Фотография 9. Добротряд

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Раритетные документы и фотографии" (Часть первая).

В разделе – одном из важнейших в книге – приведены раритетные (исключительно редкие) фотографии и документы, непосредственно относящиеся к жизни и трагической гибели Дмитрия Игнатьевича Любивого. Расположенные в хронологическом порядке, они описаны и проанализированы. На основе анализа сделаны выводы. Эти материалы позволяют восстановить очерёдность  событий и многое узнать о фактах жизни Дмитрия Любивого.
Несмотря на превратности судьбы, переломные моменты истории, переезды семьи и т.п., сохранившиеся документы и фотографии позволяют воссоздать жизнь Дмитрия с достаточно хорошей степенью точности. Другие разделы книги, касающиеся воспоминаний, публикаций и расследований только подтверждают задокументированные факты, окрашивая их мнением и отношением очевидцев и хранителей родовой памяти.
Ранее систематизированная работа с документами не проводилась – существовала лишь семейная устная традиция о тех временах. Поэтому неудивительно, что некоторые сведения даже из документов и фотографий не вычитывались, не анализировались, не сопоставлялись с необходимой скрупулёзностью.
Подготовка книги заставила отыскать всё, что так или иначе относится к жизни Дмитрия Любивого и его семьи, собрать воедино и «разложить по полочкам». Для этого, понятно, пришлось подобрать, прежде всего, архивы детей Дмитрия: Любови, Дины, Валерия, – а также пообщаться с теми родственниками, у которых могли сохраниться документы.
При анализе документов приходилось учитывать следующее: 1. В документах события назывались и описывались под углом зрения тех представлений, которые существовали на момент происхождения событий; 2. По мере того, как события прошлого удалялись во времени, документы всё более «подкрашивали» судьбу главного героя, делая его участником событий, которые действительно происходили в ту историческую эпоху, но напрямую не очень касались Дмитрия; 3. Описание фотографий, включая групповые портреты, формировалось с учётом воспоминаний детей Дмитрия Любивого: Любови, Дины, Валерия, – которые, хотя и были маленькими на момент 1931 года, но не раз рассматривали эти фотографии со своей матерью – Фёклой Константиновной Любивой, а также с бабушкой – матерью Дмитрия – Домной Николаевной (до 1935 года и в 1938 году), которые им называли имена участников и обстоятельства фотосъёмок.

ФОТОГРАФИЯ № 9. «ДОБРОТРЯД»

Подрисуночные надписи:
Фото 9. Кетмень-Тюбинский добровольческий отряд по борьбе с контрреволюционными бандами, ок. 1930 г. Судя по увядающей листве, время года – осень

Описание:
По воспоминаниям Любови Дмитриевны Любивой, а она их черпала от бабушки Домны и матери Фёклы, на фотографии узнаваемы следующие лица. Слева направо: в первом ряду – Касымбек Кадыров; в третьем ряду (стоят на коленях) – Дмитрий Любивый (седьмой), Григорий Любивый (девятый), Луценко (или Пудов) (десятый), Хамза Хананович (одиннадцатый), Жуйков (двенадцатый), Безруков (тринадцатый); в четвёртом ряду (стоят) – Мединский, Сартибаев, Зубков, Григорий Заднепровский.
Пора года – глубокая осень: уже лежат сухие листья на пожухлой траве, листва на деревьях уже начинает вянуть. Однако ещё не холодно – часть добротрядовцев одета по-летнему.
Фотография сделана в каком-то хозяйстве, окружённом плетёной изгородью – тыном. Скорее всего, в самой Алексеевке (Кетмень-Тюбе).   
Года съёмки ограничены периодом 1924 г., когда была введена новая военная форма Красной Армии, в которой мы видим Сартибаева, и 13.05. 1931. – датой гибели Дмитрия Любивого.
О Касымбеке Кадырове устная традиция гласит, что он доставил на двух верблюдах в посёлок тело убитого Дмитрия. Может быть, верблюды использовались лишь часть пути.
Мединский – в белой форме – начальник ОГПУ. Возможно, что на его портупее через левое плечо висит маузер (немецкий трофейный автоматический пистолет образца 1896 г.).
Сартибаев – чин Красной Армии (см. фрагмент 1): угадывается выправка, самоуважение, чувство ответственности – стоит по стойке «смирно».
Зубков Андрей в форме старого образца, он похож на подчинённого Сартибаева.
Григорий Заднепровский в меховой шапке. Его сын работал в суде Кетмень-Тюбе. Встретив как-то Любовь Любивую в 30–40-х годах, сказал: «Наши отцы воевали вместе».
Выводы:   
1. Можно допустить, судя по информации А. Огнёва (см. Часть вторую), что в составе данного отряда присутствует группа и Таласского добротряда, который в 1930-1931 гг. прибывал в Кетмень-Тюбе для подкрепления. 
2. Уточнённым годом съёмки можно назвать 1930 г., осень, когда вновь вспыхнули бунты в связи с коллективизацией, и подняло голову басмачество. Это заставило вновь собирать добротряд. Да и Григорий Любивый (который родился в 1910 г.) напоминает двадцатилетнего парня.
3. Весь отряд вооружён – 28 человек – вооружён винтовками типа «берданок» и «трёхлинеек». «Трёхлинейки» были не только на вооружении Красной Армии, но и, как «берданки», использовались в качестве охотничьих винтовок.
4. Отряд представлял собой довольно грозную силу замозащиты,  учитывая, например, что басмачи соседнего Бала-Чичкана имели в своём арсенале лишь несколько винтовок (см. «Инициативное расследование», Часть третья).
5. Одежда членов добротряда частично повседневная (характерная для данной местности), а частично – полувоенная, оставшаяся со времён Великой (Первой мировой) и Гражданской войн. На ногах – сапоги. Те, которые одеты по-осеннему, могут быть и представителями приехавшего Таласского добротряда, в честь которого была сделана фотография.    
6. Русских в отряде относительно немного. Это позволяет говорить о том, что борьба с контрреволюционными выступлениями велась к 1930 г., в основном, самими кыргызами, и не носила межнационального характера.
«Орусы», как их называли местные жители, расположились «на галёрке». Кажется, что это не только от желания держаться вместе – отделением (по количеству личного состава отряд можно приравнять ко взводу), но и об уважении к местным жителям, которым уступалось почётное место впереди.
7. Дмитрий Любивый находится посередине третьего ряда, что также говорит о его роли если не командира, то объединителя и вдохновителя.
8. По лицам 20–40-летних членов добротряда видно, что отряд – единая команда. Все демонстрируют силу, крепко держат винтовки, уверены в правоте своего дела. 
9. Люди в четвёртом ряду (четверо) напоминают проверяющих или гостей. Возможно, это представители советских учреждений Кетмень-Тюбе.
10. Снимок, можно сказать, исторический. Смотреть на него интересно и теперь, вглядываясь в лица людей, которые понимали свою роль и значение для нас, теперешних людей.


Рецензии