Чудо чудное, диво дивное...

Причудливый и волшебный, загадочный и удивительный мир народной игрушки. У каждого народа она своя: любимая, единственная, отражающая национальные черты характера, костюма, внешности. Живет такая игрушка веками и тысячелетиями, меняясь, отражая веяния времени и особенности жизни народа. В конце ХIX века на Руси появилась неповторимая деревянная многоместная русская красавица – МАТРЁШКА. Она стала настоящим чудом, и полюбилась во всем мире и детям и взрослым. Кто же она такая?

На Руси были очень распространены тряпичные куклы (причем в Древней Руси в них играли как девочки, так и мальчики), еще до изобретения гончарного круга лепили глиняные игрушки. Не менее популярны были и деревянные фигурки людей и животных.
Чуть более ста лет назад родилась в России уникальная деревянная игрушка – Матрёшка, такая яркая и красивая. А внутри у нее спрятались куколки такой же формы, но мал мала меньше, и сидят они друг в дружке. Полюбилась игрушка детям и взрослым. Она объездила весь мир, даже в Космосе побывать успела, и везде приглянулась. Во всем мире Матрешку и сегодня приветливо встречают и улыбаются в ответ на обаятельный, светлый, добрый взгляд русской красавицы. За столь короткий исторический период времени Матрёшка стала символом России. Уезжая за пределы страны, россияне обязательно берут ее с собой в качестве замечательного сувенира знакомым и незнакомым, друзьям и родным. Всякий раз они уверены, что подарок придется по душе.
Доктор искусствоведения, историк театра Борис Голдовский в своей энциклопедии кукол называет матрёшку потешной, трюковой и декоративной куклой, круглолицей, голубоглазой, одетой в простонародный крестьянский костюм, а в руках – то петух, то цветок, то хлеб. Несмотря на то, что это декоративные и потешные куклы, в них ясно просматриваются и обрядовые мотивы. Матрёшка олицетворяет крепкую семью, единение, достаток, плодородие.
Сегодня матрешка рождается в руках мастеров в разных уголках России. Особенно популярны деревянные расписные красавицы из подмосковного Сергиева Посада и из нижегородских краев: Семенова, Хохломы, Полховского Майдана. В каждом центре Матрешка своя, особенная.
В первые десятилетия ХХ века матрёшку изготавливали в Сергиевом Посаде. Расписывали красавицу по-особенному. Мастера старались отразить в образе современную им жизнь, на создаваемый образ, бесспорно, оказывала влияние Троице-Сергиева Лавра…

Из истории
Как и когда появилась Матрёшка в России? В конце XIX века государство переживало бурное экономическое и культурное развитие. В обществе росло самосознание, все больше интересовало людей русское искусство. Возникло и новое художественное направление «русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал кружок Саввы Ивановича Мамонтова (1841—1918), крупного русского промышленника, мецената, знатока искусства, собравшего вокруг себя выдающихся художников, писателей того времени. Развитию народной крестьянской игрушки здесь уделялось особое внимание. В Москве, в Леонтьевском переулке (где с 2001 года действует уникальный Музей матрёшки) брат Саввы Мамонтова Анатолий Иванович открыл мастерскую и магазин «Детское воспитание». Здесь создавались и продавались этнические куклы, которые демонстрировали костюмы жителей разных губерний и уездов России. Мастерская была той самой благоприятной средой для рождения русской красавицы.
Однако версий появления расписной деревянной куклы в России несколько, но ни одна из них документально не подтверждена. Источники отправляют любознательных в Индию, а потом в Китай и Японию. В конце девяностых годов девятнадцатого века в мастерской А.И. Мамонтова появилась японская игрушка… То ли добродушный лысый старичок Фукурума – бог долголетия, двойник китайского бога долголетия Шоусина. У мудреца была вытянута голова от долгих раздумий, сама игрушка была разъемной, внутрь были вложены одна в другую шесть фигурок поменьше. То ли кукла Хокэси – символ плодородия. Туловище этой игрушки было цилиндрической формы и к нему была прикреплена подвижно голова. То ли кукла-неваляшка Дарума, добродушный старичок, олицетворяющий божество, приносящее счастье, – Бодхидхарму (по-японски звучит «Бодай дарума» или «Дарума»). По преданию, буддийский монах Бодхидхарма отправился из Индии в Китай, где основал монастырь Шаолинь и в течение девяти лет медитировал в пещере, неподвижно созерцая стену, предаваясь молитвам и размышлениям. За это время ноги и руки у него атрофировались, а веки он вырвал сам, чтобы не заснуть. Поэтому и у Дарумы нет рук и ног, а глаза всегда рисуются без зрачков; делают куклу из дерева, папье-маше или бумаги.

