Фотография 7. Подруги

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Раритетные документы и фотографии" (Часть первая).

В разделе – одном из важнейших в книге – приведены раритетные (исключительно редкие) фотографии и документы, непосредственно относящиеся к жизни и трагической гибели Дмитрия Игнатьевича Любивого. Расположенные в хронологическом порядке, они описаны и проанализированы. На основе анализа сделаны выводы. Эти материалы позволяют восстановить очерёдность  событий и многое узнать о фактах жизни Дмитрия Любивого.
Несмотря на превратности судьбы, переломные моменты истории, переезды семьи и т.п., сохранившиеся документы и фотографии позволяют воссоздать жизнь Дмитрия с достаточно хорошей степенью точности. Другие разделы книги, касающиеся воспоминаний, публикаций и расследований только подтверждают задокументированные факты, окрашивая их мнением и отношением очевидцев и хранителей родовой памяти.
Ранее систематизированная работа с документами не проводилась – существовала лишь семейная устная традиция о тех временах. Поэтому неудивительно, что некоторые сведения даже из документов и фотографий не вычитывались, не анализировались, не сопоставлялись с необходимой скрупулёзностью.
Подготовка книги заставила отыскать всё, что так или иначе относится к жизни Дмитрия Любивого и его семьи, собрать воедино и «разложить по полочкам». Для этого, понятно, пришлось подобрать, прежде всего, архивы детей Дмитрия: Любови, Дины, Валерия, – а также пообщаться с теми родственниками, у которых могли сохраниться документы.
При анализе документов приходилось учитывать следующее: 1. В документах события назывались и описывались под углом зрения тех представлений, которые существовали на момент происхождения событий; 2. По мере того, как события прошлого удалялись во времени, документы всё более «подкрашивали» судьбу главного героя, делая его участником событий, которые действительно происходили в ту историческую эпоху, но напрямую не очень касались Дмитрия; 3. Описание фотографий, включая групповые портреты, формировалось с учётом воспоминаний детей Дмитрия Любивого: Любови, Дины, Валерия, – которые, хотя и были маленькими на момент 1931 года, но не раз рассматривали эти фотографии со своей матерью – Фёклой Константиновной Любивой, а также с бабушкой – матерью Дмитрия – Домной Николаевной (до 1935 года и в 1938 году), которые им называли имена участников и обстоятельства фотосъёмок.

ФОТОГРАФИИ № 7. «ПОДРУГИ»

Подрисуночные надписи:
Фотография 7. Зоя Павловна Блощецова (слева) с подругой

На тылной строне надпись: «На память!!! Куму, куме, Любочке (крест­нице), Дине, Вальтеру. Снималась 25 сентября 19... На долгую и добрую память. От Зои Блощецовой. Гор. Наманган»

Описание:
Зоя Блощецова (слева) с подругой. На тыльной стороне надпись: «На память!!! Куму, куме, Любочке /креснице/» Дине и Валтеру Снималась 25 сентября 19 На долгую и добрую память От Зои Блощицовой. гор. Наманган» (год утерян при подрезке фото). Надпись на тыльной стороне – фиолетовой перьевой ручкой с последующей обводкой более тёмными чернилами. Упоминание Вальтера (Валерия Дмитриевича), родившегося 5 октября 1927 г. и наличие на журнальном столике журнала «Смехач», выходившего до конца 1928 года, позволяет установить дату фотографирования – 25 сентября 1928 года (в крайнем случае – 1929 г.)
Фотография сделана в салоне, в котором были шторы, этажерка, два стула, журнальный столик, альбом с фотографиями мастера.
Выводы:
1. Зое Павловне Блощецовой, родившейся 10.12.1909., около двадцати лет. Она ещё не замужем (в замужестве – Мирошникова). Письмо написано практически без ошибок (кроме слова крестница), но фамилию свою она пишет через букву «и» – Блощицова. Возможно, в то время так писалась эта фамилия (тем более, что, по утверждению Владимира Ивановича Мирошникова, изначально фамилия переселенца  Павла Анисимовича Блощецова звучала – Блощицын).
2. Фотография сделана в Намангане – её родном городе. Это косвенно подтверждает, что её мать Анна Любивая и отец Павел Блощецов остались жить в Намангане, когда переселенческий обоз проезжал через этот город. 
3. Имя Валтер видится лишь на обводке (которая могла быть сделана самой Зоей), но изначально Зоя написала «Вале». Отсутствие мягкого знака (ь) в имени свидетельствует о неуверенности Зои в правильном написании незнакомого имени, ведь прошло совсем немного времени с момента рождения Вальтера.
4. Зоя правильно перечисляет всех детей Дмитрия Игнатьевича Любивого, называя его кумом, а его жену – кумой. Письмо с этой фотографией направлено, конечно же, в Алексеевку, где жила семья Дмитрия Любивого, – что дополнительно говорит о наличии почтовой связи, а также о контактах членов большой семьи Игната Любивого. Кроме того, надпись на фото позволяет делать выводы о традиции крещения детей и о возможности совершения этого обряда в действующей церкви в 1928 г.
5. Пальто женщин явно сделаны домашними умельцами, у Зои, похоже, – на мужскую сторону. Блузки пошиты из светлой ткани, имеют одинаковый покрой. У Зои светлый бант, небольшие серёжки. У подруги, которая старше Зои, заплетена коса на украинский манер.


Рецензии