Прицеп-полевой стан

 


            
 Журнал  Моделист-Конструктор  № 10 2002 г.

Нет,  наверное,  никого  из  горожан,  кто  не  любил  бы  выезжать  на  рыбалку,  по  грибы,  на  пикники.  Сельским  жителям  бывать  на  природе  приходится  чаще.  И  не  только  ради  удовольствия:  уборка  урожая,  сенокос,  заготовка  дров  или  местных  стройматериалов…  Однако  независимо  от  того,  какие  цели  преследует  каждый,  попадающий  из  обустроенного  жилища,  будь  то  городская  квартира  или  сельский  дом,  в  полевые  условия,  там  его  одолевает  одна  мысль  -  как  улучшить  условия  своего  пребывания  на  свежем  воздухе?
 Аскетов, согласных готовить пищу на костре, перекусывать сидя на земле и спать на куске брезента, все же немного. Большинству хочется расположиться покомфортнее. Однако зачастую им приходится мириться с отсутствием таких условий. Так и я, долгие годы вкушая «прелести» костровой жизни, ничего не предпринимал, чтобы что-то улучшить.
Наконец, решил: хватит! Хочу комфорта даже в поле! И в начале 2000 года смастерил для своей семьи передвижную прицеп-палатку. И дал ему подходящее, на мой взгляд, название — «Комфорт». Передвижной стан базируется на прицепе к легковому автомобилю.

