  пока  руки  не  дошли,  так  что  поговорим  о  том,  что  представляет  из  себя  «Тула»   именно  на  трех  колесах.   
Переделка  может  быть  простой  и  более сложной.  При  простой  переделке  «Тулу»,  при  наличии  запчастей,  сварочного  аппарата,  «болгарки»  и  доступности    токарных   работ,  на  три  колеса  можно  поставить  за  пару  дней.  Потребуются  четыре  подшипника  в  корпусах  внутренним  диаметром  не  менее  30  мм,  материал  для  вытачивания  промежуточного  и  ходового  валов  (сплошной  металл  или  толстостенная  труба),  две  дополнительные  звездочки,  вторая  цепь,  пара  метров  трубы  диаметром  35-42  мм  на  переделку  заднего  маятникового  рычага.  Еще  нужно  колесо  от  сельхозмашин,  которое  установится  вперед.  Оно  чуть  меньше  «тульского»,  но  пойдет,  если  своего  родного  колеса  найти  не  удастся.  Еще  нужны  две  ступицы  от  грузового  мотороллера  «Муравей».  Все  -  больше  ничего  не  нужно,  если  не  считать  материала  на  грязевые  щитки  задних  колес  и  их  кронштейны.  Это,  да  еще  багажник  с  габаритными  фонарями,  фаркоп  для  прицепа  -  чисто  личное  произведение,  у  кого  какой  вкус  и  возможности,  тот  так  и  сделает.
Кинематика  трансмиссии  при  такой  схеме  простая.  Крутящий  момент  передается  цепной  передачей   (передаточное  число  такое  же,  что  и  было  на  мотоцикле,  ведомая  звездочка  использована  та  же)  на  промежуточный  вал,  который  через  два  опорных  корпусных  подшипника  крепится  к  маятниковому   удлиненному  рычагу.  К  этому  же  бывшему  маятнику  (он  теперь  крепится  к  верхней  части  рамы  не  через  амортизаторы,  а  простые  металлические  вставки)   устанавливается  и  ходовой  вал  с  приваренной  звездочкой  для  второй  цепной  передачи.  Здесь  можно  использовать   цепь  с  более  крупным  шагом,  например  от  мотоцикла  «ИЖ»  или  опять  от  какой-либо  сельхозтехники.  Передаточное  число  -  по  желанию.   Чем  оно  будет  больше,  тем  меньше  будет  скорость,  но  больше  тяговая  мощь.  У  меня  была  передача  с  числом  2,  скорость   максимальная  не  больше  сорока  км  в  час,  но  зато  прицеп,  груженый   в  полтонны  весом,  «Тула»  не  чувствовала,  легковой  автомобиль  легко  брала  на  буксир,  заползала  с  черепашьей  скоростью  на  склон  холма  такой  крутизны,  что  оглядываться  вниз  было  страшно.  Я  не  преувеличиваю,  низкие  обороты,  мягкая  широкая  резина  (то  есть  великолепное  сцепление  с  грунтом)  и  сблокированные  колеса  (дифференциала-то  нет)  позволяли  ей  ездить  по  таким  местам,  где  другую  технику  и  представить  нельзя.  А  малый  вес  позволял  кататься  и  по  заболоченной  местности,  по  пойменным  сырым  лугам.  На  этой  «Туле»  я  ездил  на  рыбалку  по  льду  рек  и  озер,  на  охоту  по  лесным  зимним  санным  путям. Есть  у  нас  глухие  деревни  в  лесах,  куда  зимой  до  сих  пор  ездят  только  на  лошадях.  По  такому  санному  следу  проедет  разве  что  только  снегоход.  Но  и  «Тула»  шла  по  нему  тоже  уверенно.  Катался ,  бывало,  по  зимнему  лесу  и  по  утрамбованному  тракторному   следу,  особенно,  если  протащили  здесь  спиленные  стволы  деревьев  целиком  -  хлыстами.  По  такому  следу  можно  было  разгоняться,  как  по  дороге  -  на  четвертой  передаче.  В  общем  «Туле»  покорилось  все  -  и  грязь,  и  снег,  и  лед ,  и  болото,  и  лес.  В  те  годы  она  фактически  заменила  мне  лошадь  -  возила  по  бездорожью  самого,   таскала  груженый  прицеп  при  необходимых  хозяйственных  работах .  Неприхотливая,  не  требующая  никакого  внимания,  абсолютно  незаменимая.  Настоящий  крестьянский  «конек-горбунок». 
Но  трансмиссию  можно  сделать  и  посложнее  -  без  промежуточного  вала  и  цепных  передач.  Да  и  мягкая  независимая  подвеска  задних  колес  тоже  не  будет  лишней.  В  качестве  «заднего  моста»  у  своего  следующего  трицикла  я  собираюсь  использовать  часть  силового  агрегата  от  «Запорожца»  -  коробку  передач,  сблокированную  с  дифференциалом.  Передач  в  таком  случае  у  техники  будет  16  вперед  и  4  назад,  скорость  можно  будет  подбирать  любую  -  от  самой  минимальной  по  бездорожью,  до  высокой  -  на  трассе.  Передачу от  двигателя  можно  сделать  карданной  через  небольшой  угловой  редуктор. 
Можно  сделать  и  проще  -  используя  редуктор  от  «Муравья».  Да  и  всю  заднюю  подвеску  колес  тоже  можно  взять  от  него  же.  Тогда  вся  переделка  сведется  лишь  к  небольшим  сварочным  работам   по  подгонке  части  рамы  «Муравья»  к  раме  мотоцикла-донора.  Ну  и  дизайн,  конечно  -  крылья  колес,  багажник,  фонари. И  вот  уже  готов  без  особых  затрат  и  усилий   небольшой  вездеход,  на  котором  хоть  куда  -  на  рыбалку,  по  грибы,  на  охоту.  А  подцепив  к  нему  прицеп,  получите  надежное  транспортное  средство…      
            


Рецензии