Лохотрон

Лохотрон

В середине 90-ых годов прошлого столетия в нашем городе, как, наверное, и по всей России, процветала уличная торговля. Кроме рынков, люди стояли возле крупных магазинов и продавали новые и старые вещи. Зарплаты и пенсии задерживали, и нужно было как-то выживать. Полки в магазинах ещё были полупустые.

Среди торговой братии сновали молодые парни, которые временами останавливались и затевали игру в напёрстки. Азартных людей много, кроме игроков, собиралась ещё толпа зевак. Выиграть в эту игру было практически невозможно. Часто игрища заканчивались разборками-драками.

Со временем количество напёрсточников уменьшилось, но появились бесплатные лотереи. Народ забыл, наверное, что бесплатным может быть только сыр в мышеловке. Прохожие с удовольствием брали билетики «бесплатной лотереи», открывали их и шли сверять свой билет с таблицей выигрышных номеров.

- О, вы выиграли телевизор, и видеоплеер, - радостно сообщала смазливая девица. Диковинные вещи для того времени. Прохожий впадал в эйфорию. Но тут к девице подходил бодренький мужичок и говорил: «Проверьте и мой билет».

- Как же так, у вас тоже такой номер. Что же делать? Придётся вам торговаться. Нужно же выяснить, кто из Вас будет обладателем выигрыша, - растерянно говорила девица.

В результате торговли всегда оказывалось, что выигрывал бодренький мужик. У него всегда оказывалось больше денег, так как деньги, которые получала «крупье» незаметно подсовывались подставному мужику. Прохожему объясняли, что он проиграл, и через какие-то секунды лотерейщики исчезали. Бедный проигравший метался по улице в поисках жуликов, надеясь вернуть свои деньги, но всё было тщетно.

Много подобных случаев я наблюдала, работая уличным торговцем по продаже книг. Моя палатка стояла недалеко от центрального рынка на оживлённой улице, по которой стекался народ, чтобы отовариться на рынке всякой снедью.

Вот тут-то и подлавливали лотерейщики доверчивых прохожих. Особенно много в ловушку попадало деревенских пожилых людей. Обманув очередного клиента, аферисты, как всегда на какое-то время, пропадали, растворялись в толпе. Часто прятались за моей палаткой. Выгнать их я не могла, поскольку в противном случае они могли перевернуть лоток с книгами, испортить товар. Уличные старожилы рассказывали, что таких заступников жулики просто били. А где же была милиция? Время от времени она появлялась и забирала лохотронщиков. Но, через полчаса отпускала. Игрища продолжались, а бандиты говорили: «Да что там милиционеры – нищие люди. Мы им дали на обед, вот они и остались довольны».

Случались и весьма трагические происшествия. Однажды лотерейщики обманули деревенскую старушку, которая приехала в город перед учебным годом, чтобы купить внукам школьные принадлежности. После того как она «проиграла» все деньги. Ей сделалось плохо. Она побелела и упала. Без скорой помощи не обошлось.

Своих домочадцев я постоянно предостерегала от участия в подобных мероприятиях. И всё же моя матушка, однажды, попала в их сети. Как-то прихожу после работы домой и чувствую, что мать, как будто, не в себе. Спрашиваю: «Что случилось?». Не говорит, как-то глупо улыбается.

И тут мой сын рассказал мне следующее: «Пошла бабуля в сберкассу за пенсией. Как уж облапошили её аферисты, но через некоторое время, она вернулась домой. Говорит ему, чтобы он дал ей все деньги, какие есть в доме.
- Зачем? - спросил сын.
- Да скорее, я тут выиграла.
На что внучок ответил:
- Сейчас я тебе дам! Пошли, показывай, где ты играла.

Выйдя на улицу, они, конечно, никого не нашли. Схватив бабульку за руку, сын потащил её в ближайшее отделение милиции.

Дежурный милиционер отговорил их писать заявление. Позвонил кому-то, и сказал: «После того, как бабушка выйдет отсюда, пусть одна пройдёт вдоль забора, повернёт за угол, и деньги ей отдадут. Только никому ничего не говорите». И, правда, деньги вернули – всю пенсию. Быстро милиционер решил проблему, что даёт повод к размышлению.

К 2000 году уличные страсти со всевозможными лотереями поутихли. Но стал процветать другой «бизнес», рассчитанный на доверчивых людей. Появилось большое количество мелких фирм с бесполезными лечебными товарами. Многочисленные дистрибьюторы сновали по городу в поисках покупателей.

Однажды и нам позвонили в дверь. Открываем. На пороге стоит высокая, крепкая деваха в белом халате и со стетоскопом на шее. Прямо с порога громким голосом она говорит:
- У вас есть старенькие пенсионеры?
Моя мать, оказавшаяся в это время в коридоре, отвечает:
- Есть.
- Нужна пенсионерка с сосудистыми заболеваниями, гипертонией, полиартритом, желательно с диабетом.
У моей мамашки радостно заблестели глаза:
- Есть, у меня всё есть!
- Вот вы мне и нужны, - проворковала девица.
- Вы попали в список льготников, все ваши болезни вылечит этот прибор. Покупайте. Мы продадим вам аппарат всего за 600 рублей.
По тем временам это были ещё деньги, на них можно было жить неделю.
- Нина, у тебя есть 600 рубрей?
- Есть, последние, - ответила я.
- Принеси.
Спорить в такой ситуации бесполезно, мать может впасть в истерику. Деньги я принесла. Взамен молодуха сунула радостной пенсионерке небольшую коробочку, и, сказав, что ей нужно посетить ещё много пенсионеров, рванула к двери.