 У меня прицеп самодельный, из мотороллера «Муравей».  Я отрезал от мотороллера передок вместе с двигателем и к оставшейся части шасси приварил собственноручно изготовленные дышло, сцепной узел, усиливающие подкосы и раскосы, задний бампер, трубчатый каркас тента. Потом сшил и натянул тент. А штатные колеса заменил на более широкие — от инвалидной мотоколяски. Затем занялся оснащением передвижного стана.
Задумка была такая. По приезду на место прицеп отсоединяется от автомобиля и фиксируется «ногой» под дышлом и упорами под колесами. К дышлу крепится столешница — получается стол на шесть — восемь человек. К столу придвигаются две скамьи. Рядом с прицепом монтируется каркас и натягивается большой полог. защищающий от ветра, солнца и атмосферных осадков. В глубине шатра, образованного пологом, раскидываются два шезлонга.
Чуть в стороне располагается металлическая печь-мангал. Рядом с ней — складной столик для посуды и продуктов. На задний борт прицепа навешивается алюминиевый рукомойник. Все это, кроме печи, разборное и быстро монтируемое. Еще в комплекте передвижного полевого стана — портативная газовая плитка с баллоном емкостью 5 л, сборное костровое устройство, запас дров, костровая и обеденная посуда, 40-литровая фляга с водой, аккумулятор 6СТ-55, мощный фонарь, переносной автомобильный холодильник, транзисторный приемник, подвесной электрический плафон, два складных туристских лежака, гамак.
Все оборудование стана перевозится в прицепе, где у каждой вещи свое место. Лишь полог с каркасом скатывается в рулон и крепится на внешнем багажнике автомобиля. На полное развертывание или свертывание стана уходит пятнадцать — двадцать минут. Это совсем немного, учитывая то, какие комфортные условия он обеспечивает. С тех пор выезжать на природу для нас — одно удовольствие. Есть где вымыть руки, приготовить обед, отдохнуть в тенечке.
А как приятно после рыбалки, уже в сумерках, сидеть за столом всей компанией где-нибудь на опушке березового леса и наслаждаться ухой, общением и уютом! Или после «тихой охоты», почистив десяток-другой боровиков, наблюдать, пока варится грибной суп, как августовское солнце заливает горизонт предзакатным золотом, как завершается день. День, который будет долго вспоминаться... Однако вернемся к конструкции.
Итак, суть основных переделок. Чтобы можно было устанавливать столешницу, к дышлу моего прицепа приварены две поперечные стальные пластины с отверстиями под болты М8. Столешница имеет размеры 1200x550 мм, вырезана из многослойной фанеры. Потайные головки четырех болтов утоплены в поверхность столешницы.
Еще прицеп имеет приспособления для установки передних стоек каркаса шатра. Это четыре отрезка стальной трубы, два из которых служат гнездами, а два — держателями стоек. Первые приварены к поперечному уголку сечением 50x50 мм, включенному в конструкцию самодельной части рамы; вторые, соосные с первыми, привинчены своими кронштейнами к штатной части рамы прицепа. Сами же передние стойки составные и изготовлены из отрезков стальных труб диаметром 40 и 25 мм
. Остальные две пары стоек каркаса шатра (средние и задние) — деревянные, выструганные из сосновых брусков сечением 40x40 мм. Снизу к ним мелкими гвоздями прибиты металлические наконечники с боковым упором для ноги, сверху — вилки, служащие ложем для поперечин каркаса. Всего поперечин три (по числу пар стоек). Это простые планки, выструганные из тех же сосновых брусков сечением 40x40 мм, и только одна из них усложнена — к ней прикреплены два стальных шипа для фиксации в передних стойках.
В комплект шатра входят полог из прочной палаточной ткани, тринадцать крюков из стального прутка и четыре растяжки из капронового шнура. Очень важный атрибут передвижного полевого стана — металлическая печь-мангал, позволяющая готовить на трех уровнях по отношению к огню. Например, на верхнем уровне (на решетке) можно готовить пищу в посуде; на среднем (на бортах) — на шампурах; на нижнем (на дне, то есть прямо в углях) — запекать продукты в фольге или глине.
Корпус печи сварен из листа нержавеющей стали толщиной 4 мм. Тяжеловато, правда, но зато долговечно, не так быстро прогорит, как тонкий металл. Решетка выполнена из арматурного прутка, ножки — из трубы. Печь-мангал годится к использованию, естественно, в любое время дня. Однако вечером приятнее все-таки посидеть у костра.
А заодно и ужин сварить. Для этого достаточно вынуть из прицепа и установить сборное костровое устройство. Разумеется, на заранее подготовленной площадке. Устройство, изготовленное в основном из стального прутка диаметром 14 мм, удобно перевозится (в упакованном виде оно занимает мало места) и легко устанавливается.
Делается это так. В землю вбиваются четыре стойки с рогульками. В зависимости от того, на каком огне и в какой посуде будет готовится ужин, выбирается высота рогулек и на них кладутся продолинки, затем поперечинки (чем больше, тем лучше) и уже потом ставится или подвешивается посуда, будь то кастрюля, сковорода, казан, котелок или чайник.
Чтобы поперечинки не перекатывались, к каждой из них приварены изогнутые стальные пластинки. Противоположные концы поперечинок тоже отогнуты, что позволяет довольно жестко фиксировать их на продолинках. Отдыхать возле костра хорошо, конечно же, в шезлонге. Конструкция его классическая: две шарнирно соединенные между собой прямоугольные рамы с распорками.
Переставляя распорки из одного положения в другое (всего таких положений шесть), можно придать шезлонгу требуемый наклон. Складывается или раскладывается шезлонг за считанные секунды. Материал деталей его конструкции — алюминий: труба диаметром 25 мм и прутки диаметрами 8, 10 и 14 мм. Скамьи, наоборот, сделаны неразборными. Их сиденья — это толстые сосновые доски, выстланные поролоном и обитые кожзаменителем.
Уголковые кронштейны, трубчатые ножки, подножки и связки между собой соединены сваркой, а с сиденьем — шурупами. Ну а чтобы ножки не тонули в грунте, к их концам приварены довольно широкие кругляшки-опоры. Возле печи или костра во время приготовления пищи необходим небольшой раскладной столик.
На нем обычно хранят обеденную посуду, разделывают продукты. Такой столик имеется в комплекте передвижного полевого стана. Столик прост в изготовлении и монтаже. Его столешиица из многослойной фанеры шарнирно соединена скобами на шурупах с двумя П-образными ножками из алюминиевой трубы. Чтобы установить столик, надо опустить его сложенные ножки до положения крест-накрест, совместив соединительные отверстия, вставить в эти отверстия болты и навернуть барашковые гайки.
Последнее из самодельных устройств, которым укомплектован передвижной полевой стан, это электрический фонарь с аккумулятором 6СТ-9 на 12 В (от мотоцикла «Йж»), работающий в двух режимах: лампы подсветки и прожектора, что очень удобно. При изготовлении фонаря использованы фара (стекло, обод, отражатель и лампочки) мотоцикла «Минск» и — в качестве корпуса — пятилитровая пластмассовая канистра из-под электролита.
Задняя стенка ее подрезана с трех сторон (снизу и по бокам) так, чтобы получилась крышка. После помещения в канистру распорки (части пластиковой бутылки, выбирающей свободный объем за аккумулятором) и аккумулятора крышка прижимается к корпусу резиновым кольцом, вырезанным из камеры автомобильного колеса.
Провода от клемм на аккумуляторе присоединены к двум лампочкам подсветки и прожектора (ближний и дальний свет фары) и их включателям. Остальные вещи в комплекте передвижного полевого стана (газовая плитка, газовый баллон, два складных туристских лежака, гамак, рукомойник, транзисторный приемник, переносной автомобильный холодильник, выносной электрический плафон и аккумулятор 6СТ-55 для них) — заводского изготовления и в переделке не нуждаются.
Тем, кто захочет изготовить прицеп самостоятельно, а не переоборудовать заводской, добавлю, что государственный регистрационный номер на него в ГИБДД получить можно, если параметры прицепа будут соответствовать требованиям стандарта. Мой же прицеп номера пока не имеет, поскольку на дороги с интенсивным движением я с ним не выезжаю, обхожусь полевыми.
. А чтобы такой номер получить, мне необходимо изменить конструкцию сцепного узла (замкового устройства) и увеличить колею колес до ширины колеи автомобиля-тягача. Требования вполне обоснованные, ведь главное на дороге — безопасность движения. Тем более с прицепом. Так что впереди у меня — очередная переделка.


Рецензии
Всё это конечно очень интересно, уважаемый автор, но Вы, случайно, сайтом не ошиблись? Тут вроде как литература, а не техника.

Максим Рябов 2   22.01.2012 10:23     Заявить о нарушении
Максим, я хочу собрать на своей странице все, что написано мной за последние двадцать лет. Кроме художественных произведений у меня немало было публикаций в технических изданиях - газетах и журналах. Может быть, кому-нибудь и это будет интересно, кроме меня самого. Вот только с чертежами проблема - а они в таких материалах вещь не последняя...

Геннадий Легостаев   22.01.2012 10:37   Заявить о нарушении
Похвальное, в общем, начинание. Ну а чертежи ставьте вместо иллюстраций. Тут такая функция доступна.

Максим Рябов 2   22.01.2012 10:42   Заявить о нарушении
Пытаюсь, но пока не получается...

Геннадий Легостаев   22.01.2012 10:45   Заявить о нарушении