Мотолебедка вместо лопаты...

Газета  "Художественная  литература", рубрика  "Своими  руками", 2011 г.

Многие  горожане  имеют  дачные  участки  и  хотя  часть  из  этих  участков  давно  уже  засажена  одной  газонной  травкой  да  украшена  альпийскими  горками,  все  же  другая  часть  земли  каждую  весну  аккуратно  готовится  к  выполнению  своего  главного  предназначения  -  дать  урожай  нужных  человеку  продуктов  питания.  И  эта  забота  для  многих  людей  -  не  только  экономического  свойства.  Поработать  на  своем  участке,  повозиться  с  землей,  попробовать    какие-то  новые   способы  в  технологическом  цикле   личного  земледелия  -  потребность  и  удовольствие  одновременно.  Человек  так  устроен,  что  созидание  ему  дороже  потребления,  праздность  быстро  надоедает,  удовлетворение  же  от  деятельного  труда  никогда  не  теряет  своей  притягательности.
Труд  на  земле  не  легок,  даже  хоть  и  на  таком  маленьком  участке,  как  дачном.  Трактор  для  вспашки  не  загонишь  -  нет  частенько  для  него  ни  заезда,  ни  места  для  разворота,  да  и  нынешние  трактористы  на  личных  тракторах  все  больше  сплошь  любители,  не  каждый  и  вспахать-то  сумеет,  как  положено.  Выручают  многих  мотоблоки,  но  и  они  не  у  каждого  есть.  Так  что  же  -  кроме  лопаты  опять  ничего  не  «светит»?  А  если  что-нибудь  попробовать  самому  смастерить? 
Самое  простое  здесь  -  мотолебедка.  Мотоблок  сделать  тоже  можно,  но  он  в  разы  посложнее  лебедки,  не  говоря  уж  о  мини-тракторе.  Я  и  сам  начинал  так  -  первым  орудием  в  механизации  процесса  почвообработки  стала  именно  мотолебедка.  Потом  со  временем  были  изготовлены  и  мотоблок,  и  мини-трактор,  но  вот  сейчас,  имея  даже  и  трактор  «Беларусь»  с  полным  набором  орудий  к  нему,  включая  и  различные  фрезерные  культиваторы  и  сажалки,  вновь  хочу  для  своего  огородного  небольшого  участка  сделать  мотолебедку. 
В  чем  же  преимущества  этого  небольшого  и  несложного  агрегата?  Да  вот  в  этом  самом  -  в  простоте  изготовления,  в  надежности,  в  качестве  вспашки,  гарантированном  самой  конструкцией,  в  том,  что  при  её  использовании  не  происходит  переуплотнения  почвы  -  бича  нынешнего  земледелия.  Плюс  в  том,  что  при  использовании  лебедки  не  остается   необработанных  углов,  что  всегда  бывает  при  вспашке  трактором,  а  также  и  в  том,  что  эту  же  лебедку  можно  использовать  и  на  окучивании  картофеля,  и  на  междурядной  обработке  против  сорняков.  Её  можно  также  применять  и  при  перетаскивании  тяжестей  при  строительных  работах,  причем  там,  где  никакая  другая  техника  не  сможет  быть  использована.
Как  же  устроен  этот  агрегат?  Вариантов  изготовления  здесь  множество,  компоновать  основные  узлы  можно  по-всякому,  придерживаясь  лишь  основных  принципов,  но  я  расскажу  о  своей  первой  лебедке,  поскольку  проще,  чем  она  устроена,  вряд  ли  что  может  быть.  А  уж  придерживаясь  этой  схемы  в  основном, начинающему  самодельщику  можно    будет,  что  и  изменить,  и  добавить  своего.  Вот  только  убавлять  ничего  не  надо  -  тут  каждая  деталь  незаменима  и  без  неё  работа  уже  не  пойдет.
За  основу  лебедки  взят  старый  мотороллер  «Турист».  Сразу  скажу,  что  пойдет  на  переделку   мотороллер  любой  марки,  также,  как  и  мотоцикл.  Вот  только  для  двигателя  мотоцикла  нужно  будет  сделать  принудительное  охлаждение.  У  мотороллера  же  это  предусмотрено  конструкцией. 
Мотороллер  разбираем,  оставляя  на  раме  только  двигатель,  снимаем  колеса,  руль  разворачиваем  в  обратную  сторону,  управление   газом  и  сцеплением  оставляем,  как  было.   На  этом  с  мотороллером  работа  закончена,  теперь  надо  браться  за  изготовление  самодельных  узлов.
Их  всего  четыре.  На  схеме  они  показаны  цифрами  1  -  якорь-маятник,  6 -  «салазки»,  8 – барабан  лебедки,  9 -  направляющая  троса.  Как  они  устроены  и  для  чего  служат?  Якорь-маятник  крепится  вместо  переднего  колеса  штатной  осью,  представляет  из  себя  металлическую  пластину  толщиной  3  мм  формой  и  размерами  напоминающий  штыковую  лопату.  Его  предназначение  -  удерживать  лебедку  на  месте  во  время  пахоты.  Ведь  если  его  не  будет,  то  сопротивление  почвы  движению  плуга  просто  сдернет  лебедку  с  места  и  потащит  вперед  вместе  с  оператором.  Но  когда  якорь  (он  подвешен  на  пружине,  которая  и  держит  его  в  подвешенном  состоянии  вне  рабочего  процесса)  заглублен  в  землю,  а  для  этого  на  него  нужно  всего  лишь  нажать  ногой  -  то  сопротивление  его  больше  сопротивления плуга.  Поэтому  и  происходит  все,  как  и  задумано  -  лебедка  с  оператором  стоит  на  месте,  а  плуг,  управляемый  другим  человеком,  движется  к  ней,  оставляя  за  собой  ровную  борозду. 
