Эпилог. Теомонизм и ментальность

Эпилог ТЕОМОНИЗМ И МЕНТАЛЬНОСТЬ
Становление Евразийского Союза актуализировало проблему религиозного экуменизма. Каждая из мировых религий акцентирует те или иные нравственные ценности, формирует их вокруг того или иного этического стержня, выделяет основные этические идеи, на основе которых строится вся нравственная система конкретной религии. В буддизме – это преодоление желаний, сведение потребностей до минимума, в иудаизме - соблюдение десяти заповедей, в конфуцианстве - соблюдение традиций, ритуала, в исламе - вера в наказание, богобоязненность, в христианстве - любовь к Богу. И если эти моральные скрепы унифицировать, нивелировать, то утратиться уникальность данной религиозной ментальности. Поэтому морально оправданным является поиск путей объединения религий в теомонизме. "Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец, и над всеми, и чрез всех, и во всех нас." (Ефес. 4: 5-6).

Теомонизм означает не просто веру в единого Бога, а объединение самих вер на основе единого предмета веры. Не уничтожение прежних религий и не создание новых, а гармоническое сочетание различных верований. П.Савицкий в работе «Евразийство…» подчеркивал, что целиком смести ничего нельзя: людей не останется. Жизненные остатки старого в самой России уже приспособились к новому, уже перерождаются в новое. Реставраторы обречены на задыхание в разреженном воздухе своих абстракций». В центре учения Л.П. Карсавина находится личность как фундамент социальных ценностей. Связь между индивидом и высшей личностью создает «симфоническую личность». Суть человеческого бытия, по Карсавину, – воссоединение с Богом. Это сверхэлементное «сверхтварное» системное начало мира Карсавин называет традиционным именем Бог. Каково имя мира? — Бог. Каково имя Бога? — Личность. Каково имя Личности? — Любовь. Мир — это Бог как Личность и Любовь, как желание и творение совершенствования мира, то есть творение миром самого себя.  Создавая, Бог совершает акт и тем самым утрачивает собственное бытие, принимая жертвенную смерть ради сотворенного. Итак, мир в целом, равный Богу, у Карсавина обозначен категорией симфонической личности. Мир в развёрнутой картине представляется им как иерархия личностей индивида, общества и бога. При этом личность общества распадается на «социальные личности» отдельных общественных слоев, групп, институциональных учреждений. Карсавин строит типологию социальных личностей. Наиболее важными являются социальные личности самой широкой функциональной полноты (семья, народ, государство, этнос, нация,  церковь).

 Не случайно евразийцы относили к социально-симфонической личности и вселенскую церковь, понимая ее как интегрирующее начало человечности. Церковь считается евразийцами воплощением соборности как силы, сплачивающей людей в единое наднациональное образование. Евразийцы видели стремление власть имущих подчинить религию и церковь политике, что в значительной мере объясняет, по их мнению, упадок церковно-религиозного сознания и появление мнимых религий (атеизма, материализма, социализма) в русском обществе и народе уже задолго до революции.

Одним из путей своего совершенства культура достигает в Церкви. Православная Церковь есть средоточие русской культуры. Суть православия фиксируется понятием соборности («вселенскости»), т. е. единения всех в вере и покровительства Церкви над всем миром. Поэтому основа культуры как симфонической личности совпадает с основанием Православия: совершенствовать себя и мир с целью единения всех в Царстве Божием. Оба эти основания, соединяясь, и образуют базис, соответствующий культуре, ментальности, историческим судьбам народов. Главный евразийский принцип – соборность, симфоничность и соборное единство не отрицает инославие: различные религиозные основания могут по-разному реализовываться разными народами.

На IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012 г. Патриарх Кирилл сказал:
 "Миллионы наших современников, в основном, молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской утилитарной системы ценностей. Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта - социального, культурного и мировоззренческого. Мечта о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления - все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку, в обществе потребления нет почвы для понятия "нравственность". Есть только понятие "комфорт". Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить в категориях: комфортно - не комфортно, выгодно - не выгодно, прибыльно - не прибыльно", - сказал в своей речи Патриарх.
 "Для достижения комфорта молодые пары добровольно отказываются от рождения детей и убивают зачатых младенцев. Для достижения комфорта престарелых родителей отправляют в специальные лечебницы и дома престарелых - лишь бы не мешали жить. Для достижения комфорта разрушаются семьи и отнимается право женщины на материнство, а современные технологии одновременно превращают женщину в платный инкубатор. В конце концов, для достижения комфорта применяют эвтаназию, поскольку, жизнь в страданиях и болезнях, якобы, уже не является жизнью и не нужна", - сказал Кирилл.
 Выход из этого духовно-нравственного кризиса он видит лишь в одном: "вера может помочь человеку распознать правильные и не правильные цели".


Рецензии
Юрий, доброго вечера.
Еще раз оговорюсь, что собеседник я не только слабый, но вообще никакой, постольку поскольку знакомство с богословием, с религиозными течениями начала лишь в текущем году. Посему, благодарность за Вашу работу, с удовольствием озвучу еще раз.

Подобные работы рекламировать, пропагандировать надо бы шире - это мое мнение. Чтоб речь об объединении различных верований и Церквей в единоБожии шла не только в высших эшелонах священнослужителей, но и среди простых прихожан. Это как минимум снимет со временем накал межрелигиозных распрей.

Работа спокойная, преподнесена хорошим, доступным языком, легко читается и воспринимается. Перегруженной информационно я бы ее не назвала. Замечательно, что работа дана отдельными главами, а не вся целиком. Единственное пожелание читателя: в конце каждой главы помещать ссылку на следующую для удобства чтения. Более пока сказать ничего не смогу.

Спасибо. Вам - удачи и успехов!
С уважением,

Нэля Березная   21.12.2012 21:08     Заявить о нарушении
Нэля, добрый вечер. Спасибо за благожелательную оценку. Работу специально поместил на Проза.ру, чтобы проверить отношение к термину теомонизм. Термин пока не прижился ни в теологической. ни в философской литературе.А, как вы верно заметили, необходимо более широкое обсуждение проблем экуменизма. Патриарху Кириллу сейчас не по чину (а он экуменист). Илларион также сбавил экуменическую работу. Вот и приходится нам верующим атеистам за них искать пути сближения. Меня эта проблема интересует с точки зрения евразийства. Если будем молчать мы русскоязычные, оставшиеся не по своей воле за границей, то кто об этом побеспокоится. Я родился в России, но живу и работаю около 40 лет в Чимкенте. Теомонизм думаю опубликовать книгой. Вот выслушаю замечания, доведу до ума и. видимо, сдам в издательство.Но народ у нас имеет весьма большую склонность к мистике. На мой текст о конце света вчера зашло почти 1,5 тыс. читателей. С ума сойти можно. Это только у кого есть доступ к Интернету, а всего, считают социологи, боле 350 тыс. всерьез готовились к концу света. С уважением,еще раз спасибо. Ю.Ш.

Юрий Шпилькин   21.12.2012 21:43   Заявить о нарушении