Фермерский конек

Журнал  "Моделист-Конструктор"  №2 2001 г.

Фермером я стал в 1991 году. И  увлечение конструированием мне очень  тогда  помогло. В  то  время  из  техники   у меня были лишь трехколесный мини-тягач, переделанный из серийного мотоцикла «Тула» всего за три дня, да грузовой прицеп к нему на 500 кг. Поэтому зимой 1991/1992 года начал строить мини-трактор. Собирал его прямо в доме, так как на улице, на морозе, с металлом работать было невозможно.
К весне трактор был готов, и я получил на него в Гостехнадзоре регистрационный номер и технический паспорт. К трактору успел смастерить еще тележку грузоподъемностью 1 т, плуг, окучник, двухрядную картофелесажалку. И первую  свою посевную полностью провел на самодельной технике. Вспахал гектар земли, посадил картофель, сделал междурядную обработку. Кроме того, перевозил  на  нем  стройматериалы  и  вообще  все  делал,  что  нужно  было  по  хозяйству.
Когда фермерам стали давать кредиты, я смог приобрести трактор «Беларусь» и кое-какие сельскохозяйственные орудия и агрегаты к нему. Однако всего необходимого купить так и не удалось. И снова мне пригодился накопленный опыт технического творчества. За несколько последующих лет я изготовил всю сельхозтехнику, в которой нуждался.
Сейчас в нашем крестьянском хозяйстве работают самодельный бороновальный агрегат (его можно транспортировать даже по дорогам общего пользования), одноосный тракторный прицеп на 2 т груза, четырехрядные картофелесажалка и опрыскиватель, небольшой навесной кран грузоподъемностью 1 т, а также оригинальная картофелесажалка, переделанная мною из фрезерного культиватора-гребнеобразователя.
При междурядной обработке картофеля очень кстати оказывается передняя гидравлическая навеска трактора, которую я изготовил весной 1995 года. При третьей, последней обработке  я навешиваю на трактор спереди опрыскиватель, а сзади — переоборудованный кукурузный культиватор и таким образом совмещаю работу сразу двух самостоятельных агрегатов, что тоже очень выгодно — снижается расход времени, топлива, меньше уплотняется почва колесами.
Переднюю навеску я использую не только для опрыскивателя, но и для грузовой платформы и балласта-противовеса при применении тяжелых сельскохозяйственных орудий. В перспективе планирую еще навешивать косилку, кран и лебедку. Благодаря всем этим самодельным агрегатам ручной труд при выращивании картофеля у нас сведен к минимуму, трудозатраты очень низки, а урожай всегда хороший.
Но вернемся к мини-трактору. Он имеет простую, я бы сказал, классическую конструкцию. В основе ее — рама прямоугольной формы, сваренная из швеллеров и обрезков листовой стали. К раме при помощи различных кронштейнов крепятся все основные узлы и агрегаты мини-трактора: двигатель, коробка передач, промежуточный редуктор, рулевая стойка с колонкой, капот, крылья задних колес, полик с педалями управления (технологические отверстия под болты крепления этих кронштейнов условно не показаны).
Вообще устройство рамы особой сложности не представляет, поэтому задерживаться на ней, как мне кажется, не стоит. В качестве силовой установки использован двухцилиндровый бензиновый двигатель УД-2 мощностью в 10 л.с. с принудительным воздушным охлаждением. Он расположен на передней части рамы и закрыт спереди и сверху облицовкой и капотом. Питается от топливного бака, размещенного над капотом.
Отработанные газы выбрасываются через глушитель под днище мини-трактора. Крутящий момент от двигателя через цепные передачи самодельного промежуточного редуктора передается к коробке перемены передач (от автомобиля ГАЗ-51) и далее, через карданный шарнир (от ГАЗ-53), — к заднему мосту и ведущим колесам. Попутно от промежуточного редуктора клиновым ремнем приводится в действие генератор (от «Москвича-412») и таким же ремнем и валом с двумя карданными шарнирами — вал отбора мощности (ВОМ).
Он расположен по оси симметрии мини-трактора между задними боковыми стойками и крепится к ним через промежуточную пластину толщиной 10 мм. В работу ВОМ включается натяжением ремня с помощью дополнительного шкива (как в трансмиссиях многих мотоблоков). Механизм включения ВОМ представляет собой маятниковый рычаг, один конец которого шарнирно прикреплен к рулевой стойке, а на второй конец через два подшипника 203 от ступиц колес мотороллера «Турист» надет шкив диаметром 90 мм под профиль приводного ремня.