   Салазки  -  для  чего  они  нужны  и  как  устроены.  Это  два  отрезка  трубы,  сваренные  между  собой,  имеющие,  как  у  лыж,  загнутые  концы,  и  прикрепленные  поперек  рамы  (на  снимке  видно,  как  они  устроены). Они  служат  для  облегчения  поперечного  передвижения  лебедки.  Ведь  после  каждого  прохода  её  нужно  перемещать  по  ходу  направления  пахоты  на  ширину  пропаханной  борозды.  Агрегат  весит  немало,  вот  поэтому  и  нужны  «салазки»,  чтобы  легче  было  двигать  всю  конструкцию.
Барабан  лебедки  -  самый  трудоемкий  в  изготовлении  узел.  Потребуются  и  токарные,  и  сварочные  работы.  За  основу  барабана  берем  заднее  колесо  мотороллера,  вернее,  ступицу  колеса.  Понадобится  еще  отрезок  трубы  диаметром  120  мм  и  две  толстостенные  шайбы  диаметром  155  мм  -  из  них  и  будет  изготовлен  барабан.  На  схеме  видно,  как  это  сделать.  Теперь  барабан  устанавливается  вместо  заднего  колеса,  цепь  натягивается  и…  можно  пахать?  Нет,  осталось  последнее  -  сделать  направляющую  для  троса.  Это  может  быть  любой  отрезок  трубы  приваренный  к  раме  таким  образом,  чтобы  трос  был  отцентрован  как  раз  на  верхнюю  плоскость  барабана  лебедки.
Все,  мотолебедка  готова  к  работе.  В  принципе  все  можно  сделать  за  один-два  дня,  работы  здесь  совсем  немного.  Но  сама  лебедка  пахать  не  будет  -  нужны  рабочие  органы.  И  вот  здесь  поработать  нужно  не  меньше,  чем  по  самому  агрегату.  Без  правильно  спроектированного  и  качественно  изготовленного  плужного  агрегата  мотолебедке  никакой  цены  нет.      
Плужный  агрегат  или  попросту  плуг  состоит  из  следующих  частей:  1 -  рукоять,  2 – опора  плуга,  3 – стойка  отвала,  4  -  стремянки  крепления  стойки,  5 – рама,  6 – отвал, 7 – опорное  колесо,  8 – стойка  колеса,  9 – кронштейн  крепления  колеса, 10  -  регулировочная  планка.
Из  схемы  ясно,  что  представляет  из  себя  плуг  и  как  его  изготовить.  Коротко  остановлюсь  на  наиболее  его  ответственных  деталях.  Рама  -  отрезок  толстой  (55 – 65  мм)  трубы,  к  ней  приварены  две  пластины  толщиной  4  мм  -  опора  стойки  отвала  и  кронштейн  крепления  колеса.  С  торца  приваривается  регулировочная  планка  из  уголка  подходящего  размера,  с  другого  края  -  рукоять  по  типу  мотоциклетного  руля.  Отвал  сделать  самому,  да  еще  только  начинающему  -  сложно.  Лучше  использовать  или  предплужник  с  тракторного  плуга,  или  отвал  плуга  конного. 
Теперь  о  самом  рабочем  процессе.  Участвуют  в  нем  двое  -  один  стоит  за  лебедкой,  включает  и  выключает  передачу,  регулирует  обороты,  другой  ходит  за  плугом.  В  специализированной  литературе  я  встречал  описания  и  чертежи  плужных  агрегатов  с  двумя  опорными  колесами  разного  диаметра  -  большее  колесо  катилось  по  предыдущей  борозде,  меньшее  -  по  непаханой    почве.  За  таким  плугом  ходить  не  надо,  он  никуда  из  борозды  не  выскочит,  в  сторону  не  вильнет.  Но  самому  так  работать  еще  не  приходилось,  поэтому  и  рекомендовать  не  могу.  А  вот  имея  только  одно  колесо,  плугом  надо  управлять,  но  это  умение  приходит  быстро.  В  начале  плуг  нужно  отрегулировать.  Глубина  пахоты  регулируется  перемещением  вверх-вниз  стойки  отвала,  направление  (чтоб  не  тянуло  в  сторону)   -  регулировочной  планкой.  Попеременно  перецепляя  трос  к  каждому  из  отверстий  можно  узнать,  при  каком  положении  троса  пахота  будет  наиболее  оптимальной.
Производительность  такого  агрегата  -  полторы  сотки в  час,    огрехов  нет,  глубина  согласно  регулировки  -  22 -  25  см.  Бензина  уходит  0,6 -  0,7 л  на  сотку.  Работать,  конечно,  приходиться  физически  -  перемещать  плуг  в  начало  борозды,  передвигать  саму  лебедку  -  но  это  вполне по  силам,  Зато чувство  удовлетворения  от  хорошо  произведенной  работы,  да  еще  и  на  самостоятельно  изготовленной  технике  не  только  заставит  забыть  об  усталости,  но  ещё  долго  будет  греть  душу.  А  если  процесс  изготовления  техники  своими  руками  понравится  -  то  ведь  можно  и  продолжить.  Ведь  это  творчество.  Техническое  творчество,  в  котором  результат  всегда  материален,  всегда  приносит  пользу,  а  процесс  -  созидательный,  и  радость  от  участия  в  нем  гарантирована,  от  результата  она  уже  не  зависит…


               


Рецензии