Как начать писать 2. Художественный текст

                Продолжение. Начало см.: http://www.proza.ru/2012/01/22/121

Художественный текст – любой! – состоит из трех простых вещей:

– Информация
– Способ изложения
– Украшение (внешнее и внутреннее)

И поверьте – ничего больше. Будь это роман Толстого или Джеймса Джойса. Как ни крути, всё встроится в три названных пункта.

В свою очередь, ИНФОРМАЦИЯ
подразделяется на то, О ЧЁМ пишешь (предмет), и на то, ЧТО об этом ЧЁМ пишешь. Как уговорились, специальные термины не употребляем.

Что, как минимум, можно написать о предмете?
Как минимум, можно назвать его!

Не знаете вообще, о чем писать?
Пишите о  л ю б о м  предмете, попавшемся под руку. Кстати, рука – то, о чем тоже можно написать. Итак, мы пишем:

– Рука.

Это – уже текст! Отправная точка.
Но читатели могут сказать, что информации тут маловато.
Читатель – главная для нас фигура, как бы кто из пишущих ни врал, что пишет только для себя. Целевая аудитория есть всегда, и только глупец не берет ее в расчет. Для бизнесмена читатель его текста – покупатель, для студента – профессор, для дебошира  – милиционер, ах да, теперь уже – полиционер.

Итак: РУКА.
Что написать о руке?
– Обычно руки есть у человека...

Дальше можно раздумывать, куда текст повести: в анатомию, биофизику, биологию, психопатологию... Куда?
А если это женская рука?
А если рука негра?
Но ведь это не просто рука, а  м о я  рука. Просто о руке вы не так много напишете, а об этой руке? Большая? Мужская? Крепкая? Взрослого человека... Неправда, не волосатая... А о своей руке что вы можете сказать?

– Рука молодой девушки, мягкая, розовая, сломана в двух местах, когда занималась паркуром?
Так ведь о такой руке есть ЧТО написать. Да запросто. И куда больше, чем про абстрактную какую-то руку. И правильно, ведь сразу появились

ЭПИЗОД и ДЕТАЛИ.

Свою-то руку вы лучше знаете, лучше видите, больше цените. А на руке, кстати, еще и линии: жизни, Солнца, судьбы, точки-болезни – заворачивай текст, куда хочешь...

Вот и вывод:
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗНАЕШЬ О ПРЕДМЕТЕ и с большим уважением к нему относишься,
тем ЛЕГЧЕ СОЗДАТЬ ТЕКСТ о нем БЛАГОДАРЯ ЭПИЗОДАМ И ДЕТАЛЯМ.

Теперь возьмем вопросы из первого урока и применим их к вашей собственной руке.
- КТО когда-либо целовал эту руку?
- С КЕМ здоровалась эта рука?
- ГДЕ найдется претендент на эту руку?
- КОГДА придет время ей покрыться морщинами?
- ЧТО ДЕЛАЛа эта рука в детстве? А в младенчестве?
- С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ надо делать маникюр? А вообще – надо ли?
- ЧЕМ ДЕЛО КОНЧИЛОСЬ после перелома?
и т.д.

На ровном месте мы получили десяток вариантов для развития текста, хотите в философию, хотите в мелодраму устремляйтесь. На стерженек предмета или, если хотите, объекта, вы постепенно накручиваете сахарную вату деталей, подробностей, эпизодов своей или чужой жизни, своих или чужих впечатлений, эмоций, страхов, иллюзий, воспоминаний, заблуждений. Да чего угодно.

СПОСОБ ИЗЛОЖЕНИЯ
Присутствует в любом тексте. В самом простом понимании это – порядок, логика. В более профессиональном смысле – стиль.
Если тест состоит из одного слова «рука», то по способу изложения это – хорошо организованный текст в стиле минимализм. Найдите последнему оправдание, и ваш текст из одного слова сорвет аплодисменты. Справился же Малевич: сколько лет народ его черную дыру разглядывает: мазочки там куда направлены, стороны неодинаковые. И нашу «РУКУ» можно графически – так подать!. Ну, например 20 раз кровью написать на флаге Российской Федерации. Что будет?
Но пока сосредоточимся на простом, будем помнить про логику изложения информации. Потому что сплошь и рядом авторы о ней напрочь забывают.
А ведь это – первое, с чего берется за работу редактор.

– Действительно ли текст о том, что задумано или обозначено в заголовке?
– Связан ли конец с началом, абзацы между собой?
– Что в тексте лишнее и можно выбросить без ущерба для смысла?
Эти вопросы обязательны для всего, выскочившего или вымученного из-под пера.

УКРАШЕНИЕ (ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ)
Внешнее украшение подразумевает улучшение составляющих текста. Кусок из начала поставили в самый конец – вышел неожиданный финал. Добавили анекдот для затравки, тонкие сравнения, забавный диалог, броскую деталь – все это внешние украшения. Отжали воду из описания – тоже украсили внешне.
Тут все просто.

Внутреннее украшение текста – развитие его идеи, ее намеренное возвышение или принижение.
Например, часто используется авторами образ неба, и вообще, сопоставление с объектами природы как возвышающий фактор (ср. у Льва Толстого – аналогия татарника и горского народа).

И наоборот, живописание в духе сексопатосадомазо есть не что иное, как внутреннее украшение текста с целью повысить проходибельность в определенном сегменте рынка. Как бы парадоксально это ни звучало.

ГЛАВНОЕ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Главное – зарубить в себе критика на корню.
Подавляющее большинство робеющих перед белым листом отметают мысль от бумаги, как бесперспективную. Ликвидировать преграду между мыслью и бумагой – первый шаг на пути к созданию текста. Что пришло в голову, то и записывайте, потом отсортируется. Принцип мозговой атаки в том и состоит. Сделайте руку проводником мысли, и атака будет успешной.

И в заключение ответим себе на простой вопрос.
Что мы делаем, когда хотим написать текст на английском или немецком?
Правильно. Мы сначала учим новые слова, порядок слов, произношение, строй фразы.
Так неужели свой собственный язык мы уважаем меньше?
Нет? Тогда к нашим простым схемам полезно добавить простой рецепт.

– Почитывать словари на ночь: толковые, синонимические, фразеологические, литературный, поэтический, энциклопедии, словарь эпитетов. Сегодня в сети всё есть.
А нас в свое время и орфографические заставляли зубрить – не без пользы.

Но это – по желанию, конечно)))


Рецензии
Полезный текст..)

Влад Амо   23.02.2012 00:18     Заявить о нарушении
Взаимно, Влад.
С уважением,

Иван Невенчаный   23.02.2012 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.