Рождение русского чуда...
Что же пробудило фантазию русского умельца? Мы не будем разгадывать до конца эту тайну… Для нас важно, что деревянная игрушка, привезенная женой Анатолия Мамонтова то ли из Японии, то из Франции, зацепила мастера. Потомственный токарь Василий Петрович Звёздочкин, работавший в мастерской «Детское воспитание», захотел создать что-то своё, в русском стиле. Василий нашел «подходящую чурку» и выточил фигурку монашенки, показал ее друзьям-умельцам. Игрушка понравилась, но они посоветовали немного изменить форму, придать больше сходства с женской фигурой и сделать игрушку разъемной. На Руси испокон веку использовался принцип вложения. Русские мастера точили пасхальные яйца, различные сосуды и вкладывали их друг в друга. Кстати, о форме: если обвести фигуру получившейся в итоге игрушки с головой единым контуром, то проявится форма пасхального яйца…
Творение Василия Звёздочкина попало в подмосковное Абрамцево, в усадьбу Саввы Мамонтова. Деревянная игрушка, внутри которой спрятались еще семь куколок, мал мала меньше, приглянулась всем. Попросили известного художника, знатока старины, театрального декоратора, одного из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве, члена мамонтовского кружка Сергея Владимировича Малютина расписать это деревянное чудо. Получилась у художника круглолицая крестьянская девушка в цветастом платке на голове, в вышитой сорочке, сарафане и переднике, да еще с черным петухом под мышкой. Внутри юной красавицы сидели еще семеро: три сестренки, братишка, еще две сестренки и спеленатый младенец. Каждая фигурка была расписана по-своему. Назвали первую красавицу Матрёшкой, и хранится она бережно в Музее игрушки в подмосковном Сергиевом Посаде.
Почему русской красавице дали именно такое имя? И здесь версий хватает. На Руси имя Матрёна было самым распространенным – раз. В имении Мамонтова на заседаниях Абрамцевского художественного кружка по средам гостям прислуживала девушка Матрёна – два. Кроме того, имя это в своем корне «mater» означает «мать» – три. Значит, Матрёна символизирует образ матери большого семейства, обладает дородной фигурой и отменным здоровьем. Деревянная русская красавица и сегодня является символом материнства, плодородия, единства и крепости семейных уз. Назвали её ласково – Матрёшка.

Выход в свет… Весь мир ее признал и полюбил
В 1900 году первая Матрёшка поехала на Всемирную выставку в Париж и получила там бронзовую медаль за лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи. Эту добрую и яркую деревянную русскую красавицу, многоместную игрушку сразу полюбили. Она стала постоянной участницей ежегодной ярмарки в немецком Лейпциге. В 1909 году Матрёшка пришла на Берлинскую выставку, потом и на ежегодный базар кустарных изделий, проходивший в начале XX века в Лондоне. Передвижная выставка, организованная «Русским обществом пароходства и торговли», познакомила с Матрешкой жителей Греции, Турции и стран Ближнего Востока. Везде русскую гостью принимали тепло, всем она нравилась.
Спрос на игрушку резко вырос, куклу стали изготавливать как в московской мастерской Анатолия Мамонтова, так и в мастерских подмосковного Сергиева Посада, старинного центра по производству игрушек. Наибольшей популярностью пользовались трех-, восьми- и двенадцатиместные матрёшки.
В первые десятилетия ХХ века именно Сергиево-Посадская матрёшка определяла стиль росписи игрушки в России: реалистичное изображение деревенской и городской жизни. Появились среди кукол бояре и боярыни, русские богатыри, персонажи литературных произведений, великие полководцы XIX века… Эти игрушки мгновенно завоевывали сердца детей и взрослых в России и за ее пределами. К слову, в Париже даже был открыт магазин русских матрёшек.

