Вариант сознания... ч. 67

               
     Теософия и  искусство ХХ века
     С вечера читал интереснейшую статью  В.С.Турчина («Другое  искусство»  при свете теософии». -  Символизм в авангарде. М., Наука, 2003) об истоках мирового абстрактного искусства. Этот исток  – теософия! По утверждению автора,  теософия якобы составляла главную  линию русского любомудрия со времен появления в Росси последователей Якова Беме (1689г.). Связь теософии с искусством – фундаментального свойства. В 1875 году Блаватская  и Олдекот создали  в Нью-Йорке Теософское общество. Их идеи быстро проникли в среду художников. Одна из основных идей теософии  - переход материи  от бесформенного хаоса к  упорядоченной геометрии форм: кубы, шары, призмы. Многообразие форм мира можно свести к  архетипическим формам  - прямая  линия,  углы,  окружность, эллипс. Художник может «мыслить» этими  формами, синтезировать из них видимый мир. Это – зерно абстрактного искусства. Здесь исток  моды на портреты из кубов и  треугольников. У Малевича: супрематические мужики из  архетипичных конусов.
    В России эти идеи быстро подняли до неба. Татлин, его знаменитая башня, символ восхождения человечества. Внутри башни – кубы, цилиндры, пирамиды. В графике это -  квадрат, треугольник, круг. Это основные знаки, основные космогонические элементы, которыми оперирует теософия. «Черный квадрат» Малевича – не что иное, как «икона  абстакционизма». Это темная, неосвещенная сторона куба… Специалисты определили это по рисункам Малевича. Куб - визуальный знак принадлежности к Ордену. Куб у масонов - символ  усовершенствованного сознания, антипод - необработанный, «дикий» камень. Квадрат – имя и число Высшего  Существа. Само название «супрематизма» Малевич произвел от  «Супремата» - имени Высшего существа. Культ этого высшего существа был  провозглашен Робеспьерорм в 1871 году. Символика  теософии восходит  и тесно переплетается с символикой  масонства… Русские абстракционисты в большинстве были масонами.
    Итак, по мнению В.Турчина, все  искусство ХХ века (абстакционизм, кубизм, лучизм, супрематизм и прочие «измы») есть реализация идей масонства, идей  теософии. Есть над чем  задуматься…
                20 мая  2004.
                * * *      
                Смерть – это черный квадрат.

                Смерть – обобранный куст ежевики.
                А.Кушнер.

     Субстациональную многомерность человека можно представить в виде куба.  Одна грань – это его жизнь в «нашем» мире, другая -  его ментальная сущность, третья -  астральная, и так далее. Многогранен человек! Судя по всему, после физической смерти тела бытие личности не прекращается. Когда человек жив, все грани его  «освещены».  Когда умирает, одна грань «затемняется». Это и есть черный квадрат. Но остальные грани освещены по-прежнему! Надо только сменить ракурс  наблюдения.
    Эта мысль пришла мне дня три-четыре назад, ночью,  но  я ее «заспал». Вообще,  если бы научиться  переводить в план сознательной жизни идеи,  всплывающие в  сновидениях,  то объем новой информации на Земле был бы реально намного выше. Какие необыкновннные тексты и образы  посещают нас, пока мы витаем  во снах! Кажется, вчера краем сознания ухватил было что-то необыкновенно-важное – и мгновенно исчезло! Впрочем, эти образы уже посетили человечество – следовательно, рано или поздно «всплывут».
    Недавно я привел студентам пример «новой» информации: «Шаланды, полные фекалий»…
                Июнь  2004.


Рецензии