Документ 4. Удостоверение

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Раритетные документы и фотографии" (Часть первая).

В разделе – одном из важнейших в книге – приведены раритетные (исключительно редкие) фотографии и документы, непосредственно относящиеся к жизни и трагической гибели Дмитрия Игнатьевича Любивого. Расположенные в хронологическом порядке, они описаны и проанализированы. На основе анализа сделаны выводы. Эти материалы позволяют восстановить очерёдность  событий и многое узнать о фактах жизни Дмитрия Любивого.
Несмотря на превратности судьбы, переломные моменты истории, переезды семьи и т.п., сохранившиеся документы и фотографии позволяют воссоздать жизнь Дмитрия с достаточно хорошей степенью точности. Другие разделы книги, касающиеся воспоминаний, публикаций и расследований только подтверждают задокументированные факты, окрашивая их мнением и отношением очевидцев и хранителей родовой памяти.
Ранее систематизированная работа с документами не проводилась – существовала лишь семейная устная традиция о тех временах. Поэтому неудивительно, что некоторые сведения даже из документов и фотографий не вычитывались, не анализировались, не сопоставлялись с необходимой скрупулёзностью.
Подготовка книги заставила отыскать всё, что так или иначе относится к жизни Дмитрия Любивого и его семьи, собрать воедино и «разложить по полочкам». Для этого, понятно, пришлось подобрать, прежде всего, архивы детей Дмитрия: Любови, Дины, Валерия, – а также пообщаться с теми родственниками, у которых могли сохраниться документы.
При анализе документов приходилось учитывать следующее: 1. В документах события назывались и описывались под углом зрения тех представлений, которые существовали на момент происхождения событий; 2. По мере того, как события прошлого удалялись во времени, документы всё более «подкрашивали» судьбу главного героя, делая его участником событий, которые действительно происходили в ту историческую эпоху, но напрямую не очень касались Дмитрия; 3. Описание фотографий, включая групповые портреты, формировалось с учётом воспоминаний детей Дмитрия Любивого: Любови, Дины, Валерия, – которые, хотя и были маленькими на момент 1931 года, но не раз рассматривали эти фотографии со своей матерью – Фёклой Константиновной Любивой, а также с бабушкой – матерью Дмитрия – Домной Николаевной (до 1935 года и в 1938 году), которые им называли имена участников и обстоятельства фотосъёмок.

ДОКУМЕНТ № 4. «УДОСТОВЕРЕНИЕ»

Изложение документа 4
/Штамп, верхняя половина
которого написана восточной
вязью/
Джалал-Абадский Район
Кетмень-Тюбинская волость
Алексеевский Сельсовет
14 XII 1930 г.
№ 117

Удостоверение
Дано сие гр-ну Любивому Дмитрию
Игнатовичу 35 лет Втом что, он
действительно является житель
селен. Кетмень-Тюбе то гоже Района
Кир. А.С.С.Р. Бедняк под Судом
и Следствием не состоитъ, Женат
Имеет на своем иждевении – 4 Жена
Фекла Константиновна, доч. Любов 6 лет
доч. Дина 5 лет. Сын Валтер 3х лет,
что и удостоверяется.
Пред Сельсовета /подпись/
Секретарь /подпись/
Гербовая печать

Описание:
Угловой штамп красного цвета. Легенда верхней части штампа выполнена вязью восточного языка. Нижняя часть штампа – на русском языке, но слова определяются только через количество букв и контекст. Относительно хорошо читаются [Джа…-Аба…], [Кетм…-Т…] , [Алексеев… С…]. В то же время дата, вписанная в штамп красными чернилами, читается однозначно: 14/XII 1930 № 117. Удостоверение написано от руки синими чернилами. Подпись Председателя Сельсовета поставлена синим карандашом, а подпись Секретаря (Бу…) – красными чернилами, теми же, что и дата на штампе.
Оригинальное «Удостоверение» написано на бежевой бумаге формата 210х150 с более поздней подклейкой из белой бумаги. Мокрая гербовая печать на документе выгорела на свету и не читается.
Имеется несколько сделанных ранее копий документа с более качественным изображением.
Выводы:
1. В документе отчество Любивого – Игнатович. Это более правильно, чем Игнатьевич, поскольку отца его звали Игнат Игнатьевич, а не Игнатий Игнатьевич. С этим согласился и Дмитрий Любивый, который, скорее всего, присутствовал при оформлении удостоверения (по его требованию) и сообщал (подтверждал) свои данные. Однако традиционно его всё же величали Дмитрий Игнатьевич, что и сохранилось.
2. Говорится, что Любивому 35 лет. Учитывая, что документ датирован концом 1930 года, можно определить, что родился Дмитрий Любивый в 1896 году.
3. Документ подтверждает, что Дмитрий Любивый является жителем Кетмень-Тюбе, Кетмень-Тюбинского района Киргизской АССР, под судом и следствием не состоит.
4. Любивый называется бедняком. Видимо, здесь имеется в виду маломощный крестьянин-единоличник [1.1], ведущий своё хозяйство самостоятельно, без наёмного труда. В политическом плане, который не подлежит раскулачиванию в период начавшейся всеобщей коллективизации. Для подтверждения этого статуса, наверно, и потребовалось это удостоверение. Здесь же указан состав семьи, находящейся на иждивении Дмитрия Любивого.
5. Говорится, что он женат, что семья в количестве 4-х человек находится на его иждивении: жена Фёкла Константиновна, дочь Любовь, дочь Дина, сын Вальтер. По названному возрасту детей можно приблизительно установить годы их рождения. Фактически это 1925, 1926 и 1927.
6. Выписанное «Удостоверение» косвенно подтверждает, что у Дмитрия не было других документов, хотя в Кетмень-Тюбе с 1906 г. постоянно проживала его многочисленная родня, включая мать, которые, наверняка, хранили более ранние документы Дмитрия (вспомним «Свидетельство» и «Билет»). Это «Удостоверение» Дмитрий выписывал не для целей установления личности (раньше он этого не делал), но для решения каких-то хозяйственных вопросов, может быть, и связанных с коллективизацией.   
7. Писавший удостоверение работал (или изучал русский) еще до революции: в его лексиконе встречаются устаревшие слова («сие») и он использует твёрдый знак в конце слова «состоитъ» (хотя и в виде мягкого знака).  Тем не менее грамотность писавшего невысока («является житель», «Кетменьтюбе» – одним словом), велико влияние на текст местного языка – без мягких букв («Любов», «Валтер»).
8. «Удостоверение» говорит об административном делении: селение Кетмень-Тюбе, район Кетмень-Тюбинский Киргизской АССР. Штамп более раннего изготовления добавляет: Алексеевский Сельсовет (в составе Кетмень-Тюбинской волости, которая ранее входила в Джалал-Абадский район). Здесь можно говорить о том, что Алексеевский Сельсовет находился в пределах селения Кетмень-Тюбе.


Рецензии