В коробке лежал обычный электромассажер. Читаю аннотацию, в которой написано, что пожилым людям пользоваться им нежелательно. Говорю матери: «Вот я помоложе тебя и то не отваживаюсь применять электроприборы для лечения, а старым людям физиопроцедуры вообще противопоказаны».
- Что же мне делать? Почему ты мне раньше не сказала? - всполошилась мать.
- Тебе же говорить бесполезно.

Позже этот массажер удалось продать в киоске.

По радио постоянно идёт реклама различных «новых лекарств». Тысячи стариков припадают к радиоприёмникам. Каких только чудесных лекарств там не предлагают. От всех болезней. А какие отзывы больных! Всем помогают чудо препараты. Слушает и моя мать, верит. Пыталась её убедить в том, что людям заплатили, поэтому они и говорят то, что им скажут мошенники.

Как-то прихожу с работы и слышу, как она названивает по телефону в Москву в какую-то фирму по поводу очередного волшебного лекарства. Узнаёт, что оно стоит 17 тысяч со скидкой пенсионерам. Дороговато, немного помолчав, говорит владельцам фирмы, что она подумает, прежде чем покупать препарат, но при этом сообщает наш адрес и телефон.
«Нина, спроси на работе у врачей про эти таблетки». Я спросила, никто из врачей про такое средство не слышал. Говорю матушке: «Зачем же ты дала проходимцам наш адрес?». Перепуганная старушка попросила: «Если будут звонить из фирмы, скажи, что меня нет дома».

И начались звонки каждый день.
- Позовите Наталью Ивановну.
- Её нет.
- Когда будет?
- Не знаем.

Наконец наше терпение лопнуло. На очередной звонок: «Пригласите к телефону Наталью Ивановну». Я ответила:
- Её нет.
- А где она, когда будет?
- Никогда. Она в психушке.
- А она нам звонила.
- И что? Ей под 90 лет, в этом возрасте у большинства людей ума уже нет.

Звонки прекратились. Отвязались. Слава Богу.

На этом бабулька не успокоилась. По радио расхваливали очередной лекарственный препарат: «Витальгар». Не лекарство, а просто чудо Люди вылечиваются, молодеют. Для льготников-пенсионеров всего-то ничего – 6 тысяч рублей.

Иду как-то с работы, захожу в подъезд, и, мимо меня вверх по ступенькам резво бежит женщина средних лет с сумками в руках. Поднимаюсь на этаж, смотрю, эта дама звонит в нашу дверь.
- Вы кто? - спрашиваю.
- Я курьер, принесла витальгар.

Дверь открывается, курьерша быстро проникает в квартиру, забирает у мамы 6 тысяч и выгружает две небольшие банки и тюбик какой-то мази в подарок.

Сажусь, читаю аннотацию. Состав: водоросли ламинарии, крахмал и что-то ещё. На вид киселеобразное зеленовато серое пойло. Я сама побрезговала бы его пить.
- Мам. Ты хоть знаешь состав этого витальгара?
- Нет, а что?
- Состав соответвтвует морской капусте, которая продаётся по цене – 10 рублей за 100 грамм. Пропустила бы через мясорубку и ела сколько твоей душе будет угодно.
- Ну ладно. Что теперь делать? Попробую. Полечусь.

- И вот примерно за три недели содержимое банок съедено, здоровья не прибавилось, только появилась аллергия.

Вечером разочарованная старушка говорит: «Позвоню завтра на фирму, скажу, что лекарство мне не помогло». Я заранее знаю, что ей ответят: «Сразу не поможет. Нужно купить ещё партию витальгара, потом ещё и ещё ... » А мазь, которую фирма дала в подарок, благоухала скипидаром.

Эта история с витальгаром не явилась для моей мамы уроком. Она снова и снова приникает к радиоприемнику и с упоением слушает об очередном волшебном лекарственном средстве от всех болезней.

Вот так доверчивые старики и кормят бессовестных мошенников.


Рецензии
Мое мнение что все аферисты под работают прикрытием полиции и прокуратуры. Скоро вера в людях в справедливость пропадет совсем.

Владимир Сысун   23.11.2020 09:09     Заявить о нарушении
Владимир! Спасибо за отзыв. Сейчас, вроде бы, поменьше стало таких аферистов. Отвечаю с опозданием. Тяжело переболела короновирусом. Почти месяц в больнице, сейчас дома реабилитируюсь. Уже вроде бы всё позади. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   29.01.2021 19:00   Заявить о нарушении
Я тоже переболел.

Владимир Сысун   30.01.2021 00:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.