Семеновская матрёшка
В начале ХХ века в России сложилось несколько центров по изготовлению и росписи матрёшки. Новая яркая и необычная игрушка появилась на широкой Нижегородской ярмарке и покорила потомственных мастеров-игрушечников. Однако их игрушка получилась иной. У Сергиево-Посадской матрёшки была приземистая форма, верхняя часть фигурки плавно переходила в утолщающуюся нижнюю, а заготовки расписывались гуашью прямо по дереву, иногда выжигался контур, потом изделие покрывалось лаком. Семеновские токари придали своим матрёшкам больше стройности, относительно тонкий «верх» резко переходил в резко утолщенный «низ». Знаменитая Семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15—18 разноцветных кукол.
Форму куклы нижегородцы видоизменили, а как стали ее расписывать? Кто придумал первые варианты росписи? Недалеко от Семенова стоит на высоком холме село Мериново. Добраться до него можно только по реке Керженке. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края укрывали старообрядцев, гонимых патриархом Никоном, стрельцов во времена Петра I, крепостных, бежавших от помещичьего произвола. В этих краях хорошо знали и бережно хранили традиции древнерусского орнамента, украшали им утварь и прикладные изделия. Здесь родилась и знаменитая хохломская роспись, впитавшая древнерусские мотивы и приемы исполнения рисунка: свободное кистевое письмо. Хохломская роспись во многом повлияла на технику и приемы росписи Семеновской матрешки.
История упоминает мастеров Вагиных и Майоровых из села Мериново. Однажды сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина привез из Нижнего Новгорода Сергиево-Посадскую деревянную куклу, окрашенную светло-зеленой растительной краской, изображавшую мужика с бородой и усами. Мастера сделали свою куклу разъемной, расписали матрешку фуксином, сверху покрыли клеем вместо лака, отчего роспись получилась темной. Особенно интересны и популярны были токарные матрешки Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе.
Однако своим рождением Семеновская девица-красавица обязана мастерам Майоровым. Арсений Федорович привез как-то с той же ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, а его старшая дочь Люба нанесла гусиным пером на заготовку рисунок и расписала куклу кисточкой анилиновыми красками. В центре она разместила ярко-алый цветок, наподобие ромашки, а на голове матрешки нарисовала старинный русский кокошник. Постепенно сформировался новый тип росписи, в отличие от Сергиево-Посадской он получился более декоративным. Семеновские мастера шли от традиций «травного» орнамента. Линии рисунка графичны и легки, а букет на переднике становился постепенно все более насыщенным, красочным, живописным. Нынешние мастера используют в росписи три цвета: красный, синий, желтый. Букет на фартуке располагается асимметрично, он несколько смещен вправо. Основной цвет в букете определяет колористику росписи игрушки. Каждая матрёшка неповторима, художница чувствует каждую куколку и наделяет ее своими линиями, акцентами, нюансами. У Семёновской матрёшки обязательно желтый платок, черные локоны, четное количество цветков в букете на фартуке.

Технология сложна. Важен каждый шаг мастера
С чего начинают семеновские мастера, чтобы их матрешка получилась яркой, неповторимой, долговечной? Выбирают дерево: обычно это липа и береза, иногда ольха и осина. Его просушивают не менее двух лет. Дерево должно звенеть! Потом его распиливают на бревна и вытачивают заготовку, но на ней не должно быть сучков и трещинок. Творить мастер начинает с самой маленькой нераскрывающейся куколки. Для следующей матрёшки сначала изготавливается нижняя часть, затем под неё подгоняют верхнюю. В завершение матрешку зачищают, грунтуют, натирая вручную картофельным клейстером три-четыре раза, высушивают каждый слой при комнатной температуре. Потом приступают к росписи.
Мастера оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми или гуашевыми красками. Семёновская матрёшка обычно одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник с букетом из разных цветов. Одни художники наносят контур – вырисовывают тонкой кисточкой на деревянной заготовке лицо, платок, фартук, руки. Другие закрашивают одним цветом платок и фартук. Третьи украшают фартук и платок цветами. Когда краски высохнут, матрёшку покрывают лаком и высушивают при комнатной температуре, получая удивительную яркость красок. Процесс изготовления матрешки довольно сложен, и длится более 20 дней. Заметим, что рождение матрешки в технике хохломской росписи отличается от семеновской технологии. Во-первых, расписывает игрушку только одна художница, а во-вторых, готовая кукла закаливается в печи при температуре +130 С.
*     *      *
Нынешние семеновские красавицы включают в себя 10 и 15 кукол. Самые большие матрешки изготавливаются к традиционному ежегодному фестивалю «Золотая Хохлома». Это метровые куклы в виде парня и девушки – парные  матрёшки-футляры «Русский молодец» и «Русская красавица».
Особое место сегодня занимает авторская матрёшка. Она популярна и востребована. Художники из Семенова используют приемы традиционной хохломской росписи, создают матрешки с русскими пейзажами, героями русских народных сказок.
В истории промысла есть очень любопытный факт. Семёновские мастера выточили и расписали для выставки «Экспо» в Японии матрешку метровой высоты. Деревянная семеновская красавица состояла из 72 кукол! По иронии судьбы Матрёшка так и осталась в Японии, как бы соединившись с древними куклами Дарумой, Хокэси, Фукурумой…
Октябрь 2011 года.


Рецензии
Это не так. Читайте "Подлинную история матрёшки" на историяматрёшки.рф

Игорь Блюм   08.03.2023 13:00     Заявить о нарушении