При перемещении вверх и надежной фиксации этого рычага ремень привода натягивается шкивом и заставляет вращаться вал промежуточной опоры, откуда, в свою очередь, крутящий момент передается через карданный вал (он расположен под поликом) на ВОМ. При перемещении рычага вниз ремень ослабевает и вращение прекращается. Простой и надежный механизм! Промежуточный редуктор расположен под капотом двигателя и прикреплен к левому лонжерону рамы.
Останавливаться на конструкции редуктора не буду, поскольку она в подробностях отражена на рисунках. В рулевом приводе мини-трактора использованы узлы и детали от различной техники. Например, рулевой механизм взят от автомобиля ГАЗ-53, угловой редуктор — от трактора К-700, карданные шарниры — от рулевого привода трактора МТЗ-80; от этого же трактора и некоторые наконечники рулевых тяг (остальные — от автомобиля ЗАЗ-966).
Передний мост так называемого плавающего типа полностью самодельный. Он сварен в основном из толстостенных труб и подвешен к раме на массивном шарнире (по сути — подшипнике скольжения с втулками из бронзы), опоры которого прикреплены к бамперу и соответствующей балке рамы. Мощные балки придают мосту необходимую прочность и жесткость, поскольку какая бы то ни было амортизация на мини-тракторе отсутствует, а нагрузки от тряски на неровностях почвы передний мост испытывает приличные. К кронштейнам моста привинчены поворотные кулаки со шкворнями и ступицами от автомобиля ЗАЗ-966.
От «Запорожца» и передние колеса. Задний мост мини-трактора — от автомобиля ГАЗ-51, укороченный до колеи размером 1200 мм. К раме он крепится двумя стремянками. Сразу оговорюсь, что процедура выпрессовки и обрезания «чулок» и полуосей заднего моста — самая сложная в изготовлении моего мини-трактора.
По крайней мере, такой она оказалась для меня, так как выполнять эти операции пришлось в условиях совхозной мастерской, где имелись мощный гидравлический пресс и токарный станок. На станке я проточил и диски ведущих колес (они от трактора МТЗ-80) до посадочных размеров ступиц заднего моста. Сами же колеса — от передка трактора Т-40. Его двадцатидюймовые шины с протектором «елочка» обеспечивают хорошее тяговое усилие и проходимость самодельной машины. Тормоза — гидравлические, с приводом только на передние колеса. Все узлы и детали тормозного привода, естественно, от «Запорожца».
В перспективе — оснащение мини-трактора раздельными тормозами  ведущих колес.
Внешний вид мини-трактора определяют передняя облицовка, капот и задние крылья колес. Облицовка и капот изготовлены из корпуса и дверки старого холодильника. Капот откидывается на правый борт. Крылья сварены из листовой стали толщиной 3 мм. Фары, контрольные приборы и остальное электрооборудование собраны, как говорится, с бору по сосенке — от различных машин и механизмов (фары от МТЗ-80, генератор от «Москвича-412», тумблеры и провода от ЗАЗ-962, аккумулятор — 6СТ-50).
Навесной механизм изготовлен по известной трехопорной схеме. Продольные и центральная регулируемая тяги образуют простую и удобную в эксплуатации конструкцию, при помощи которой мини-трактор можно агрегатировать с разными рабочими орудиями. Продольные тяги крепятся к раме в ее нижней задней части, а центральная тяга — к верхней поперечине между вертикальными стойками рамы (на схеме не показана). Подъем навески осуществляется механическим приводом, основа которого — ручная таль, закрепленная на правом крыле и развивающая усилие до 500 кг.
Трос тали через систему блоков, подъемный вал и раскосы поднимает продольные тяги. В рабочем, «плавающем», положении орудий слабину троса выбирает натяжная пружина. Такая система вполне работоспособна, но гидравлический привод, конечно, гораздо удобнее в эксплуатации и со временем ручной механизм подъема навески будет заменен гидравлическим. Также планирую заменить и двигатель на более мощный и удобный в эксплуатации — от автомобиля «Запорожец». Так что совершенствовать самодельную машину можно долго — на протяжении всего срока ее службы.
 


Рецензии