Разоблачение Зенона

В отличие от Зенона-стоика, это Зенон-апорик. В этой статье будет представлена критика уважаемого философа. Апории Зенона показывают, якобы движение и множество не существуют, а ощущения- ненадёжны.               


1 Апория. Дихотомия. В этой апории Зенон утверждает, что прежде чем пройти дорогу, надо пройти его половину, а прежде чем пройти его половину, надо пройти половину этой половины и так бесконечно. А это значит, думает Зенон, что для прохождения дороги понадобится бесконечность времени, так утверждает разум,  а чувства ошибочны и движения якобы не существует. Разоблачение Зенона в этой апории- Зенон имеет в виду конечное количество отрезка дороги и времени, но почему-то дихотомически разделяет только путь, а  не время также.  Выходит что в этой апории доказательство" невозможности осмысления  движения основано на одностороннем аспекте дихотомии- дихотомии только расстояния, а не времени также. В реальности же дихотомия осуществляется и во времени, и в расстоянии. Эйнштейн доказал неразрывность пространства-времени, поэтому Зеноновский метод разделения пространства, но не времени по дихотомии, неверен. Зенон говорит, что нужно бесконечное время для преодоления бесконечного количества отрезков конечной дороги, но на самом деле нужно не бесконечное время, а гармоничная дихотомия и дороги, и времени, в этом случае выяснится, что для преодоления половины дороги понадобится половина времени, уделённого на это преодоление, для преодоления половины этой половины дороги  понадобится половина половины этого времени, и т.д. бесконечно, но пропорционально между расстоянием и временем. А Зенон разделяет время и пространство, и из этого выходит кажущееся отрицание движения, хотя время и пространство- неразделимы и естественно, что при их неоправданном разделении в итоге "доказывается" что движения "не существует".               

  2  Разоблачение апории "Ахиллес и черепаха". В этой апории Зенон также противник движения. Как бы не торопился Ахиллес, черепаха будет всё же хоть чуточку дальше него, и так Ахиллес приговорён к бесконечной погоне. В этой апории Зенон не принимает во внимание биологию и физиологию В конце концов черепаха устанет раньше Ахиллеса, и остановится, чтобы, например, поесть травы. А Ахиллес- др.-гр. герой, и он способен бежать по спартански, не питаясь. Таким образом Ахиллес всё же догонит черепаху. В этой апории Зенон прав, если Ахиллес и черепаха движутся с одной и той же скоростью, начиная с того участка бега, когда Ахиллес почти догнал животное. До этого Ахиллес бежал обычно, и вдруг, с лёгкой руки Зенона, он бежит со скоростью черепахи. Из апории Зенона выходит так, ибо после почти догнания черепахи её не догонит лишь другая черепаха.               


3 Апория "Зёрна". Допущение в этой апории: "у одного зёрнышка нет звука при падении" является условным, в дейтсительности,  падающее зёрнышко издаёт подзвук, аналог инфразвука, т.е такой звук, который существует, но не слышен.  Однако такой звук доступен познанию сверхчувствительностью. Тут диалектика: подзвук доступен лишь своей противоположности- сверхчувствительности. Так что, подзвуки постепенно накапливаются, и в итоге формируют звук, доступный обычному слуху. Так объяснятся эта апория Зенона, и выясняется, что ощутимое знание всё-таки понятно мышлению. Апория Зёрна отличается от апории "куча" ,т.к. куча определяется не физиологически, как звук, а психологически,- возможно посчитать кучу даже из двух зёрен.               


Итог разоблачения Зенона. Зенон был под влиянием Парменида и поэтому в своих апориях тенденциозно и односторонне рассмотрел разные проблемы движения и ощущений. А более глубокий и многосторонний анализ показывает, что эти апории объясняются усилием мысли и разум может быть в гармонии с реальностью и ощущениями. Но эта критика Зенона не значит, что односторонность апорий Зенона есть ошибка философии, не имеющая ценности, нет, так подумал бы лишь обскурант и реакционер. Мышление Зенона хоть не и не было совершенным, но дало импульс мышлению другим философам и в итоге способствовало более точному философскому пониманию реальности.


Рецензии